Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:40, реферат
Химия полимеров возникла только в связи с
созданием А.М.Бутлеровым теории химического
строения. А.М.Бутлеров изучал связь между
строением и относительной устойчивостью
молекул, проявляющейся в реакциях
полимеризации. Дальнейшее свое развитие наука
о полимерах получила главным образом
благодаря интенсивным поискам способов
синтеза каучука, в которых участвовали
крупнейшие учёные многих стран (Г.Бушарда,
У.Тилден, немецкий учёный К Гарриес,
И.Л.Кондаков, С.В.Лебедев и другие). В 30-х
годов было доказано существование
свободнорадикального и ионного механизмов
полимеризации.
доверять все более и более ответственные задачи.
Из полимеров стали изготавливать все больше
относительно мелких, но конструктивно сложных
и ответственных деталей машин и механизмов, и в
то же время все чаще полимеры стали
применяться в изготовлении крупногабаритных
корпусных деталей машин и механизмов, несущих
значительные нагрузки. Ниже будет подробнее
рассказано о применении полимеров в
автомобильной и авиационной промышленности,
здесь же упомянем лишь один примечательный
факт: несколько лет назад по Москве ходил
цельнопластмассовый трамвай. А вот другой
факт: четверть всех мелких судов - катеров,
шлюпок, лодок - теперь строится из пластических
масс.
До недавних пор широкому использованию
полимерных материалов в машиностроении
препятствовали два, казалось бы,
общепризнанных недостатка полимеров: их
низкая (по сравнению с марочными сталями)
прочность и низкая теплостойкость. Рубеж
прочностных свойств полимерных материалов
удалось преодолеть переходом к
композиционным материалам, главным образом
стекло и углепластикам. Так что теперь
выражение “пластмасса прочнее стали” звучит
вполне обоснованно. В то же время полимеры
сохранили свои позиции при массовом
изготовлении огромного числа тех деталей, от
которых не требуется особенно высокая
прочность: заглушек, штуцеров, колпачков,
рукояток, шкал и корпусов измерительных
приборов. Еще одна область, специфическая
именно для полимеров, где четче всего
проявляются их
преимущества перед любыми иными материалами,
- это область внутренней и внешней отделки.
То же самое можно сказать и о машиностроении.
Почти три четверти внутренней отделки салонов
легковых автомобилей, автобусов, самолетов,
речных и морских судов и пассажирских вагонов
выполняется ныне из декоративных пластиков,
синтетических пленок, тканей, искусственной
кожи. Более того, для многих машин и аппаратов
только использование антикоррозионной отделки
синтетическими материалами обеспечило их
надежную, долговременную эксплуатацию. К
примеру, многократное использование изделия в
экстремальных физико-технических условиях
(космосе) обеспечивается, в частности, тем, что
вся его внешняя поверхность покрыта
синтетическими плитками, к тому же
приклеенными синтетическим полиуретановым
или полиэпоксидным клеем. А аппараты для
химического производства? У них внутри бывают
такие агрессивные среды, что никакая марочная сталь
не выдержала бы. Единственный выход - сделать
внутреннюю облицовку из платины или из пленки
фторопласта. Гальванические ванны могут работать только
при условии, что они сами и конструкции подвески
покрыты синтетическими смолами и пластиками.
Широко применяются полимерные материалы и в
такой отрасли народного хозяйства, как
приборостроение. Здесь получен самый высокий
экономический эффект в среднем в 1,5-2,0 раза
выше, чем в других отраслях машиностроения.
Объясняется это, в частности тем что большая
часть полимеров перерабатывается в
приборостроении самыми прогрессивными
способами что повышает уровень полезного
использования (и безотходность отходность)
термопластов, увеличивает коэффициент замены
дорогостоящих материалов. Наряду с этим
значительно снижаются затраты живого труда.
Простейшим и весьма убедительным примером
может служить изготовление печатных схем:
процесс, не мыслимый без полимерных
материалов, а с ними и полностью
автоматизированный.
Есть и другие подотрасли, где использование
полимерных материалов обеспечивает и
экономию материальных и энергетических
ресурсов, и рост производительности труда.
Почти полную автоматизацию обеспечило
применение полимеров в производстве
тормозных систем для транспорта. Неспроста
практически все функциональные детали
тормозных систем для автомобилей и около 45%
для железнодорожного подвижного состава
делаются из синтетических пресс-материалов.
Около 50% деталей вращения и зубчатых колес
изготовляется из прочных конструкционных
полимеров. В последнем случае можно отметить
две различных тенденции. С одной стороны, все
чаще появляются сообщения об изготовлении
зубчатых колес для тракторов из капрона.
