Битва под Москвой

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Более 60 лет прошло с того момента, когда мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро говорилось о том, что 6 декабря 1941 г. наши войска перешли в контрнаступление против гитлеровской армии, в результате которого им удалось ее разбить. Это историческое событие произошло у стен советской столицы. Победа и героизм наших солдат никогда не утратят свою актуальность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2 стр.
1.Московская битва ……………………………………………….4 стр.
2.Состояние инженерных войск к началу битвы………………..8 стр.
3.Оборонительные операции………………………………………9 стр.
4.Контрнаступление под Москвой………………………………..18 стр.
Заключение…………………………………………………………23 стр.
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

2659 Битва под Москвой.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

       Кроме минно-взрывных, проволочных  и других противопехотных заграждений  были применены и электризуемые  заграждения. Ранее они устанавливались  на подступах к Луге  и на  других участках Ленинградского фронта. Под Москвой они были возведены в невиданных до сих пор масштабах — в полосе протяженностью более 150 км на участке обороны Хлебниково, Нахабино, Красная Пахра, Подольск, Домодедово. С помощью системы электропередач и подстанций вся энергетическая мощь Мосэнерго ставилась на службу защиты подмосковных рубежей от гитлеровских захватчиков.

         Еще в августе развернулась  подготовка водных заграждений.  На Волге, в верхнем течении  Днепра, на Протве, Гжати, Угре  и других реках было построено тринадцать плотин. Работы выполнялись силами местного населения и организациями.

     Отряды  заграждений подготовили к взрыву все важнейшие сооружения на основных дорогах, установили фугасы на перекрестках дорог и в дефиле, заминировали вероятные пути движения вражеских танков. Для этого было использовано свыше 23,5 тыс. противотанковых мин и большое количество взрывчатых веществ.

       В ходе оборонительных операций  инженерные части Западного, Резервного  и Брянского фронтов принимали  активное участие в боевых действиях по срыву танковых атак противника. В этом важную роль сыграли огонь противотанковой артиллерии и минно-взрывные заграждения, устанавливаемые саперами на направлениях движения танков противника.

     Так, например, 25 октября в полосе 316-й стрелковой дивизии 16-й армии в районе Спас-Рюховского (12 км южнее Волоколамска) 289-й противотанковый артиллерийский полк, 579-й отдельный саперный батальон и рота 42-го отдельного моторизованного инженерного батальона успешно отразили массированную танковую атаку врага. Саперы имели подвижный запас мин (2600) и, взаимодействуя с противотанковым артиллерийским полком, устанавливали их на направлениях движения танков противника. В результате успешных действий артиллеристов и саперов было уничтожено 59 танков врага.

           В полосах обороны 43-й и 49-й  армий активно действовал подвижный  отряд заграждений фронта, состоявший  из 246-го отдельного саперного  батальона. Батальон передвигался  на 14 автомашинах, имел 1 тыс. противотанковых  мин и, взаимодействуя с артиллерийскими частями, способствовал нанесению потерь ударным группировкам противника и срыву его атак.

       Неожиданностью для противника  в это время было применение  специальными подразделениями наших  инженерных войск мин и фугасов  замедленного действия и управляемых по радио фугасов. В октябре 1941 г. в тылу противника было взорвано несколько хорошо охраняемых мостов и других важных объектов.

       В первых числах ноября наступление  противника на Москву, начатое  30 сентября, было остановлено почти  на всех направлениях. Оно разбилось о величайшую стойкость и выдержку советских воинов, беспримерное мужество народа, глубоко верившего в победу правого дела. В срыве первого наступления фашистских войск на Москву достойное место принадлежит и воинам инженерных войск.

         В середине ноября гитлеровские  войска возобновили наступление на Москву. В процессе дальнейшего совершенствования обороны на московском направлении, и особенно во время паузы между первым и вторым наступлением гитлеровских войск, особое внимание было обращено на дальнейшее усиление противотанковой обороны.

     В силу недостатка минно-взрывных средств, которые являлись наиболее эффективным  заграждением против атакующих танков противника, пришлось все в более  широком масштабе на подступах к  Москве возводить противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, лесные и минированные завалы, противотанковые ежи и надолбы и т. п. Общая длина лесных завалов, возведенных под Москвой, составила 1500 пог. км, а фортификационных противотанковых заграждений — около 600 пог. км.

