Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:55, реферат
Химия должна помогать медицине в борьбе с болезнями. Однако эти науки
прошли длинный и сложный путь развития, прежде чем им удалось добиться
успеха в решении общих задач. Химия делала первые неуверенные шаги, когда
медики уже располагали целым арсеналом сведений и наблюдений и часто
довольно успешно справлялись с болезнями. Человек тысячами нитей связан с
окружающей средой - он часть природы и следует ее законам. И в те времена,
когда химики еще ничего не знали об элементах, атомах и молекулах, эта
истина была усвоена врачами.
I. Введение.………………………………………………………………………………
II. Химия - союзник медицины. ……………………………………………………
§1. Болеутоляющие (анальгезирующие) средства. …..…………………
§2. Снотворные средства. ………………………………………………………
§3. Антибактериальные и химиотерапевтические средства.…….…
§4. Витамины.…….…………………………………………………………………
§5. Химиотерапевтические аспекты будущего. …………………………
§6. Химия регулирует рождаемость. ……………………………………….
§7. Контактные линзы. ………………………………………………………….
§8. Этиловый спирт.………………………………………………………………
§9. Наркотики.……………………………………………………………………...
III. Заключение. ……………………………………………………………………….
IV. Список используемой литературы.…………..…………………………….
Первая из них
связана с обобщением того нового,
что достигла химия в познании
вещества, с выявлением того, как
она обогащает общую научную
картину вещества, природы, каково мировоззренческое
значение сделанных открытий. Это
онтологический аспект достижений химии.
Разработка этих вопросов позволяет
выяснить, глубже понять сущность тех
или иных открытых химией явлений, увидеть
их связи с другими - физическими,
биологическими и прочими - явлениями,
осмыслить их место в общей
системе природы. Разработка этих вопросов
необходима не только для выработки
общего научного мировоззрения, соответствующего
достигнутому уровню знаний о природе,
но и для корректировки дальнейших
направлений химического
Вторую и самую обширную группу вопросов составляют вопросы гносеологические и методологические. В них затрагивается сама познавательская деятельность химика, ее логический инструментарий, анализ развивающегося химического знания применяемых в химии понятий, абстракций, методов исследования и т.д. Результаты познания, оформляясь в виде новых понятий, принципов, теорий, всегда становятся и инструментами дальнейшего познания. Раскрыть не только общую естественнонаучную, мировоззренческую значимость новых знаний, но их значение в развитии познавательного аппарата науки, их функционирования в роли орудий и средств познания - вот задача исследований методологической и гносеологической стороны химии. Это вопросы в условиях бурного развития современной химии, растущей математизации, абстрактности знаний приобрели особую остроту и значимость.
Третья группа вопросов химии- это вопросы, относящиеся к раскрытию социального аспекта развития химии и химической практики. Это вопросы, связанные с превращением химии в производительную силу, связанные с тем, что вырабатываемые наукой понятия становятся орудиями практической деятельности людей по преобразованию объективной действительности. Это вопросы, связанные и с тем, что изучаемые химией вещества - не только загадочный предмет упорных научных исследований, но и то, жизненно нужно человечеству. Наличие или отсутствие тех или иных видов вещества, доставляемое химией умением переделывать вещество, управлять его свойствами и превращениями, все это является существенным фактором общественного развития и заметно отражается на различных сторонах жизни общества.
Конечно, деление проблем химии на указанные три группы довольно условно. Законы бытия, объективного мира и законы познания, мышления не есть нечто абсолютно независимое друг от друга, они едины, совпадают и в определенном смысле тождественны. Субъективная диалектика, диалектика понятий есть отражение диалектического движения действительного, объективного мира. Поэтому первую группу вопросов (онтологический аспект) нельзя полностью оторвать от гносеологических проблем. Общая научная картина природы вещества представляет собой результат познания. Она выражается в понятиях, в абстракциях и несет на себе печать гносеологической, методологической позиции исследователей и сама выступает, в свою очередь, орудием познания, базой для совершенствования познавательного аппарата науки, возникновения и решения, гносеологических и методологических вопросов (например, для анализа сдвигов в структуре научной теории). Группа вопросов, касающихся социального аспекта химии, тоже не может быть полностью оторвана от гносеологических и онтологических.