Обрывки отслуживших свое рыболовных сетей,
старые чулки и путанку капроновых волокон
переплавляют и формуют в шестерни. Эти
шестерни могут работать почти без износа в
контакте со стальными, вдобавок такая система не
нуждается в смазке и почти бесшумна. Другая
тенденция - полная замена металлических деталей
в редукторах на детали из углепластиков. У них
тоже отмечается резкое снижение механических
потерь, долговременность срока службы.
Еще одна область применения полимерных
материалов в машиностроении, достойная
отдельного упоминания, - изготовление
металлорежущего инструмента. По мере
расширения использования прочных сталей н
сплавов все более жесткие требования
предъявляются к обрабатывающему инструменту.
И здесь тоже на выручку инструментальщику и
станочнику приходят пластмассы. Но не совсем
обычные пластмассы сверхвысокой твердости,
такие, которые смеют поспорить даже с алмазом.
Король твердости, алмаз, еще не свергнут со
своего трона, но дело идет к тому. Некоторые
окислы (например из рода фианитов), нитриды,
карбиды, уже сегодня демонстрируют не
меньшую твердость, да к тому же и большую
термостойкость. Вся беда в том, что они пока еще
более дороги, чем природные и синтетические
алмазы, да к тому же им свойствен “королевский
порок” - они в большинстве своем хрупки. Вот и
приходится, чтобы удержать их от
растрескивания, каждое зернышко такого
абразива окружать полимерной упаковкой чаще
всего из фенолформальдегидных смол. Поэтому
сегодня три четверти абразивного инструмента
выпускается с применением синтетических смол.
Таковы лишь некоторые примеры н основные
тенденции внедрения полимерных материалов в
подотрасли машиностроения. Самое же первое
место по темпам роста применения пластических
масс среди других подотраслей занимает сейчас
автомобильная промышленность. Десять лет
назад в автомашинах использовали от 7 до 12
видов различных пластиков, к концу 70-х годов
это число перешагнуло за 30. С точки зрения
химической структуры, как и следовало ожидать,
первые места по объему занимают стирольные
пластики, поливинилхлорид и полиолефины. Пока
еще немного уступают им, но активно догоняют
полиуретаны, полиэфиры, акрилаты и другие
полимеры. Перечень деталей автомобиля, которые
в тех или иных моделях в наши дни из
готовляют из полимеров, занял бы не одну
страницу. Кузова и кабины, инструменты и
электроизоляция, отделка салона и бамперы,
радиаторы и подлокотники, шланги, сиденья,
дверцы, капот. Более того, несколько разных
фирм за рубежом уже объявили о начале
производства
Наиболее характерные тенденции в применении
пластмасс для автомобилестроения, в общем, те
же, что и в других подотраслях. Во-первых, это
экономия материалов: безотходное или
малоотходное формование больших блоков и
узлов. Во-вторых, благодаря использованию
легких и облегченных полимерных материалов
снижается общий вес автомобиля, а значит, будет
экономиться горючее при его эксплуатации. В-
третьих, выполненные как единое целое, блоки
пластмассовых деталей существенно упрощают
сборку и позволяют экономить живой труд.
Кстати, те же преимущества стимулируют и
широкое применение полимерных материалов в
авиационной промышленности. Например, замена
алюминиевого сплава графитопластиком при
изготовлении предкрылка крыла самолета
позволяет сократить количество деталей с 47 до
14, крепежа - с 1464 до 8 болтов, снизить вес на 22%,
стоимость - на 25%. При этом запас прочности изделия
составляет 178%. Лопасти вертолета, лопатки вентиляторов
реактивных двигателей рекомендуют изготовлять из
поликонденсационных смол, наполненных
алюмосиликатными волокнами, что позволяет снизить вес
самолета при сохранении прочности и надежности. По
английскому патенту № 2047188 покрытие несущих
поверхностей самолетов или лопастей роторов вертолетов
слоем полиуретана толщиной всего 0,65 мм в 1,5-2 раза
повышает их стойкость к дождевой эрозии. Жесткие
требования были поставлены перед конструкторами
первого англо-французского сверхзвукового пассажирского
самолета “Конкорд”. Было рассчитано, что от трения об
атмосферу внешняя поверхность самолета будет
разогреваться до 120-150° С, и в то же время
требовалось, чтобы она не поддавалась эрозии в
течение по меньшей мере 20000 часов. Решение
проблемы было найдено с помощью
поверхностного покрытия защиты самолета
тончайшей пленкой фторопласта.