Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:56, курсовая работа
Полевой опыт закладывают по определённой методике, предусматривающей число вариантов, повторность, площадь, форму и направление делянок, размещение их на участке, методы учёта урожая.
Полевые опыты с удобрениями на разных типах почв, в различных климатических условиях позволяют более рационально распределять удобрения на участке. На основании данных урожая, химического состава растений, агрохимических показателей почвы можно учесть вынос элементов питания и коэффициенты их использования как из удобрений, так и из почвы.
Введение…………………………………………………………………………….3
Аналитический обзор………………………………………………………..4
Особенности питания изучаемой культуры…………………………….4
Эффективность агрохимикатов под сельскохозяйственную культуру в изучаемой почвенно-климатической зоне………………………………5
Актуальность, новизна темы опыта, цель и задачи исследования………...7
Методические требования к качеству полевого опыта…………………….8
Условия проведения опыта…………………………………………………10
Характеристика агрономических условий почвы опытного участка...10
Климат и метеоусловия зоны проведения эксперимента……………..12
Схема опыта, ее обоснование. Рабочая гипотеза………………………….14
Выбор и подготовка опытного участка…………………………………….15
Размер, форма делянки, повторность опыта……………………………….17
План полевого опыта………………………………………………………..19
Техника закладки полевого опыта………………………………………….21
Расчет доз удобрений……………………………………………………21
Разбивка участка под полевой опыт. Внесение и заделка удобрений…………………………………………………………….......23
Учет урожая………………………………………………………………….25
Программа исследований и наблюдений в полевом опыте……………...26
Сопутствующие наблюдения и учеты……………………………….26
Агрохимические исследования почвы………………………………32
Агрохимические исследования растений…………………………35
Заключение……………………………………………………………..38
Библиографический список……………………………………………39
11.2. Агрохимические исследования почвы
Почвенные образцы отбирают для агрохимической характеристики почвы, а также для сравнения исходных агрохимических данных до закладки опыта и в конце его.
Для отбора почвенных образцов закладывают разрез на опытном участке, глубина разреза составляет 150- 200 см.
Индивидуальные образцы должны отбираться с глубины пахотного слоя почвы (0- 20- 25 см), из остальных горизонтов отбирается несколько образцов. Почвенные образцы берут ножом из каждого горизонта, начиная с нижнего для исключения осыпания и перемешивания образцов.[8,9]
Анализ
почвенных образцов для оценки потенциального
плодородия представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Назначение на анализ почвенных образцов для оценки потенциального плодородия почвы
Горизонт | Глубина, см | Вид анализа | |||||||
размол | рНс | ГМС | влажность, % | гумус, % | сумма обменных
катионов,
мг-экв/100г |
Общтй азот, % | Подвижный фосфор, мг/100 г. | ||
Апах | 0- 25 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
А2 | 25- 35 | + | ++ | + | ++ | + | + | ++ | ++ |
А2В | 35- 72 | + | ++ | + | ++ | ||||
В1 | 72-108 | + | ++ | + | ++ | ||||
В2 | 108-144 | + | ++ | + | ++ | ||||
Ск | 144-170 | + | ++ | + | ++ | ||||
Всего | образцов | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 |
анализов | 6 | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 4 | 4 |
До внесения удобрений нужно запланировать отбор образцов почвы для установления уровня эффективного плодородия на опытном участке.
Результаты агрохимических исследований зависит от правильности отбора проб почвы с опытных делянок.
После разбивки опытного участка на делянки отбирают смешанные почвенные образцы для агрохимической характеристики почвы. Отбор образцов проводится из 2-х слоев (0-20 и 20-40 см).
Каждый смешанный образец составляют из 5—10 индивидуальных образцов, взятых из 5—10 точек, расположенных равномерно по длине делянки
. Для этого, проходя каждую делянку по диагонали берут образцы.
