Александр Невский

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:33, реферат

Краткое описание

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского

Файлы: 1 файл

Александр Невский.docx

— 36.56 Кб (Скачать)

Новгородские  волнения

Немало беспокойств  доставлял Александру Новгород. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя  Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития  удалось избежать: в результате переговоров  был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились.

Новое волнение в  Новгороде произошло в 1257 году. Оно  было вызвано появлением на Руси татарских  «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для  более точного обложения населения  данью. Русские люди того времени  относились к переписи с мистическим  ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и  Страшного суда. Зимой 1257 года татарские  «численники» «исчислили всю землю  Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено  только духовенство — «церковные люди» (монголы неизменно освобождали  от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами  молитвы за своих завоевателей).

В Новгороде, непосредственно  не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя.

Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков  жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали»  нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. «И начали окаянные ездить по улицам, переписывая дома христианские», сообщает новгородский летописец. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия.

В 1262 году Александр  заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава (с которым он успел примириться), а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев (Тарту).

В конце того же 1262 года Александр в четвертый (и  последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие  великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они  христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке. — А. К.), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

Последние дни Александра

Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому — и, может быть, более точно — выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Церковное почитание

Церковное почитание  святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие  рассказывает о чуде, случившемся  при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и  митрополит Кирилл, по обычаю, хотел  вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту  из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько  десятилетий после кончины князя  было составлено его Житие, которое  впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается  до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация  князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном  митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Если мы обратимся  к последующим векам русской  истории, то перед нами предстанет как  бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо  ощущается во многих событиях —  и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось  в год великой Куликовской  победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич  предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и  битвы на Молодях в 1572 году, когда  войска князя Михаила Ивановича  Воротынского разбили крымского  хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения  ордынского ига. В 1552 году, во время  похода на Казань, приведшего к покорению  Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в  почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и  основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника  в борьбе со шведским господством  на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство  основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя.

Войны со шведами  и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа  со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского  монастыря; процессия направилась  к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны  и толпы верующих. По замыслу Петра  в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа  — в день заключения со шведами  Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни  в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке  пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует  память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Информация о работе Александр Невский