Англия в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:47, реферат

Краткое описание

Данная тема выбрана мной, так как меня заинтересовало раннее развитие демократических основ политической системы в Англии. Какие исторические условия позволили сформировать парламент уже в конце 13 века? Почему королевская власть была вынуждена опираться на различные сословия, сущность которых в начале была в представительстве высшей знати, а в дальнейшем приобрела более широкий характер за счет других слоев населения, а именно: мелких, средних феодалов и купечества. Мне также интересно влияние внешних факторов на развитие центральной власти в Англии, а точнее как завоевание норманнов способствовало ее укреплению. Думаю, что изучение различных источников при написании этого реферата помогло мне найти ответы на эти вопросы.

Файлы: 1 файл

Реферат История.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

король,  видя  противоречия  в  лагере  противников,   отказался   выполнять

требования баронов и рыцарей.  В  1263  г.  в  Англии  началась  вооружённая

борьба, приведшая к гражданской  войне.

      Монфор, возглавлявший  борьбу против  короля,  опирался  не  только  на

баронов, но и  на  рыцарей,  свободных  крестьян  и  широкие  слои  горожан,

особенно Лондона. Решающее сражение произошло на юге Англии — при  Льюисе  14

мая 1264 г. В этой битве Монфор наголову разбил королевские  войска  и  взял

короля в плен вместе с его  братом и старшим  сыном  Эдуардом.  Была  создана

комиссия из трёх лиц для управления страной. Во главе комиссии стал  Монфор.

В январе 1265 г.  он  созвал  собрание,  на  которое,  кроме  баронов,  были

приглашены по два представителя  от каждого графства и по два горожанина  от

каждого из наиболее значительных  городов.  Это  собрание  считается  первым

парламентом  Англии,  поскольку  оно  относительно  полно  представляло  всю

страну.

      Широкие  слои  крестьянства  также  вступили  в  эту  общенациональную

борьбу. В некоторых графствах  крестьяне,  используя  борьбу  феодалов  между

собой,  начали  громить  поместья,  в   первую   очередь   —   принадлежащие

сторонникам короля. Движение  грозило  перерасти  в  общекрестьянскую  войну

против феодалов. Это испугало баронов. Многие из  них  стали  переходить  на

сторону бежавшего в это время  из плена старшего сына  короля  —  Эдуарда.  В

битве при Ившеме 4 августа 1265 г. войска  Монфора  потерпели  поражение,  а

сам он погиб в бою.

      Несмотря на военные  успехи, король был вынужден пойти на компромисс  с

баронами, рыцарями и горожанами. Король обещал соблюдать права  и  вольности

баронов, рыцарей и горожан и  согласился признать парламент  в  том  виде,  в

каком он был  собран  впервые  (как  представительство  баронов,  рыцарей  и

горожан).   Таким   образом,   результатом   гражданской    войны    явилось

возникновение в Англии парламента,  что  означало  переход  к  новой,  более

централизованной форме феодального  государства,  к  феодальной  монархии  с

сословным  представительством.  Сословия  –  это   сложившиеся   на   основе

классовых отношений феодального  строя общественные группы с  наследственными

правами и обязанностями.  В  большей  части  стран  Западной  Европы  такими

сословиями  являлись  духовенство  (первое  сословие),  дворянство   (второе

сословие) и горожане (третье сословие). В феодальной  монархии  с  сословным

представительством,    сменившей    в     Англии     феодальную     монархию

предшествовавшего периода, как и  ранее, первое место занимали духовенство  и

дворянство. Однако привлечение в  парламент  представителей  городской  элиты

свидетельствовало о  значительно  возросшей  роли  горожан  в  экономической

жизни страны.

Характеристика английского парламента

      При Эдуарде I (1272—1307) парламент утвердился окончательно. В 1295 г.

король  созвал   парламент,   получивший   название   «образцового»   (Model

Parliament). Кроме прелатов и баронов,  приглашенных лично, были  избраны   по

два рыцаря от каждого графства и  по два горожанина от  каждого,  получившего

на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство.

Структура парламента. С середины XIV  в.  парламент  стал  делиться  на  две

палаты: верхнюю — палату лордов (House of Lords),  где  заседали  прелаты  и

бароны, и нижнюю — палату общин (House of Commons), где  заседали  рыцари  и

представители  городов.  То,  что  горожане  и  рыцари  заседали  совместно,

отличало  английский  парламент  от  сословно-представительных  собраний   в

других странах, их прочный союз обеспечил палате  общин большое влияние в

политической жизни Англии. Духовенство  не было особо выделено  в  английском

парламенте.

Функции парламента. Первой и важнейшей  функцией парламента была  финансовая.

В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил,  что  обложение  прямыми

налогами не может иметь места  без согласия парламента. В XIV в.  тоже  самое

коснулось  косвенных  налогов.  В   XV   в.   все   вопросы,   связанные   с

налогообложением, должны были вначале  рассматриваться нижней палатой.

      В XIV—XV вв. оформилась  законодательная  функция   парламента.  Вначале

это  выглядело  так:  нижняя  палата  подавала  королю  петицию,  в  которой

ставился вопрос об издании законов, необходимых, по  мнению  парламентариев,

для  общества.  Позднее   петиции   стали   облекаться   в   форму   готовых

законопроектов.   В   дальнейшем   установился    порядок,    по    которому

постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты), не  могли  быть

изменены или отменены без согласия обеих палат. Статуты стали  высшим  актом

государственной власти (законом).

      Контрольная функция   парламента  выражалась  в   виде  так  называемого

импичмента. Перед палатой  лордов  как  высшим  судом  страны  палата  общин

возбуждала   обвинение   против   тех   или   иных   советников   короля   в

злоупотреблении своими обязанностями.