Из поглощенных оснований делают анализы на кальций, магний и натрий. Поглощенные основания определяют вытеснением уксуснокислым или хлористым аммонием, сумму поглощенных оснований по Каппену. Перечень необходимых анализов представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Назначение на анализ почвенных образцов для оценки потенции
Повторение | Слой почвы | Виды анализа | |||||||||||
размол | Влажность, % | pHс | Нг | Сумма поглощенных оснований | Обменные катионы | Р2О5 | К2О | N-NО3 | |||||
Са2+ | Mg2+ | Na+ | |||||||||||
1 | 0-20 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
20-40 | + | ++ | ++ | ||||||||||
2 | 0-20 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
20-40 | + | ++ | ++ | ||||||||||
3 | 0-20 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
20-40 | + | ++ | ++ | ||||||||||
4 | 0-20 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
20-40 | + | ++ | ++ | ||||||||||
Все | образцов | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
анализов | 8 | 16 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Растительные образцы берут в период вегетации с опытных делянок для определения прироста растений в высоту, прироста сухого вещества, учета числа растений, а также для определения содержания элементов питания, выноса их, коэффициентов использования элементов из удобрений. Пробы отбирают в сухую погоду, в утренние часы.
На рапсе растительные образцы отбирают с двух несмежных повторений опыта. Перед отбором растительных проб на делянках намечают специальные площадки, размер которых зависит от объема проб и их величины за вегетационный период. Считается достаточным, если с намеченной делянки берут 10- 12 растений в 2- 3 повторениях опыта. В отобранных пробах подсчитывают количество растений, определяют их массу, замеряют высоту. В дальнейшем пробы по вариантам опыта объединяют, измельчают, перемешивают и берут среднюю пробу для определения сухого вещества и химического анализа. Сушат образцы при температуре не выше 60- 700С в термостате или в сушильных сараях на стеллажах при частом перемешивании массы растений.
При проведении химического и биохимического анализов для получения более надежной средней пробы предварительно расчленяют растения на отдельные органы- листья, стебли, початки, метелки, зерно.[8]
Химический состав зерна рапса (% от сухой массы):
Основные органические вещества представлены в растениях белками и другими азотистыми соединениями, жарами, углеводами, крахмалом, сахарами, клетчаткой, пектиновыми веществами.
Семена рапса – мелкие, неправильной округлой формы, могут иметь серо-черный, черно-коричневый или желто-коричневый цвет. Масса 1000 шт. семян рапса колеблется, как уже было сказано выше, от 2,6 – 5,0 грамм у ярового рапса и 4,0 – 7,0 грамм у озимого, объемная масса семян около 636 кг/м3.
Зелёная масса.
Рапс не имеет равных себе культур
по кормовым достоинствам в позднеосенний
и ранневесенний период. Кормовая
ценность зелёной массы зависит от содержания
питательных веществ и определяется сортовыми
особенностями, фазой вегетации, дозой
внесенных удобрений, климатическими,
погодными условиями и другими агротехническими
факторами.
Таблица 6- Назначение растительных образцов на агрохимический анализ
вариант | Фаза | Орган | Вид анализа | |||||||||||||
размол | влажность | K2О (в) | N (в) | P2О5 (в) | Сырой жир | NO3 | ||||||||||
0 | 2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
CaCO3 (1,5) |
2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
CaCO3 (3) |
2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
CaCO3 (4,5) CaCO3 (4,5) |
2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
CaCO3 (6) |
2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
N90P45K30–Фон |
2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
.Фон + CaCO3 (1,5) | 2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
Фон + CaCO3 (3) | 2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
Фон + CaCO3 (4,5) | 2-3 листа | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая мсса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
Фон + CaCO3 (6) | 2-3 листа | Общая мсса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||
6-7 листьев |
Общая мсса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
уборка | Общая масса | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||
Всего | образцов | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||||
анализов | 30 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Заключение
Данные исследования проведенные в курсовой работе показали что известкование на дерново-подзолистой почве таежной лесной зоны благоприятно влияет на продуктивность рапса. Целесообразность полевого опыта заключается в правильном применении минеральных удобрений и расчете физической дозы.
В почвах обычно
имеются все необходимые
Библиографический список