Производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Гражданский процесс - совокупность процессуальных действий гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и охрана оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций.

Оглавление

Введение.....................................................................................3
Глава 1. Сущность и порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
1.1.Правовая природа дел возникающих из публичных правоотношений....5
Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений.
2.1 Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части…………………….9
2.2. Производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего…13
2.3. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации…………..18
Заключение…………………………………………………..24
Литература...........................................................................25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.10 Кб (Скачать)

 

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Сущность и порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

1.1.Правовая природа дел возникающих  из публичных правоотношений....5

Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений.

2.1 Производство по делам о  признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части…………………….9

2.2. Производство по делам об  оспаривании решения, действия (бездействия)  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего…13

2.3. Производство по делам о  защите избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации…………..18

Заключение…………………………………………………..24

Литература...........................................................................25

 

 

 

Введение

Гражданский процесс - совокупность процессуальных действий гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и  другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.

Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и охрана оспариваемых прав, свобод и интересов  граждан и организаций.

ГПК РФ в подразделе III «Производство  по делам, возникающим из публичных  правоотношений» и АПК РФ в  разделе III «Производство в Арбитражном  суде первой инстанции по делам, возникающим  из административных и иных публичных  правоотношений» содержит в качестве отдельной категории понятие  «дела, возникающие из публичных  правоотношений».

Производство по делам, возникающим  из гражданских правоотношений является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, направленного на осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам.

Суд рассматривает такие дела, возникающие  из публичных правоотношений как:

- об оспаривании нормативных  правовых актов;

- об оспаривании решений и  действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих;

- о защите избирательных прав  или права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации;

- иные дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные  федеральным законом к ведению  суда.

Актуальность темы составляет в  увеличении количества и сложности  рассмотрения данной категории дел  в пользу важности исследования теории производства по делам, возникающим  из публичных правоотношений.

Целью курсовой работы является процессуальное рассмотрение дел возникающих из гражданских правоотношений.

Поставленной цели соответствуют  следующие задачи:

- выявить правовую природу дел,  возникающих из публично-правовых  отношений;

- проанализировать порядок рассмотрения  и разрешения дел, возникающих  из публичных правоотношений;

- изучить порядок обращения  в суд и распределение обязанностей  по доказыванию по делам, возникающим  из публичных правоотношений

- рассмотреть процессуальный порядок  производства по отдельным делам,  возникающим из публично-правовых  отношений;

- выяснить, чем отличается данный  вид производства от искового  производства.

Этот вид судопроизводства, как  и другие, базируется на нормах Конституции  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений.

        1.1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 Конституции РФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В государстве, функционирование которого основано на принципе разделения властей, обращение в суд с  требованием о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов  служит эффективной формой контроля за действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц. Это обусловлено тем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебное разбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав и интересов заинтересованных лиц. Преимущества судебного порядка рассмотрения споров в сравнении с ведомственным контролем заключаются, прежде всего, в равенстве процессуального положения (статуса) гражданина и органа власти, наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характере разрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет право граждан и организаций на судебный контроль за действиями административных органов и должностных лиц.

Институт, регулирующий порядок  рассмотрения и разрешения споров в  сфере административного управления, носит название «административной  юстиции» или судебного контроля за законностью управленческой деятельности. Этот институт давно существует в экономически развитых государствах, нормы которого реализуются специальной системой судебных органов. Отдельные элементы административной юстиции появились в России (СССР) в 30-е годы прошлого столетия. Они не имели практического значения, но были призваны символизировать торжество «высшего демократизма» социалистического права.

В настоящее время административная юстиция в России получила значительное развитие, так как возможности  судебного контроля за действиями органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц практически не ограничены. В случае возникновения спора любой вопрос, относящийся к органам административной юстиции, может быть рассмотрен соответствующим судом1.

В соответствии со ст. 245 ГПК в этом порядке рассматриваются и разрешаются дела:

– по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

– по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

– иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Настоящий перечень не является исчерпывающим, поскольку суд вправе рассматривать и разрешать другие дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенных законом к  компетенции судов. К ним могут  относиться, в частности, дела, связанные  с оказанием психиатрической  помощи в рамках закона РФ «О психиатрической  помощи и гарантиях прав граждан  при ее оказании».

Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, должен удовлетворять следующим  наиболее существенным требованиям  и правилам:

а) это неисковые производства, так как в них нет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными  участниками выступают гражданин  – с одной стороны и должностные  лица (представители соответствующего органа управления или местного самоуправления) – с другой;

б) в данном производстве не применяются исковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое  соглашение и т.д.);

в) все дела рассматриваются  и разрешаются уполномоченным судом;

г) предметом судебного  исследования служат официальные документы  должностных лиц и управленческих органов;

д) обязанность доказывания возлагается на административные органы, должностных лиц. Участие гражданина в судебном доказывании составляет его процессуальное право;

е) судья при удовлетворении жалобы заявителя обладает полномочиями: отменить соответствующий акт; изменить административный акт; санкционировать определенные действия управленческих органов и должностных лиц, т.е. дать согласие на их совершение;

ж) решения суда реализуют  сами управленческие структуры, не применяя правила исполнительного производства.

В целом уровень гражданской  процессуальной регламентации данного  производства значительно выше, чем  у искового производства. Законом (в  главах 24–26 ГПК РФ определены сроки  обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состава участников, предмет и  средства доказывания, полномочия судьи  и др.)

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Исходя из этого, недопустимо  принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, заявлений об оспаривании таких  решений, действий (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных или муниципальных  служащих, для которых Федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Арбитражным процессуальным кодексом РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).

В принятии таких заявлений  необходимо отказывать на основании  п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Существование отдельного от искового производства по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, объясняется  традиционно несколькими правовыми  обстоятельствами:

1) неравноправным положением  участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку, с  одной стороны, в них выступает  орган государства, должностное  лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны – гражданин,  не имеющий таких полномочий;

2) специфической функцией  суда при рассмотрении этих  дел, состоящей не в разрешении  спора, как в исковых делах,  а в осуществлении судебного  контроля за законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям.

Указанными двумя причинами  определяется способ возбуждения дел  данной категории – путем предъявления жалобы (обжалования), а не предъявления иска. Данная терминология перенесена в гражданский процесс из административного  права.

Кроме этого, при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых отношений, в силу неравноправного  положения субъектов в административных и иных правоотношениях, не применимы  некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, исключается  возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску и т. д2.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя  органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений

2.1. Производство  по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Прежде всего, необходимо указать, что производство по делам  о признании недействующими нормативных  правовых актов полностью или  в части в ГПК РФ впервые  выделено в самостоятельную главу, а именно главу 24, и относится, согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном  порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом3.

Оспаривание нормативных  правовых актов осуществляется посредством  подачи заявления в суд.

Следует отметить, что дела о признании недействующими нормативных  правовых актов полностью или  в части относятся не только к  подведомственности судов общей  юрисдикции, но и арбитражных судов  РФ.

Информация о работе Производства по делам, возникающим из публичных правоотношений