      Парламент вмешивался  и  в  область  внешней   политики:  его  согласие

требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

 

  1.   ВЫВОДЫ

 

 

1.Эпоха англосаксонского государства  имеет свои особенности, которые подтверждают вывод о том, что монархия в этот период носила ограниченный, сословно-представительный характер.

   Высший государственный  орган в англосаксонскую эпоху  - витанагемот - совет Витанов, "мудрых". Это собрание достойных, "многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.

Все важные государственные дела решались "по совету и с согласия" этого  собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Хотя королевской власти в IX-Х вв. и удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.

 

2.Исторической предпосылкой демократических  форм политической системы можно считать местное самоуправление.

 Законы англосаксонского короля  Этельстана (X в.) и его последователей  упоминают низовые единицы местного  управления - сотни и десятки.  Сотня, возглавляемая сотником, управлялась  общим собранием, собиравшимся  примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.

Во главе графства стоял, как  правило, элдормен, назначенный королем  с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его  роль заключалась в руководстве  собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.

Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу  у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.

   По мере утверждения феодальных  отношений и закрепощения крестьян и здесь происходит укрепление королевской власти, но общество приобрело необходимый исторический опыт. Этот опыт сыграет свою роль в развитии городского самоуправления, принятия

Великой Хартии и становлении парламента.

 

3. Итоги нормандского завоевания. Усиление королевской власти.

Завоеватели не собирались окончательно разорять крестьянство, так как своих  крестьян они в Англию не привезли, а им необходимо было увеличивать  население поместий ради получения  ренты и налогов. Но завоевание ускорило закрепощение крестьянства, т. е. способствовало быстрейшему завершению процесса феодализации, начавшегося в предшествовавший нормандскому завоеванию период. Это был настоящий переворот, в результате которого число свободных крестьян резко уменьшилось. Каждый лорд получил право иметь судебную курию для всех своих держателей, что дало ему дополнительные возможности подчинять население поместий. Новые лорды и бароны начали активно хозяйничать: восстанавливать разрушенные усадьбы, осушать болота, строить мельницы, основывать рынки и города. Завершение феодализации стало фактором, который способствовал дальнейшему прогрессу общества.

 

В результате завоевания установилась вполне законченная по форме феодальная система земельных держаний и  вассальных связей. Эта система была в значительной мере перенесена в Англию из Нормандии. Феодальный строй в Англии был более совершенным, поскольку он перенесен в готовом виде, чем во Франции, где он сложился естественным путем .

Английские отношения отличались тем, что здесь в силу самого факта завоевания и необходимости удержаться на захваченной территории среди враждебного населения создались условия для укрепления королевской власти. Король здесь —верховный собственник всей земли в королевстве, ему непосредственно приносят присягу все держатели, бароны не имеют права строить замки, получают землю в разных графствах, что исключает возможность их политического усиления, бароны не имеют государственной власти над держателями, не обладают верховной юрисдикцией, правом ведения частных войн. В противовес баронам Вильгельм сохраняет и поддерживает судебные собрания графств и сотен. Сохраняется фирд — пешее ополчение свободных держателей, которые платят налоги королю. Королевский совет не принимает характера феодального совета французского образца, в нем заседают лица, желательные королю и проводящие его политику. Вильгельм правит Англией сам, посредством своих письменных приказов, изготовляемых капелланами под надзором канцлера. Приказы рассылаются шерифам, представляющим власть короля в графствах. В результате всех этих обстоятельств возникает монархия, настолько сильная, что уже можно говорить об определенном единстве Англии. Этому способствовало и то, что королевскую власть поддерживали мелкие и средние феодалы, церковь, купечество и сохранившееся в некоторых районах свободное крестьянство. Сыграло роль и наличие у Вильгельма значительных доходов от его доменов в Нормандии.

 

4.Реформы Генриха II

   Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация  государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154—1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:

1) приведение в систему и придание  более четкой структуры королевской  юстиции (усовершенствование форм  процесса, создание конкурирующей  с традиционными и средневековыми  судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов);

2) реформирование армии на основе  сочетания принципов ополченческой  системы и наемничества;

3) установление новых видов налогового  обложения населения. 

 

5. К XIII в. в общественной жизни Англии произошли важные изменения, обусловившие переход к сословно-представительной монархии.

В  XIII  в.  в  Англии  развернулась острая политическая борьба, определившая последующее политическое развитие страны.  Сильной  королевской  власти противостояли оформившиеся сословия.

       В оживленную  торговлю такими товарами,  как   шерсть,  хлеб  и  другими  продуктами в Англии была вовлечена   значительная  часть  феодалов,  особенно мелких и средних.  Росли их связи с рынком,  а  значит,  этот  многочисленный слой феодалов имел  немало  общих  интересов  с  горожанами  и  с  верхушкой свободного крестьянства, что объясняет отсутствие  в  Англии  резкой  грани, отделявшей дворянство  от  этих  сословных  групп.  Кроме  того,  дворянство пополнялось выходцами из других сословий и не  превратилось,  подобно  тому, как это было во Франции, Германии и  Испании,  в  замкнутое  сословие.  Этот факт оказал сильное влияние на всю последующую политическую жизнь Англии.

 Постепенно стерлись былые  различия между англосаксонскими и нормандскими феодалами. Прежняя политическая причина возникновения сильной королевской власти перестает быть существенной. Консолидация класса феодалов порождает у баронов стремление ограничить королевскую власть, что было поддержано широкими слоями населения, страдавшего от постоянных поборов королевских чиновников, от произвольных налогов и т.п. Оппозиционность проявила и церковь, недовольная монаршим произволом и конфискациями церковного имущества. В результате в начале XIII в. в Англии складывается возглавляемый баронами блок, выступавший против произвола королевской власти.

Информация о работе Англия в средние века