Архитектура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

История Египта охватывает около 5 тысячелетий, за время которых на его территории произошло зарождение цивилизации, возвышение греков и римлян, развитие иудейской, христианской и исламской религий, колониальный период, когда сначала Франция, а затем Англия правили страной, и наконец возвращение к независимости. Египет играл важную культурную роль во все времена, и сейчас на его территории можно обнаружить памятники архитектуры, которые охватывают историю человечества от ее зарождения до настоящего момента.

Файлы: 1 файл

Архитектура древнего Египт1111.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

             Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

              Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище.

             Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

             Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

             Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция.    

           Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

          Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

           Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

           Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду  с рельефами стены  гробниц покрывались  контурными или живописными  картинами, содержание которых было более  разнообразным, чем  рельефы. Довольно часто  на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и  изобразительное  искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальное являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

 

Список литературы

“Архитектура страны фараонов” - Целлар Каталина, стройиздат, научно-популярная библиотека школьника, Москва 1990.

“Семь чудес света” - Ганс Райхардт, 1996.

М. Матье. Искусство Древнего Египта. - М., Издательство “Искусство”, 1970.

Э. Морэ. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1 998.

  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/
  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной  культуры. Первобытность. Древний мир.–  Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991

Информация о работе Архитектура древнего Египта