Блокада Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:44, реферат

Краткое описание

Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...................... 3-4
Глава I
Военные действия на Северо – Западном направлении . . . . . . . . . . . . .. 5-10
Глава II
В осажденном Ленинграде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11-16
Глава III
Проблемы блокады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17-18
Глава IV
Наличие и поиск продовольствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19-20
Глава V
Дорога жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-24
Глава VI
Прорыв блокады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25-27
Глава VII
Полное снятие блокады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28-29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34-36

Файлы: 1 файл

реферат2 (2).doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    За всё время  действия  дороги, по ней было доставлено  в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т.

    После тяжёлой зимы, наступила весна 1942г. Тёплые лучи солнца согрели людей. Питание населения и войск улучшилось. В результате работы Дороги жизни, ленинградцы стали получать мясо, жиры, крупу, но ещё в ограниченном количестве.

    В тяжелых условиях началась прокладка трубопровода. Усилиями опытного коллектива воинских частей, рабочих укладка нефтепровода протяженностью около 30 километров была закончена 16 июня 1942 года.

    С вводом трубопровода в блокаде города была пробита еще одна серьезная брешь – Ленинград стал получать горючее в любое время года. Колеса хозяйственной жизни начали вращаться  с нарастающим темпом, мощный потенциал города ожил. Теперь время стало работать на  осажденных, город становился еще более мощной  крепостью, имея надежные запасы продовольствия, горючего, боеприпасов.

    Оставшееся население  состояло из работоспособных  людей. Пульс производственной деятельности  становился с каждым днем полнее.

 

                                                           Глава VI

                                                 Прорыв блокады.

                                                                   Документы ленинградской блокады.

Из сообщения Совинформбюро 18 января 1943 г.

   На днях наши войска, расположенные южнее Ладожского озера, перешли в наступление против немецко-фашистских войск, блокировавших Ленинград… Прорвав долговременную укрепленную полосу противника глубиной до 14 километров и форсировав реку Нева, наши войска в течение семи дней напряженных боев, преодолевая исключительно упорное сопротивление противника, заняли: г. Шлиссельбург, крупные укрепленные пункты  Марьино, Московская Дубровка, Липка, рабочие поселки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ,8 станцию Синявино и станцию Подгорная. Таким образом, после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

    В конце ноября 1942г  Военный совет Ленинградского  фронта, докладывая в Ставку Верховного  Главнокомандования свои соображения  на счет ведения боевых действий зимой 1942-43г, одной из главных задач войск фронта считал проведение операции по прорыву блокады.

   2 декабря 1942г Ставка утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов. Готовность операции, условно названной “Искра”, определялась к 1 января 1943г. Координировать действия фронтов, было поручено Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову и генералу армии Г.К. Жукову.

    Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. Ставка ВГК решила встречным ударом срезать этот выступ и возвратить Ленинграду сухопутную связь со страной.

    Вражеские войска подготовили  на шлиссельбургско-синявском выступе  долговременную круговую оборону  фронтом на восток, север и  запад. По своему характеру она  походила на полевой укреплённый  район.

   Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону противника. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67-я армия под командованием генерал-майора М. П. Духанова. Главный удар наносили 268-я и 136-я стрелковые дивизии, где оборона противника была наименее подготовлена в инженерном отношении.

    Командующий Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков выделил в ударную группировку 2-ю ударную армию генерал-лейтенанта В. З.  Романовского. Южный фланг ударной группировки Волховского фронта обеспечивала частью сил 8-я армия генерал-майора Ф.Н. Старикова.

   В начале декабря 1942г по обе стороны шлиссельбургско-синявского выступа наступило необычайное затишье. Траншеи советских войск на переднем крае                                                                

обороны были почти пусты - осталось всего несколько стрелковых частей и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь

в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению.

   В начале января 1943г в результате напряжённой боевой работы войска ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках советско-германского фронта.

   Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943г. перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.   

12 января 1943г в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп реактивных миномётов - “катюш”. Во всей полосе наступления 67-й армии началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. 2 часа 20 минут над обороной врага бушевал огненный смерч. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог.

    Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты. Ледяная гладь реки заполнилась тысячами советских воинов, одетых в белые маскировочные халаты. Впереди с лестницами, досками, фашинами бежали бойцы штурмовых групп и отрядов разграждения. Через пять минут, вперёд устремились главные силы.

    Успешно продвигались по льду воины 269-го стрелкового полка под командованием подполковника А.И. Шерстнёва. Батальону капитана Ф. И. Собакина для преодоления Невы потребовалось всего 4 минуты. Не успели гитлеровцы опомниться, как воины штурмовых групп и передовых подразделений поднялись на ледяной скат и ворвались в первую траншею врага.        Завязался ожесточённый рукопашный бой.

    Вскоре атакующие дивизии полностью заняли первую, а затем и вторую траншеи. По изрытому многочисленными воронками левом берегу Невы раскатилось могучее русское “Ура”! Грохот боя удалялся от берега реки. Лавина советских бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта.  

    К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма.

    Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника. Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков.                                                                 

   Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге.

    13 января противник предпринял несколько ожесточённых контратак, но все

они были отбиты. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции. С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями.

    Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г. И. Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и запада Преображенскую гору. К полудню гора, часть города и железнодорожная станция были заняты.

    В ночь на 18 января командир 26-го немецкого армейского корпуса решил вывести оставшиеся войска из Шлиссельбурга и отвести их к Синявино. К этому времени между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставался узкий, около 2 км, коридор. Немецко-фашистское командование понимало, что до полного окружения его шлиссельбургской группы войск остались считанные часы. Оставив для прикрытия отхода батальон пехоты, гитлеровцы нанесли два встречных удара по советским войскам, вышедшим к Рабочему посёлку №5, Шлиссельбурга и Синявино. К полудню части 136-й стрелковой дивизии и 61-й танковой бригады обошли с севера и юга Рабочий посёлок №5. Считанные сотни метров оставались до встречи с волховховчанами.

    Вскоре 123-я стрелковая бригада заняла и Рабочий посёлок №1.Таким

образом, разгромив за шесть дней противостоящего противника и достигнув места встречи с волховчанами (Рабочие посёлки №5 и 1), войска 67-й армии выполнили свою главную задачу в операции.

   В ночь на 19 января 1943г радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

   Шестнадцатимесячная блокада  Ленинграда  усилиями советских  воинов 18 января 1943 года  была прорвана. Крупные населенные пункты Марьино, Липка, многие рабочие поселки, станция  Подгорная и Синявино, а также  город Шлиссельбург были освобождены. 

   В день завершения прорыва блокады, 18 января 1943г, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. В короткий срок, всего за 18 дней, под непрерывными бомбёжками и артиллерийским обстрелом строители проложили железнодорожную линию Шлиссельбург - Поляна протяжённостью 33 км и возвели свайно-железнодорожную переправу через Неву у Шлиссельбурга, представлявшую собой дугу в 1300м.

    Утром 7 февраля жители героического города восторженно встретили  первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. С февраля по декабрь 1943г по вновь построенной железной дороге прошло 3104 поезда.

Ленинградские заводы и фабрики получили сырьё и топливо, благодаря чему                                                                

значительно расширился выпуск военной продукции. В войска Ленинградского фронта прибывало пополнение, вооружение, боевая техника, боеприпасы.

                                                              

                                                                

                                                        Глава VII

                                             Полное снятие блокады.

    Правительство, желая как можно скорее оказать поддержку населению и защитникам города, принимает меры к форсированному строительству железной дороги через Шлиссельбург в полосе порыва. За 18 дней была построена дорога протяжением 33 км и сооружён временный мост через Неву. 6 Февраля в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Организационная структура перевозок сохранялась прежняя. Ладожская военная флотилия должна была осуществлять оперативное руководство флотом Северо-Западного пароходства и обеспечить охрану трассы. Заместитель начальника пароходства А.Н. Новосёлов в марте 1943 года был назначен заместителем командующего флотилией по перевозкам.

   Снабжение города резко  улучшилось. Завезли уголь, промышленность  получила электроэнергию, замороженные  заводы и фабрики ожили. Город восстанавливал силы.

   Общая же обстановка на  советско-германском фронте оставалась  напряжённой и не позволяла  в это время полностью разгромить  немецкие войска под Ленинградом.

   В 1943г значительно улучшилось и положение осаждённого Ленинграда. Весной Государственный Комитет Обороны принял Постановление о восстановлении предприятий Ленинграда. К концу года трудящиеся города частично или полностью ввели в действие 85 крупных заводов и фабрик. Летом в Ленинграде работало 212 заводов и фабрик союзного подчинения, выпускавших более 400 видов, военной продукции.

      К зиме 1943-44г 99% жилых домов имели уже действующий водопровод. Было отремонтировано 350 тыс. кв. м уличных магистралей и дорог, идущих к линии фронта. На 12 маршрутах стали курсировать около 500 трамвайных пассажирских вагонов.

     В тяжёлых условиях вражеской осады Ленинград продолжал жить и бороться. Линия фронта по-прежнему проходила у стен города, на улицах и площадях рвались бомбы и снаряды, причиняя большой ущерб и унося тысячи жизней. Потеряв всякую надежду захватить Ленинград, враг в бессильной ярости стремился причинить ему возможно большие разрушения, сжечь его.

    Обстановка к концу 1943 года коренным образом изменилась. Наши войска на всех фронтах готовились к новым решающим ударам по врагу. Вслед за поражением главных сил противника под курском советская армия одержала еще ряд побед.

    Под Ленинградом немецко-фашистские дивизии продолжали оставаться на своих позициях. Кюхлер все еще рассчитывал овладеть осажденным городом.

     Советские войска сосредотачивались в исходных районах для наступления скрытно, с соблюдением строгих мер маскировки. 2-я ударная армия была переброшена из Ленинграда на ораниенбаумский плацдарм на кораблях и судах Балтийского флота.                                                              

Информация о работе Блокада Ленинграда