     Непрерывные контратаки наших войск, а также  возведенные противотанковые заграждения, сплошные разрушения на дорогах и  минные поля резко снизили темпы  продвижения танков противника; в  начале декабря наши войска остановили наступление немецко-фашистских армий, а затем перешли в решительное контрнаступление.

     Большую роль в срыве наступления противника и в изматывании его ударных  группировок сыграли две оперативно-инженерные группы по устройству заграждений, созданные  по решению Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 г.

       Только за вторую половину  ноября группой оперативных заграждений  было взорвано и сожжено 310 мостов, устроено около 400 завалов  на дорогах, установлено более  53 тыс. различных мин и фугасов,  в том числе управляемых по проводам, взорвано 500 дорожных фугасов. Действия группы замедляли темпы продвижения противника, вынуждали его танки маневрировать вдоль фронта и подставлять свои борта под огонь нашей противотанковой артиллерии. По неполным данным, на минах, установленных этой группой, подорвалось 408 автомобилей и бронетранспортеров и 43 танка противника.

       Успешно действовала на стыке  Западного и Юго-Западного фронтов  вторая оперативная группа заграждений  в составе 9 инженерных батальонов  под командованием генерал-майора инженерных войск В. Ф. Зотова. Группа действовала в районах Каширы, Ряжска, Рязани и установила свыше 100 минных полей.

     Анализируя  опыт применения советскими войсками инженерных заграждений в обороне  под Москвой, командующий Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков в донесении Председателю Государственного Комитета Обороны 8 декабря 1941 г. писал:

     «Применение противотанковых  мин дает все больший  эффект. Если за ноябрь месяц с. г., по неполным данным, было подорвано  на минах 29 танков и 1 бронемашина, то в период с 1 по 4.12.41 г. только в двух армиях, 5-й и 33-й, подорвалось 17 танков и 2 бронемашины. Это объясняется прежде всего тем, что в последних боях значительно улучшилось взаимодействие с саперными частями на поле  боя. Подразделения саперов — истребителей с противотанковыми минами выдвигались на направление движения танков и устанавливали быстро мины иногда в непосредственной близости от танков противника. В бою у деревни Акулово заградительным огнем артиллерии танки были загнаны на минные поля, где и понесли большие потери. Приняты меры к распространению этого опыта взаимодействия во всех армиях фронта»4.

       В широких масштабах развернулась  боевая деятельность войсковых,  армейских и фронтовых инженерных  частей и подразделений в оборонительных  операциях под Москвой. Они строили оборонительные сооружения полевого и долговременного типа; выделяли из своего состава руководителей и инструкторов на оборонительные работы, к которым привлекались стрелковые войска и гражданское население; ремонтировали и прокладывали дороги, а при вынужденном отходе войск разрушали их. Инженерные части и подразделения активно вели борьбу с танками противника и обеспечивали борьбу с ними других войск. С этой целью они широко осуществляли маневр средствами заграждения, минировали местность, действовали в группах истребителей танков, проявляя при этом мастерство, стойкость, самоотверженность и мужество.

     Примером  этому может служить бессмертный  подвиг одиннадцати саперов 1077-го стрелкового  полка 316-й стрелковой дивизии. Это произошло 18 ноября 1941 г.

     Батальон  пехоты противника с двадцатью танками  подошел к деревне Строково (7,5 км северо-восточнее Волоколамска), где находился штаб полка. В распоряжении командира полка в этот момент был только взвод саперов, которому и была поставлена задача занять оборону, окопаться и не пропустить вражеские танки. Они бутылками с горючей смесью и гранатами уничтожили несколько вражеских танков и десятки гитлеровцев, на некоторое время задержали врага и дали возможность нашим войскам организованно отойти на новый рубеж.

     Ожесточенные  бои с превосходящими силами противника на истринском направлении под Москвой  успешно вели части 78-й стрелковой дивизии, преобразованной в 9-ю гвардейскую  стрелковую дивизию. В составе этой дивизии героически выполняли боевые задачи и саперы 89-го отдельного саперного батальона, преобразованного 26 ноября 1941 г. в 3-й гвардейский отдельный саперный батальон 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

       В оборонительных боях под  Москвой Красная Армия показала  высокие образцы дисциплины, выдержки, невиданный массовый героизм. Десятки частей и соединений, в том числе и инженерных, тысячи бойцов и командиров всех родов войск и среди них саперы, понтонеры, военные строители и инженеры проявили исключительную стойкость в борьбе с врагами.  
 
