Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:42, курсовая работа
Более 60 лет прошло с того момента, когда мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро говорилось о том, что 6 декабря 1941 г. наши войска перешли в контрнаступление против гитлеровской армии, в результате которого им удалось ее разбить. Это историческое событие произошло у стен советской столицы. Победа и героизм наших солдат никогда не утратят свою актуальность.
Введение……………………………………………………………2 стр.
1.Московская битва ……………………………………………….4 стр.
2.Состояние инженерных войск к началу битвы………………..8 стр.
3.Оборонительные операции………………………………………9 стр.
4.Контрнаступление под Москвой………………………………..18 стр.
Заключение…………………………………………………………23 стр.
Список литературы…………………………
Кроме минно-взрывных, проволочных
и других противопехотных
Еще в августе развернулась
подготовка водных заграждений.
Отряды
заграждений подготовили к
В ходе оборонительных
Так, например, 25 октября в полосе 316-й стрелковой дивизии 16-й армии в районе Спас-Рюховского (12 км южнее Волоколамска) 289-й противотанковый артиллерийский полк, 579-й отдельный саперный батальон и рота 42-го отдельного моторизованного инженерного батальона успешно отразили массированную танковую атаку врага. Саперы имели подвижный запас мин (2600) и, взаимодействуя с противотанковым артиллерийским полком, устанавливали их на направлениях движения танков противника. В результате успешных действий артиллеристов и саперов было уничтожено 59 танков врага.
В полосах обороны 43-й и 49-й
армий активно действовал
Неожиданностью для противника
в это время было применение
специальными подразделениями
В первых числах ноября
В середине ноября
В силу недостатка минно-взрывных средств, которые являлись наиболее эффективным заграждением против атакующих танков противника, пришлось все в более широком масштабе на подступах к Москве возводить противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, лесные и минированные завалы, противотанковые ежи и надолбы и т. п. Общая длина лесных завалов, возведенных под Москвой, составила 1500 пог. км, а фортификационных противотанковых заграждений — около 600 пог. км.
Непрерывные
контратаки наших войск, а также
возведенные противотанковые
Большую
роль в срыве наступления противника
и в изматывании его ударных
группировок сыграли две
Только за вторую половину
ноября группой оперативных
Успешно действовала на стыке
Западного и Юго-Западного
Анализируя опыт применения советскими войсками инженерных заграждений в обороне под Москвой, командующий Западным фронтом генерал армии Г. К. Жуков в донесении Председателю Государственного Комитета Обороны 8 декабря 1941 г. писал:
«Применение противотанковых мин дает все больший эффект. Если за ноябрь месяц с. г., по неполным данным, было подорвано на минах 29 танков и 1 бронемашина, то в период с 1 по 4.12.41 г. только в двух армиях, 5-й и 33-й, подорвалось 17 танков и 2 бронемашины. Это объясняется прежде всего тем, что в последних боях значительно улучшилось взаимодействие с саперными частями на поле боя. Подразделения саперов — истребителей с противотанковыми минами выдвигались на направление движения танков и устанавливали быстро мины иногда в непосредственной близости от танков противника. В бою у деревни Акулово заградительным огнем артиллерии танки были загнаны на минные поля, где и понесли большие потери. Приняты меры к распространению этого опыта взаимодействия во всех армиях фронта»4.
В широких масштабах
Примером
этому может служить
Батальон пехоты противника с двадцатью танками подошел к деревне Строково (7,5 км северо-восточнее Волоколамска), где находился штаб полка. В распоряжении командира полка в этот момент был только взвод саперов, которому и была поставлена задача занять оборону, окопаться и не пропустить вражеские танки. Они бутылками с горючей смесью и гранатами уничтожили несколько вражеских танков и десятки гитлеровцев, на некоторое время задержали врага и дали возможность нашим войскам организованно отойти на новый рубеж.
Ожесточенные бои с превосходящими силами противника на истринском направлении под Москвой успешно вели части 78-й стрелковой дивизии, преобразованной в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В составе этой дивизии героически выполняли боевые задачи и саперы 89-го отдельного саперного батальона, преобразованного 26 ноября 1941 г. в 3-й гвардейский отдельный саперный батальон 9-й гвардейской стрелковой дивизии.
В оборонительных боях под
Москвой Красная Армия
4.
Контрнаступление
под Москвой.
К началу перехода в
В ходе контрнаступления под Москвой, как и во всех зимних наступательных операциях 1941-1942 гг., основными, наиболее характерными задачами инженерных войск было обеспечение прорыва обороны противника и продвижения наступающих войск в оперативной глубине; отражение контратак и контрударов противника; закрепление достигнутых рубежей; разрушение коммуникаций в тылу противника; выполнение маскировочных мероприятий; участие в штурме сильных укреплений и опорных пунктов противника; устройство и содержание путей подвоза и эвакуации и др.5
Для выполнения этих задач
каждая общевойсковая армия
Рассмотрим на примерах некоторых инженерных частей и подразделений, какие конкретные задачи пришлось им решать в ходе контрнаступления наших войск под Москвой.
Обеспечивая наступление войск
правого крыла Западного
С началом отхода войска противника стали особенно широко применять минно-взрывные заграждения и всякого рода разрушения. Поэтому в ряде случаев инженерным подразделениям приходилось идти впереди наступающих танков, разведывая и снимая мины противника (146-й отдельный саперный батальон 16-й армии в районе Подпорино, Хованское, Еремеево, что 10 км юго-западнее Крюково).
На левом крыле Западного фронта при обеспечении ночного штурма города Михайлово 7 декабря 1941 г. саперы 607-го отдельного саперного батальона в течение нескольких часов сняли свыше 830 мин.
В последующем, при развитии
наступления, благодаря
В ходе преследования
Ответственную и трудную задачу получил и решил 57-й отдельный понтонно-мостовой батальон — переправить на правый берег Волги под Калинином танки КВ. Замерзшая река не выдержала бы тяжелых машин. Сплошной лед делал невозможным наводку наплавного моста. Тогда понтонеры подорвали лед и в образовавшейся майне навели переправу.