Разработка гносеологических, мировоззренческих проблем в науке всегда несет на себе печать идеологической борьбы, социальных процессов своего времени. Мировоззренческое значение тех или иных достижений химии не ограничиваются только тем, что они дают данные для уточнения общих представлений о природе. Место и роль химии и химической деятельности человечества в общей картине бытия полнее могут быть раскрыты лишь с учетом их социального аспекта, влияния на жизнь людей, на состояние отношений общества с природой.
Вопросы химии, как
и всякой другой частной науки, не
являются вопросами абсолютно
Основная проблема
химии и способы ее решения.
Основная проблема химии- это не только ее теоретический, но и исторический стержень,- это именно инвариантное ядро химии.
При формулировании
основной проблемы химической науки
связывает понятие вещества и
химического превращения. Вещество
- это предмет материального
Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет ограниченное и строго определенное число способов решения. Речь идет при этом не о частных методах изучения свойств вещества, их превеликое множество, а о самих общих способах решения проблемы качественного разнообразия и качественных превращений вещества, а в конечном итоге - о генезисе свойств вещества.
Забегая вперед можно сказать, что речь идет о зависимости свойств вещества всего лишь от четырех факторов:
§ от его элементного и молекулярного состава;
§ от структуры;
§ от кинетических факторов, в том числе- природы сореагентов;
§ от высоты его химической организации.
Первый способ решения проблемы генезиса свойств вещества появился в древней натуральной философии.
Отличительными чертами этого способа являются:
§ умозрительность, приобретающая большую силу абстракции, но лишенная каких бы то ни было эмпирических основ;
§ логическая дедукция, претендующая на всеобщность объяснения, но вовсе не опирающаяся на критерий практики;
§ выбор совершенно отвлеченного объекта- «первоматерии», или «субстанции», наделенной всеобщностью, вместо вещества с его спецификой качественных изменений, - словом, все то, что характеризует натурфилософию, в недрах которой этот способ возник и развивался.
Уже отсюда легко понять, что это была лишь первая попытка объяснения природы тел, и что она, по существу, ничего не могла дать производственной практике.
Второй способ решения проблемы происхождения свойств вещества появился во второй половине XVII века в работах английского ученого Р. Бойля. Преобразования в области производства, происшедшие в эпоху Возрождения, наряду с прогрессивными изменениями в экономической и политической жизни, вызвали коренные преобразования и в области естествознания. Одним из таких преобразований явилось низвержение первого бесполезного для практики способа решения проблемы генезиса свойств и появление нового способа с принципиально новым - экспериментальным - подходом к изучению природы.
Этот способ положил
начало экспериментальной химии, определив
ее как науку о составе веществ
или «науку о химических элементах
и их соединениях» (Д. И. Менделеев),
которая и стала первым уровнем
научных химических знаний. И не
смотря на то, что наука о составе
являлась преимущественно аналитической,
она вместе с тем заложила основы
представлений о законах
Третий способ решения основной проблемы химии был вызван переходом от мануфактурной стадии капитализма с ее ручной техникой и ограниченным кругом предметов труда к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику и новую сырьевую базу.
Появился новый способ решения проблемы генезиса свойств не только в зависимости от состава, но и от структуры:
§ структура функция (реакционная способность)
§ состав свойства
Этот способ стимулировал возникновение целого ряда теорий в высокой степени общности и абстракции, необыкновенной эвристичности и практической ценности; эти теории положили начало второй концептуальной системе - структурной химии. Поднявшись на новый, более высокий (по отношению к науке о составе) уровень знаний, химия превратилась из науки преимущественно аналитической в науку главным образом синтетическую. Период становления структурной химии историки называют «триумфальным маршем органического синтеза». На те требования развития производства, которые вызвали этот способ, химия уже в 1870-1890-х годах ответила получением всевозможных азокрасителей для текстильной промышленности, самых различных препаратов для фармации, искусственного шелка для производственных и бытовых нужд. На этом уровне развития химии возникла технология органических веществ.