 

     4. Контрнаступление  под Москвой.  

       К началу перехода в контрнаступление  Западного и Калининского фронтов  в составе инженерных войск  армейского и фронтового подчинения  было 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов, а всего  44 батальона. В составе войсковых саперных частей и подразделении к этому времени находились: в стрелковых полках и бригадах — саперные роты, в каждой стрелковой дивизии — саперный батальон. Кроме того, в составе Западного фронта была 1-я саперная армия, имевшая 10 бригад по 8 батальонов в каждой.

     В ходе контрнаступления под Москвой, как и во всех зимних наступательных операциях 1941-1942 гг., основными, наиболее характерными задачами инженерных войск  было обеспечение прорыва обороны  противника и продвижения наступающих войск в оперативной глубине; отражение контратак и контрударов противника; закрепление достигнутых рубежей; разрушение коммуникаций в тылу противника; выполнение маскировочных мероприятий; участие в штурме сильных укреплений и опорных пунктов противника; устройство и содержание путей подвоза и эвакуации и др.5

       Для выполнения этих задач  каждая общевойсковая армия имела  в своем составе кроме войсковых  саперных частей и подразделений  один-два инженерных (саперных) батальона.  Армии, действующие на направлении главного удара фронта, получали на усиление два-три инженерных (понтонных) батальона. Фронтовые и армейские инженерные части планировалось использовать и они использовались, как правило, массированно и на направлении главных ударов наступающих советских войск. Саперные бригады 1-й саперной армии использовались главным образом на дорожно-мостовых работах: семь бригад — на правом крыле Западного фронта и три бригады — на левом.

     Рассмотрим  на примерах некоторых инженерных частей и подразделений, какие конкретные задачи пришлось им решать в ходе контрнаступления наших войск под Москвой.

       Обеспечивая наступление войск  правого крыла Западного фронта, войсковые, армейские и фронтовые  саперы в декабре 1941 г. строили  ледяные и мостовые переправы  через канал Москва — Волга (саперы рот 71-й и 47-й стрелковых бригад, 244-й отдельный саперный батальон), (участвовали в штурме огневых точек противника, делали проходы в его минно-взрывных заграждениях, прикрывали минными полями фланги наступающих войск.

     С началом отхода войска противника стали особенно широко применять минно-взрывные заграждения и всякого рода разрушения. Поэтому в ряде случаев инженерным подразделениям приходилось идти впереди наступающих танков, разведывая и снимая мины противника (146-й отдельный саперный батальон 16-й армии в районе Подпорино, Хованское, Еремеево, что 10 км юго-западнее Крюково).

На левом  крыле Западного фронта при обеспечении  ночного штурма города Михайлово 7 декабря 1941 г. саперы 607-го отдельного саперного  батальона в течение нескольких часов сняли свыше 830 мин.

       В последующем, при развитии  наступления, благодаря героическим  усилиям 103-го отдельного инженерного  батальона и 269-го отдельного  саперного батальона войска 49-й  армии без задержек переправились  через реки Протва и Ока, в результате чего создались благоприятные условия для стремительного преследования и овладения с ходу крупным узлом дорог областным центром — городом Калуга.

           В ходе преследования противника  и при бое за Калугу 20-30 декабря  1941 г. образцы выдержки и умения показали саперы 557-го саперного батальона. Обеспечивая преследование, они в течение трех дней проложили 140 км колонного пути, построили и восстановили шесть мостов.  С захватом нашими войсками Калуги, создавая завалы и минируя дороги, саперный батальон содействовал срыву контратак противника, что лишило его возможности вывести из Калуга военное имущество. Противник вынужден был бросить в Калуге несколько железнодорожных эшелонов, в том числе два эшелона с танками.

       Ответственную и трудную задачу получил и решил 57-й отдельный понтонно-мостовой батальон — переправить на правый берег Волги под Калинином танки КВ. Замерзшая река не выдержала бы тяжелых машин. Сплошной лед делал невозможным наводку наплавного моста. Тогда понтонеры подорвали лед и в образовавшейся майне навели переправу.

Информация о работе Битва под Москвой