Уставные суды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 05:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы состоит в изучении процессуальных особенностей рассмотрения дела в уставных судах в Российской Федерации. Задачи контрольной работы:
1) характеристика нормативно-правовых основ деятельности уставных судов
3) анализ этапов рассмотрения дела в уставных судах
4) анализ процедуры рассмотрения дела в уставных судах

Оглавление

Введение 3
1. Уставной суд в системе разделения государственной власти субъекта Российской Федерации 5
2. Полномочия уставных судов субъектов Федерации 6
3. Этапы рассмотрения дела в уставных судах 10
3.1.Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах 10
3.2.Подготовка к судебному разбирательству 14
3.3.Судебное разбирательство 16
3.4.Провозглашение, опубликование и вступление в силу
решений конституционных судов 22
Заключение 25
Библиографический список

Файлы: 1 файл

произв уставн суд.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Предварительное изучение обращения судьей предполагает обязательную проверку наличия оснований к  его рассмотрению судом. Такими основаниями  служат: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли Конституции или Уставу субъекта Российской Федерации опротестованные нормативные акты, договоры; обнаружившаяся неопределенность в понимании норм Основного Закона субъекта и т.д. Иными словами, любая неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию конституционного (уставного) суда.

По конституционным  жалобам и запросам судов судья  проверяет, был ли применен или подлежит ли применению в конкретном деле закон, о проверке конституционности которого ставится вопрос.5

Анализ рассмотренных  органами конституционного контроля дел  показывает, что наиболее трудным является определение допустимости обращений. Очень сложно провести разграничение между подведомственностью и недопустимостью обращений.

Поэтому вопрос о допустимости обращений, как наиболее сложный  в большинстве случаев, решается предварительно всем составом суда.

Обращение, как правило, не признается допустимым, если заявителем поставлен вопрос политический, а  не правовой, если этот вопрос не конституционного уровня, или не получил разрешения в основном законе субъекта Федерации, если оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.

В процессе предварительного изучения обращений судья вправе истребовать дополнительные документы  и материалы, что оформляется письменным запросом. Письменно оформляется и поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований.

Судья организует работу по выполнению своих поручений и  соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Законодательством субъектов Федерации об органах конституционного контроля и надзора установлено, что требования суда или судьи обязательны для всех органов и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их получения. Этот срок сокращен до двух недель только в Республиках Дагестан, Марий Эл и в Свердловской области.

По результатам предварительного изучения обращения судьей составляется заключение и докладывается в  заседании Конституционного (уставного) суда. Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению судом, то он вместо заключения, либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. 6

Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению осуществляется в целях принятия окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу, либо в этом ему будет отказано. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается всем составом конституционного (уставного) суда не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения. Однако представляется, что в отдельных республиках решение о принятии обращения к рассмотрению принимается в неразумно короткие сроки. Например, в Республике Дагестан - не позднее 5 дней после его предварительного изучения, в Республиках Марий Эл - 10 дней, Коми - двух недель, Адыгея - 15 дней.

После принятия судом  обращения к рассмотрению аппарат  направляет сторонам уведомление о принятом решении. Определение суда о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.

Рассмотрение каждого  дела составляет предмет особого  заседания. Суд вправе соединить  в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Обращения в конституционный  суд могут быть отклонены, что  будет означать отказ в возбуждении  конституционного судопроизводства. Обычно в законах о конституционных  судах дается перечень оснований  отклонения ходатайств:

1. разрешение вопроса,  поставленного в обращении, не  подведомственного суду;

2. обращение в соответствии  с требованиями Конституционного  закона не является допустимым;

3. по предмету обращения  судом ранее было вынесено  постановление, сохраняющее свою силу.

Определение об отказе в  принятии обращения к рассмотрению обычно излагается в виде отдельного документа и обязательно должно быть мотивированным.

В конституционном судопроизводстве, как и в судах общей юрисдикции, в случае повторного обращения заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу повсеместно оставляются без ответа7.

 

3.2.Подготовка  к судебному разбирательству

 

Стадия подготовки к  судебному разбирательству имеет  целью обеспечить все условия  для оперативного и эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел.

Решение о назначении дел к слушанию принимается конституционным  судом. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседании играет судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судью-докладчика назначает председатель конституционного суда. Судья-докладчик осуществляет, как правило, следующие действия:

а) направляет копии обращения  и прилагаемые к нему документы  и иные материалы другой стороне;

б) изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления;

в) истребует от соответствующих  органов и должностных лиц  материалы, имеющие отношение к  делу;

г) разрешает вопрос о  производстве экспертизы, назначает  экспертов, составляет список вопросов для эксперта;

д) составляет проект итогового  решения;

е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела.

Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени соответствующего конституционного суда. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения.

