Битва под Москвой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Более 60 лет прошло с того момента, когда мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро говорилось о том, что 6 декабря 1941 г. наши войска перешли в контрнаступление против гитлеровской армии, в результате которого им удалось ее разбить. Это историческое событие произошло у стен советской столицы. Победа и героизм наших солдат никогда не утратят свою актуальность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2 стр.
1.Московская битва ……………………………………………….4 стр.
2.Состояние инженерных войск к началу битвы………………..8 стр.
3.Оборонительные операции………………………………………9 стр.
4.Контрнаступление под Москвой………………………………..18 стр.
Заключение…………………………………………………………23 стр.
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

2659 Битва под Москвой.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

         Характер задач, которые решали  инженерные части и подразделения  советских войск в ходе общего  наступления, тот же, что и в  период контрнаступления.

          За период январь — март 1942 г. инженерные войска Западного фронта, обеспечивая наступление общевойсковых армий, устроили 58 переправ по льду для пропуска танков и артиллерии, проложили 5387 км колонных путей, построили 118 низководных деревянных мостов для пропуска грузов до 60 т, обезвредили и сняли 21 644 мины противника. По мере продвижения вперед наши войска, в том числе и инженерные части, закрепляли занятые рубежи, проводя оборонительные работы и устраивая заграждения. 6

       Таким образом, советские инженерные  войска внесли большой вклад  в дело разгрома фашистских армий в битве под Москвой и в общее наступление наших войск на Западном направлении.

       В ходе обороны наших войск  под Москвой и зимнего наступления  Красной Армии с новой силой  проявился массовый героизм советских  воинов. Десятки тысяч бойцов и командиров, в том числе и воинов инженерных войск, награждены орденами и медалями. В боях отличались не только отдельные воины, но и целые соединения и части. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество многим соединениям и частям, в том числе 11 саперным батальонам и другим специальным инженерным частям, было присвоено почетное наименование гвардейских.

       За образцовое выполнение заданий  правительства по строительству  укрепленных рубежей против фашистских  захватчиков Указом Президиума  Верховного Совета СССР от 21 февраля  1942 г. орденами и медалями Советского  Союза награждены 926 человек. В  том числе орденом Ленина — 9, Красного Знамени — 10, Трудового Красного Знамени — 76, Красной Звезды — 63 и «Знак почета» — 196 человек.

     Среди награжденных орденом Ленина — начальник инженерных войск Красной Армии генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, орденом Красного Знамени — командующий 5-й саперной армией бригинженер А. Н. Комаровский и другие.

     Опыт  инженерного обеспечения боевых действий войск в обороне под  Москвой показал дальнейшее возрастание  роли инженерных заграждений, особенно минновзрывных. Последние стали приобретать оперативное значение. Практика создания и применения оперативных групп заграждения себя оправдала, и ее результаты были использованы и развиты в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны.

     В контрнаступлении под Москвой и  в ходе общего наступления советских войск зимой 1941/42 г, довольно полно определился комплекс мероприятий инженерного обеспечения наступления и наметились основные тенденции боевого использования инженерных войск. Повысилась инженерная культура в войсках. Инженерные части и подразделения стали применяться более целеустремленно и в основном по своему прямому назначению.  Обеспечивая подготовку войск к прорыву обороны противника, инженерные части и подразделения вели  инженерную разведку, устраивали проходы в заграждениях, в исходных районах руководили фортификационным оборудованием позиций пехоты и танков.  В ходе наступления саперы в составе штурмовых групп уничтожали отдельные мощные огневые точки противника, обеспечивали форсирование рек, подготавливали и поддерживали в проезжем состоянии дороги. Они наводили, строили, оборудовали и содержали переправы через реки Москва, Истра, Ока, Угра, Нара, Руза, Лама и др. Наибольшее распространение в зимних условиях получили ледовые переправы.          Особенно большой объем работ был выполнен инженерными войсками при прокладывании и содержании путей. Частые метели с большим количеством осадков делали дороги труднопроходимыми, а иногда и совсем непроходимыми, особенно для автотранспорта. Только в полосе Западного фронта в среднем за месяц очищалось от снега свыше 4300 км дорог. На дорожных работах во время наступления советских войск использовалось свыше 50 процентов всего состава инженерных войск фронта.

        Опыт инженерного обеспечения  битвы под Москвой, боевого  применения инженерных войск в ней явился важным источником дальнейшего развития советского военно-инженерного искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение. 

       Заканчивая работу над рефератом  можно прийти к выводу, что  победа советского народа в  битве под Москвой изменила  соотношение сил во второй мировой войне в пользу антигитлеровской коалиции. Результаты Московской битвы заставили призадуматься те «нейтральные» страны, которые строили свою политику, исходя из уверенности в военном триумфе фашистской Германии. В Токио они охладили горячие головы, которым не терпелось выступить против СССР.  
Итоги Московской битвы сказались и на отношениях внутри антигитлеровской коалиции. Победа под Москвой показала реакционным кругам в Лондоне и Вашингтоне, что их прогнозы в отношении способности Советского Союза к сопротивлению построены на песке. Соотношение сил на советско-германском фронте менялось в пользу СССР, и это не могли не понимать его союзники.  
Великая победа в Московской битве явилась началом коренного поворота в войне. Это выдающееся событие упрочило международный престиж Советского Союза. Неся основное бремя борьбы против фашистской Германии СССР прочно занял ведущее положение в антигитлеровской коалиции.  
            Может быть, только в те трагические дни люди до конца поняли, как любят Москву – столицу СССР, ее древние дома, новые улицы, ее небо, ее шум, ее сердечность, ее справедливость. Чтобы не отдать город на поругание врагу, люди не жалели своей жизни.  
Мы должны с великой благодарностью склонить головы перед памятью тех, кто до последней возможности стоял, преграждая путь врагу, кто с тяжелейшими боями выходил из окружения.
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

1.   В. Таборко. Летопись Великой Отечественной 1941 – 1945. Москва «Молодая Гвардия» 1985г.  
2.  Битва за Москву.  Москва «Московский рабочий» 1975 г.  
3.   Безыменский Л. А.  Укрощение «тайфуна».  Москва. «Московский рабочий» 1987 г.   
4.  Творцы победы: от рядового до маршала.  Москва. «Советская Россия». 1987

5.  Вторая  мировая война: Краткая история.  – М.: Просвещение, 1984. – 155с. 

6.  История  Великой Отечественной войны  Советского Союза      1941-1945гг.-Т.2.  1961.–280с.  
7.  Кожанов В.И. Боевые и трудовые подвиги москвичей в Великой Отечественной войне. 1975.–85с.  
8.   Колесник А.Д. Ополченские формирования Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1988. – 172с.  

Информация о работе Битва под Москвой