Архитектура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

История Египта охватывает около 5 тысячелетий, за время которых на его территории произошло зарождение цивилизации, возвышение греков и римлян, развитие иудейской, христианской и исламской религий, колониальный период, когда сначала Франция, а затем Англия правили страной, и наконец возвращение к независимости. Египет играл важную культурную роль во все времена, и сейчас на его территории можно обнаружить памятники архитектуры, которые охватывают историю человечества от ее зарождения до настоящего момента.

Файлы: 1 файл

Архитектура древнего Египт1111.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

            Жилые дома в Египте строились из таких материалов, как тростник, дерево и глина. Жилище служило только роль убежища и защиты от ветра. Архитектура Египта имела ряд особенностей - при строительстве жилых домов египтяне не использовали камень, так как считали, что этот материал предназначается для умерших. Именно из него строились величественные пирамиды, которые поражают четкостью геометрических форм и масштабностью. Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

 

Ворота Луксоркского храма

            Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагал-ся гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помеще-ний: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей глав-ного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах -Карнакский -и Луксорский.

 

Фасад храма  Рамзеса II

           Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса IIНефертари.

           Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».

 

 

 

Заупокойный храм Хатшепсут

 

          

            Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

           После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Архитектура Позднего Царства

 

 

Храм Гора в Эдфу

          В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

           В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

           С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры —гипостили, пилоны, цепочки зал.

           В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

            После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта»

 

Архитектура Египта в средние века

            В Средних веках Египет начинает возвращать себе былое могущество. Страна начинает торговать с Западной Европой и Византией. Каир становится одной из крупных культурных столиц мира, поэтому именно в этом городе можно наблюдать лучшие памятники архитектуры Египта эпохи Средневековья. В 7 веке была построена мечеть Амра, которая является одним из ранних примеров колонных мечетей. Эта постройка представляет собой широкий двор, в котором расположен фонтан, окруженный колоннадой. В 9 веке была возведена мечеть Ибн Тулуна, которая располагалась в резиденции первого правителя Египта, который стал независим от Багдадского халифата. Особенностью данной мечети является то, что в ней присутствуют не традиционные круглые, а квадратные колонны. Все карнизы и колонны украшены резными растительными узорами. Мечеть выполнена в едином орнаментальном стиле, который придает зданию особенную атмосферу. Снаружи здание хорошо укреплено и перекликается со стилем крепостного средневекового зодчества.

          Также к середине 9 века относится сооружение, которое является самым ранним из сохранившихся памятников гражданской архитектуры Египта эпохи Средних веков. Это Нилометр, который расположен возле Фустата на острове Рода. Эта постройка представляет собой колодец, посередине которого расположена колонна, с помощью которой египтяне измеряли уровень воды в реке Нил.

           В 10 веке очень активно начинают расстраиваться и расширяться города. А 13-15 столетие было для Египта одновременно периодом могущества и временем сильных социальных противоречий. В архитектуре проявляются мотивы культур Азии и Западной    

          Европы. Это время новых архитектурных решений. Стиль архитектуры Египта становится более сложным, в моду входят купола, порталы и монолиты высоких стен.            

          На смену простоте и логичности приходит величие и торжественность. Примером здания того периода архитектуры Египта может служить маристан Калауна, который состоит из мечети, мавзолея и госпиталя. Еще одним ярким примером архитектуры того времени является мечеть Хасана, построенная в 14 веке. Это здание благодаря своей планировке, громадным аркам, подчеркнутому геометризму и кубичности создает ощущение величества и могущества.

           В Египте можно обнаружить архитектурные памятники разных эпох, религий и народов, что вместе создает неповторимый египетский стиль, вызывающий восхищение и восторг.

 

Архитектурные направления.

Архитектура Древнего Египта теснейшим  образом связано с заупокойным  культом. Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид  как архитектурных соображений  было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили  к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно  господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного  ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой  нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый  тип заупокойного храма. Первое, бросающееся  в глаза новшество, изменение  местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

К  этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса  были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя  бассейнами.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно  развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной  оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и  пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались  по одной оси, продолжавшейся за стенами  длинной аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Дворцы  и храмы Ахетатона.

Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.

Информация о работе Архитектура древнего Египта