Стадии и виды гражданского судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:43, контрольная работа

Краткое описание

Гражданский процесс по любому делу последовательно происходит несколько этапов, называемые стадиями процесса.
Под стадией процесса следует понимать совокупность ряда процессуальных действий, объединённых соответствующей процессуальной целью.
Стадия процесса относится к движению дела и цель достигается, когда в результате совершения процессуальных действий создаются условия для перехода дела из одной стадии в другую.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 64.59 Кб (Скачать)

Дела  особого производства рассматриваются  судьёй единолично, за исключением  дел о признании гражданина ограниченно  дееспособным или недееспособным.

 

 

2.Понятие подведомственности  в гражданском судопроизводстве  и ее виды.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературе нет. Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом  понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или  оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции (в дальнейшем — суды), арбитражные и третейские суды. В ГК не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны также самозащита гражданских  прав (ст. 14 ГК) и административный порядок  защиты. Поскольку судам закон  отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.

Таким образом, подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры  о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института  необходимо признать следующие:

— судебная юрисдикция будет законна  только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

— стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

— при объединении нескольких связанных  между собой требований, из которых  одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК  суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений

Подобные споры могут быть связаны  как с нарушением субъективного  права (когда действиями одного участника  либо в результате его действий умаляются  чьи-либо права — имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны  следующие категории гражданских дел:

1) исковые дела с участием  граждан, организаций, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, по которым выдается судебный  приказ. Это дела по требованиям,  основанным на:

нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой  письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3) дела, возникающие из публичных  правоотношений (ст. 245 ГПК):

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений  и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные федеральным  законом к ведению суда;

4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):

об установлении фактов, имеющих  юридическое значение;

об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация);

о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений  третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении  в исполнение решений иностранных  судов и иностранных арбитражных  решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей  юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции.

Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право  подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.

Судебная система Российской Федерации  включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских  дел по первой инстанции.

Так, в Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе  Российской Федерации» предусмотрено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 Закона).

Конституция РФ в ст. 47 установила общий принцип подсудности дел судам, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Судебная подсудность — это установленный процессуальным законодательством порядок распределения гражданских дел между судами первой инстанции в системе судов Российской Федерации.

Особое место в судебной системе  Российской Федерации занимает Конституционный  Суд.

Конституционный Суд РФ не наделен  полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел в качестве суда первой инстанции. На основании Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 (в ред. от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ, от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ) Конституционный Суд РФ рассматривает в судебных заседаниях дела лишь о конституционности правоприменительной практики (ст. 3).

При этом Конституционный Суд разрешает  дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознанием, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Подсудность подразделяется на родовую и территориальную.

Родовая подсудность определяет порядок распределения дел между разными судами судебной системы.

Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает и разрешает дела:

— об оспаривании ненормативных  актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

— об оспаривании постановлений  о приостановлении или прекращении  полномочий судей либо о прекращении  их отставки;

— о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные региональные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

— об обжаловании решений (уклонения  от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

— по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ, между органами государственной  власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ (ст. 27 ГПК).

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ может  рассматривать по первой инстанции  и другие дела в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

Суды субъектов РФ рассматривают  и разрешают по первой инстанции  дела:

— связанные с государственной тайной;

— об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной  власти и должностных лиц субъектов  РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

— о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

Информация о работе Стадии и виды гражданского судопроизводства