Химия изучает окружающий нас мир объединяемым понятием материи (mater rerum - мать вещей), существующей в ней и независимо от сознания человека. «... материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении…» Материя существует в форме вещества и поля. Частицы обеих форм материи обладают массой, энергией и характеризуются диалектическим единством корпускулярных и волновых свойств. Понятием «поля» оперирует физика. Поскольку химическую науку мы определяем как науку о вещах и их превращениях, то понятие вещей является фундаментальным понятием этой науки. Употребление термина «вещество» в химии вполне правомерно, т. к. оно указывает на основную задачу, поставленную перед химией, производством и обществом, а именно на проблему получения веществ и материалов с требуемыми характеристиками. Эта проблема движет развитием, как химической промышленности, так и химической науки. Промышленность решает ее непосредственно, перерабатывая природные вещества в форму, доступную человеческому потреблению. Химическая наука относится к проблеме получения необходимых веществ с требуемыми характеристиками как к объекту исследования, и ее в конечном итоге интересуют законы природы, управляющие свойствами и превращениями вещества в его наиболее широком понимании.
Химия нужна человеку,
прежде всего для получения из
природных веществ по возможности
всех необходимых материалов - металлов,
керамики, стекла, топлива и т.д. Для
этого химия должна разрешить
свою основную проблему: из каких химических
элементов состоят вещества и
каким образом следует
Учение о строении
вещества
На протяжении многих веков в сознании человека господствовали представления об атомах, как мельчайших, неделимых, простейших по составу и неизменных «кирпичиках» вещества. Сначала химическая атомистика, как и атомное учение вообще, основывалась на представлениях о существовании лишь одного вида мельчайших частиц вещества - атомов, из которых образуются все тела окружающего мира. На протяжении всей истории развития естествознания, правда, не раз высказывались мысли о том, что, помимо атомов, существуют и другие, более сложные частицы. Такие идеи развивались в работах Гассенди (который ввел и сам термин «молекула»), Бернулли, Ньютона, Бойля, Ломоносова и других. Но достаточно убедительного естественнонаучного обоснования эти взгляды не имели. Дальтон, с именем которого связано утверждение атомного учения в химии, тоже говорил об атомах и молекулах, но не придавал значения их качественному различию, считая молекулы просто сложными атомами, а различия между ними лишь количественными. Развитие химии на базе идей атомизма доставляло между тем все больше и больше фактов, показывающих, что предположение о существовании только одного вида частиц вещества - атомов совершенно недостаточно для объяснения многих химических явлений.
Первоначально атомное учение предполагало существование только одного вида мельчайших частиц - атомов, из которых образуются все тела окружающего мира. Но уже в самом начале развития химии на основе атомного учения оказалось, что для строго количественного объяснения многих свойств представлений о «двухступенчатой» (атом - макротело) дискретной организации вещества явно недостаточно. Все более четким становилось предположение о существовании наряду с атомами еще одного вида частиц вещества - молекул - сложных микрочастиц, состоящих из двух или нескольких атомов.
Четкое разграничение понятий атома и молекулы было закреплено в 1860 г. на Международном съезде химиков в Карлсруэ. На основе достижений химии в учении о веществе утвердилось, таким образом, представление о существовании двух видов микрочастиц - атомов и молекул. Соответственно сложилось и представление о «трехступенчатой» организации вещества: атом- молекула- макротело. Все вещества (жидкие, твердые, газообразные тела) стали представлять состоящими из молекул, которые, в свою очередь, образованы путем химического соединения из неделимых, неизменных атомов. Общие представления о веществе поднялись на качественно новую ступень. Учение о дискретном строении вещества стало благодаря успехам химии уже не атомным, а атомно-молекулярным. Это был большой шаг, скачок в развитии химического и вообще естественнонаучного мышления, в выработке и конкретизации научной картины мира. Химические превращения вещества стали трактоваться как процессы образования молекул из атомов, как процессы перестройки молекул.