Отказ или уклонение  от рассмотрения либо исполнения, нарушение  сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований конституционного суда, а  также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством ответственность.

В случае, если в процессе подготовки дела к слушанию дается поручение о проведении экспертизы, оно формулируется в соответствии с правилами, которые регулируют права, обязанности и ответственность эксперта на этой стадии.

Если проведение экспертизы поручается группе экспертов, согласованное  заключение подписывается всеми  экспертами. В случае разногласий  между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

Судья-докладчик или  Конституционный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов только специалистов, лично не заинтересованных в исходе дела.

Процесс подготовки обращения  к рассмотрению заканчивается составлением судьей-докладчиком проекта итогового решения конституционного суда. В зависимости от характера и сложности дела судья-докладчик составляет также перечень вопросов, подлежащих, по их мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения.

Конституционный Суд  субъекта Федерации может отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или в  арбитражном суде, либо в ином государственном  органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Заметим также, что Конституционный Суд Российской Федерации может отложить собственное рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до его окончания в конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации. 8

 

3.3.Судебное  разбирательство.

 

Судебное разбирательство как  стадия имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Обычно эта стадия проходит в форме устного разбирательства.

В конституционных судах  субъектов Федерации при разрешении всех категорий дел предусмотрена упрощенная форма судопроизводства, т.е. дела рассматриваются всем составом судей. Исключение составляет Конституционная Палата Республики Адыгея. Дела разрешаются Палатой в полном (9 членов) и неполном (5 членов) составах.

Закон Республики Адыгея о Конституционной Палате предусматривает, что обращения в Конституционную Палату проходят такие же стадии и проверку, как и в других органах конституционного контроля и, на наш взгляд, вполне было бы целесообразно использовать упрощенную форму конституционного судопроизводства с соблюдением всех процессуальных прав сторон и других участников процесса.

«Классическое» конституционное  судопроизводство в обязательном порядке  включает стадию судебного разбирательства, открытого, публичного слушания дела.

Для судебного разбирательства, прежде всего, важен вопрос обеспечения  законного состава суда и наличие  кворума, при котором суд правомочен рассматривать дела.

Законодательство субъектов  Российской Федерации об органах  конституционного контроля предусматривает, что для проведения заседаний конституционного суда необходимо присутствие простого большинства судей. Судья не имеет права отсутствовать на заседании. Дело рассматривается конституционным судом при неизменном составе судей. Но если судья не способен участвовать в уже начатом процессе по уважительным причинам, рассмотрение дела может быть продолжено в том же составе при наличии кворума.9

Во всех субъектах  Федерации признается институт отвода (отстранения) судьи от участия в  рассмотрении дела. Судья может быть отстранен от участия в рассмотрении дела в случаях, если:

а) в силу прежней профессиональной деятельности он участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;

б) объективность судьи  в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон;

в) судья публично высказался относительно конституционности оспариваемого  акта, действий должностного лица и  т.д.

Судья конституционного суда при наличии указанных обстоятельств  обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.

Предложение об отводе судьи  может исходить и от сторон. Отвод  должен быть мотивированным и заявлен  при открытии заседания. Позднейшее заявление отвода допускается в  случаях, когда основание для  отвода стало известно в процессе рассмотрения дела. При этом стороны не могут заявлять отвод судьи по мотивам его необъективности, исходя, например, из субъективной оценки его политических взглядов, нравственного облика, характера задаваемых им вопросов.

Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела в каждом случае принимается в совещательной комнате открытым голосованием, а в случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, конституционный суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

Председательствующий  в заседании конституционного (уставного) суда руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению  установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса; предупреждает и лишает слова участников судопроизводства при нарушении ими установленного порядка разбирательства, пресекает нарушения порядка в зале со стороны публики и т.д.10

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего  заносятся в протокол заседания.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно  относиться к конституционному (уставному) суду и принятым там правилам и  процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. Кинофотосъемка, видеозапись заседания допускается с разрешения конституционного (уставного) суда.

Поддержание порядка  и безопасности в заседании конституционного (уставного) суда, как и в судах общей юрисдикции, возлагается на специальных лиц - судебных приставов, секретарей судебных заседаний, законные требования которых обязательны для всех присутствующих, включая представителей средств массовой информации.

Судебный пристав или секретарь судебного заседания при входе судей в зал заседания и при выходе их из зала объявляет об этом и просит всех присутствующих встать. В заседаниях конституционного (уставного) суда судебный пристав выполняет правила конституционного судопроизводства, распоряжения председательствующего в заседании. Судебный пристав может иметь специальную форму, образец которой утверждается конституционным судом.

Конституционный Суд  может привлечь к ответу лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего.

Информация о работе Уставные суды