Английский парламент

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

В большинстве стран Европы на смену феодальной раздробленности пришла сословная монархия . Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с крупными феодалами, создание бюрократического аппарата, усовершенствование налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.

Оглавление

Введение 3
Сословно-представительная монархия в Англии 6
Причины и предпосылки возникновения сословного представительства в Англии. ………………………………………………….9
Образование парламента в Англии. 12
«Образцовый» парламент 14
Расширение компетенции парламента в XIV-XV веке ...………………….16
Английский парламент в период абсолютной монархии 18
Английская буржуазная революция и парламент ………………..20
Значение парламента в Англии ………………………………..........26
Заключение……………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

Социальные противоречия и конфликты  проявились уже в конце XII в. Внутренняя и внешняя политика короля Ричарда I (1189—1199), прозванного Львиным Сердцем, проведшего большую часть своего царствования вне Англии — в третьем крестовом походе и в мелких феодальных войнах на континенте, вызывала большое недовольство в Англии. Недовольство стало особенно резким при Иоанне (Джоне) Безземельном (1199—1216).4 От бесконечных чрезмерных поборов и грубого нарушения королём и его чиновниками феодальных привилегий страдали рыцарство, церковь и многие бароны. Неслыханными налогами облагались и города. Таким образом, борьба баронов получила поддержку других активных политических сил страны — дворянства и городской верхушки. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. В начале XIII века Англия была втянута в войну с Францией, требовавшей огромных расходов. Война с французским королём Филиппом II Августом привела к потере Англией ряда владений на континенте — Нормандии, Анжу, Мэна, Турени и части Пуату.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование парламента в Англии.

По моему мнению, необходимо выяснить происхождение термина парламент. Это важно хотя бы потому, что уже в средние века учёные, исследуя  происхождение английского слова «parliament», делали выводы непосредственно о первоначальном предназначении этого сословно-представительного органа. Так, например, С.В. Кондратьев, ссылаясь на труды У. Лэмбарда, выделяет две версии происхождения этого слова. Одна из них сводится к тому, что термин «parliament» возник в результате слияния латинских слов «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»).6 Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Согласно другой концепции слово «parliament» появилось в Англии в период нормандского завоевания и является результатомслияния двух французских слов: «parler» («говорить») и «ment» («мнение»).Исходя из этой точки зрения, можно сделать вывод, что парламент – это собрание людей, объединившихся, чтобы выразить своё мнение или дать совет. Из этих разногласий вытекают споры и о времени учреждения первого сословно-представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возникает уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию созывал парламенты. Но согласно другой точке зрения, наиболее распространённой и наиболее обоснованной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII в.

Итак, в середине ХIII столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством — с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого. В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов. В ходе гражданской войны пришли в движение значительные массы крестьянства. Подъем крестьянского движения окончательно ослабил оппозиционную коалицию, что в конечном итоге привело к гибели де Монфора. Однако королевская власть уже осознала необходимость компромисса, политического соглашения между нею, феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической стабильности. Следствием такого соглашения явилось окончательное оформление органа сословного представительства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Образцовый»  парламент

Король Эдуард I (1272—1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил  хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80—90-х годов XIII в. вызвала  сильную нужду в деньгах. Попытки  короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х  годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания.

Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. («Образцовый парламент»), а  в 1297 г. издал «Подтверждение хартии» (второй вариант хартии называется статутом «О неналожении податей»). В этом документе говорилось, что  ни один налог не будет взиматься  без согласия парламента. Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого получившего на то право города. В этом парламенте было представлено и духовенство. 
Первоначально парламента как единого постоянно действовавшего органа не существовало. По мере того как корона нуждалась в деньгах, созывались собрания баранов, прелатов, представителей рыцарей и горожан. Сословия заседали раздельно, и налоги для каждого сословия устанавливались разные7.  Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги в8отировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями.89

В первой половине XIV века парламент  стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и  нижнюю палату общин, где заседали представители  графств и городов. Парламент  Англии периода сословно-представительной монархии постепенно закрепил за собой  следующие полномочия:

1) утверждение порядка  и размеров налогообложения;

2) право законодательной  инициативы, постановление, принятие  королем и обеими палатами  парламента ("Статуты" становились  высшим законодательным актом  государства);

3) согласие на объявление  войны или заключение мира;

4) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса  перед палатой лордов против  тех или иных советников короля  за злоупотребление ими своими  обязанностями.10

Король обещал соблюдать  права и вольности баронов, рыцарей  и горожан и согласился признать парламент в том виде, в каком  он был собран впервые (как представительство  баронов, рыцарей и горожан). Таким  образом, результатом гражданской  войны явилось возникновение  в Англии парламента, что означало переход к новой, более централизованной форме феодального государства, к феодальной монархии с сословным  представительством. Сословия – это  сложившиеся на основе классовых  отношений феодального строя  общественные группы с наследственными  правами и обязанностями. В большей  части стран Западной Европы такими сословиями являлись духовенство (первое сословие), дворянство (второе сословие) и горожане (третье сословие). В феодальной монархии с сословным представительством, сменившей в Англии феодальную монархию предшествовавшего периода, как  и ранее, первое место занимали духовенство и дворянство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение компетенции  парламента в XIV – XV вв.

 Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте были оговорки, Допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов. О.А. Жидков выделяет три основных полномочия парламента того времени:11

1) право на участие  в издании законов; 

2) право решать вопросы  о поборах в пользу королевской  казны; 

3) право осуществлять  контроль над высшими должностными  лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа. Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства. парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин. В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362, и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием. 12 Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против 'того или иного должностного лица короля в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления отдельных королевских советников. В этом случае парламентом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале». В течение XIV – XV веков в экономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский парламент  в период абсолютной монархии.

 Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел. свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершенного». Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского, «образца». Особенности английского абсолютизма. Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К Другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия. Особенности английского абсолютизма, его незавершенный характер дают возможность буржуазной, особенно англо-американской, историографии вообще отрицать наличие его в Англии. При этом обычно используется старая либеральная концепция существования в Англии со времен. Великой хартии вольностей «правового государства», в котором все, в том числе и монарх, были якобы подвластны закону. Эта концепция, однако, является следствием абсолютизации особенностей английской феодальной монархии XVI—XVII вв., отрыва юридических институтов от их социально-экономической основы. Феодальное государство в Англии в это время не изменило своей природы, а незавершенность абсолютизма определялась появлением сильной буржуазии в городе и буржуазно-переродившегося дворянства в деревне. . Парламент в системе центральных органов власти Англии в XVI – начале XVII веков. Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля. Тайный совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лордаказначея, лорда-хранителя печати и др. Усилившаяся королевская власть не смогла, однако, упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 г., который приравнял указы короля в совете к законам парламента. Хотя в 1547 г. парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранилось. Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов. Противодействие парламента установлению новых налогов вынуждало английских королей прибегать к займам, введению пошлин на ввоз и вывоз товаров, к выдаче за крупные денежные выплаты привилегий компаниям на исключительное право торговли (так называемых монополий). Эти действия иногда вызывали сопротивление парламента, но его возможности влиять на политику королевской власти в этот период ослабли. С целью учреждения в стране церкви, подчинённой королевской власти, В Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся секуляризацией церковных земель. Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 г. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVI в. законодательным путём было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, несмотря на то, что сословное представительство в Англии в эпоху абсолютизма удалось сохранить, полномочия парламента были значительно ограничены, а палата общин зачастую была всего лишь марионеткой в руках короля и поддерживающей его палаты лордов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Английская буржуазная революция и парламент.

 Значение парламента в предреволюционной Англии. Вопрос о том, чем был парламент в предреволюционной Англии до сих пор остаётся остро дискуссионным. Историки-юристы (Дж.Нил, А.Поллард, У.Нотстейн) писали о постоянно растущем значении палаты общин в общественной жизни тюдоровской и раннестюартовской Англии, о том , что нижняя палата в раннестюартовскую эпоху оформилась как единая оппозиционная сила, противостоящая абсолюстским устремлениям короля и «пламенно» отстаивающая конституционные принципы13. Данная точка зрения господствовала в англо-американской историографии вплоть до 70-х годов XX века. В середине 70-х годов в науку пришло поколение, которое иначе взглянуло на эту проблему. Ревизионисты в отличие от своих предшественников начали более скурпулёзно изучать парламентскую практику, предвыборную процедуру, деятельность парламентских комитетов, механизм принятия решений, механизм контроля за деятельностью коммонеров, наконец жизнь и карьеры отдельных парламентских деятелей. Они пришли к выводу, что парламент отнюдь не являлся решающим фактором политики, ибо собирался нерегулярно и был зависим от короля (созывы и роспуски). Политика делалась при королевском дворе, где различные группировки государственной элиты боролись за близость королю. Таким образом, критика королевской власти становилась лишь отражением придворного соперничества. Оппозиционность отдельных парламентариев мгновенно пропадала, когда они получали определённые должности, к тому же многие из них были больше поглощены делами отдельных графств и местечек, нежели делами государства. Созывы Тюдорами и Стюартами парламентских сессий, по мнению «ревизионистов», означали лишь то, что король не мог обходиться без участия столичных и провинциальных элитных групп в управлении страной. Парламент являлся одним из главных источников пополнения казны, каналом, через который можно было ознакомиться с настроениями в обществе, местом выработки компромиссов и достижения согласия. Именно отказ Карла I от практики созывов парламента стал одной из причин гражданской войны .Беспарламентское правление Карла I. В 1628 г. королю была подана Петиция о праве, подготовленная парламентской оппозицией. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников.14 Ссылаясь на Великую хартию вольностей, Петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора. В пятой статье указывалось, что Хартии также противоречит деятельность Звездной палаты и Высокой комиссии. Далее Петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения. Подводя итог в десятой статье, нижняя палата просила не налагать никаких налогов без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда. Карл I был вынужден утвердить Петицию о праве, и она стала законом. Новое столкновение между королем и парламентом произошло в 1629 г. Тогда Карл I распустил парламент и началось единоличное правление короля. Можно сказать, что в политическом кризисе 20-х гг. XVII в. инициатива была на стороне палаты общин. Короткий парламент. Годы беспарламентского правления (1629— 1640) характеризовались полным произволом королевской власти. Одним из результатов этого стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию. Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая 1640 г., вошел в историю под названием Короткого.15 Палата общин не удовлетворяла просьбу короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. После роспуска строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим. Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640 г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 г. Долгий парламент. С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции — конституционный.

Информация о работе Английский парламент