Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:19, курсовая работа
Гражданский процесс - совокупность процессуальных действий гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и охрана оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций.
Введение.....................................................................................3
Глава 1. Сущность и порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
1.1.Правовая природа дел возникающих из публичных правоотношений....5
Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений.
2.1 Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части…………………….9
2.2. Производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего…13
2.3. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации…………..18
Заключение…………………………………………………..24
Литература...........................................................................25
Введение......................
Глава 1. Сущность и порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
1.1.Правовая природа дел
Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений.
2.1 Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части…………………….9
2.2. Производство по делам об
оспаривании решения, действия (бездействия)
органа государственной власти,
органа местного
2.3. Производство по делам о
защите избирательных прав и
права на участие в
Заключение………………………………………………….
Литература....................
Введение
Гражданский процесс - совокупность процессуальных действий гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и охрана оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций.
ГПК РФ в подразделе III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» и АПК РФ в разделе III «Производство в Арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» содержит в качестве отдельной категории понятие «дела, возникающие из публичных правоотношений».
Производство по делам, возникающим
из гражданских правоотношений является
самостоятельным видом
Суд рассматривает такие дела, возникающие из публичных правоотношений как:
- об оспаривании нормативных правовых актов;
- об оспаривании решений и
действий (бездействия) органов
- о защите избирательных прав
или права на участие в
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Актуальность темы составляет в увеличении количества и сложности рассмотрения данной категории дел в пользу важности исследования теории производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Целью курсовой работы является процессуальное рассмотрение дел возникающих из гражданских правоотношений.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- выявить правовую природу дел,
возникающих из публично-
- проанализировать порядок
- изучить порядок обращения
в суд и распределение
- рассмотреть процессуальный
- выяснить, чем отличается данный вид производства от искового производства.
Этот вид судопроизводства, как и другие, базируется на нормах Конституции РФ.
Глава1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений.
1.1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 Конституции РФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В государстве, функционирование которого основано на принципе разделения властей, обращение в суд с требованием о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов служит эффективной формой контроля за действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц. Это обусловлено тем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебное разбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав и интересов заинтересованных лиц. Преимущества судебного порядка рассмотрения споров в сравнении с ведомственным контролем заключаются, прежде всего, в равенстве процессуального положения (статуса) гражданина и органа власти, наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характере разрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет право граждан и организаций на судебный контроль за действиями административных органов и должностных лиц.
Институт, регулирующий порядок
рассмотрения и разрешения споров в
сфере административного
В настоящее время
В соответствии со ст. 245 ГПК в этом порядке рассматриваются и разрешаются дела:
– по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
– по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
– по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
– иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Настоящий перечень не является
исчерпывающим, поскольку суд вправе
рассматривать и разрешать
Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, должен удовлетворять следующим наиболее существенным требованиям и правилам:
а) это неисковые производства,
так как в них нет ни истца,
ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными
участниками выступают
б) в данном производстве не применяются исковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение и т.д.);
в) все дела рассматриваются и разрешаются уполномоченным судом;
г) предметом судебного
исследования служат официальные документы
должностных лиц и
д) обязанность доказывания возлагается на административные органы, должностных лиц. Участие гражданина в судебном доказывании составляет его процессуальное право;
е) судья при удовлетворении жалобы заявителя обладает полномочиями: отменить соответствующий акт; изменить административный акт; санкционировать определенные действия управленческих органов и должностных лиц, т.е. дать согласие на их совершение;
ж) решения суда реализуют
сами управленческие структуры, не применяя
правила исполнительного
В целом уровень гражданской
процессуальной регламентации данного
производства значительно выше, чем
у искового производства. Законом (в
главах 24–26 ГПК РФ определены сроки
обращения в суд
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Исходя из этого, недопустимо
принятие и рассмотрение в порядке,
предусмотренном главой 25 ГПК РФ,
заявлений об оспаривании таких
решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, государственных или
В принятии таких заявлений необходимо отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Существование отдельного от
искового производства по делам, вытекающим
из публично-правовых отношений, объясняется
традиционно несколькими
1) неравноправным положением
участников (сторон) в регулятивных
(конституционных,
2) специфической функцией
суда при рассмотрении этих
дел, состоящей не в
Указанными двумя причинами определяется способ возбуждения дел данной категории – путем предъявления жалобы (обжалования), а не предъявления иска. Данная терминология перенесена в гражданский процесс из административного права.
Кроме этого, при рассмотрении
и разрешении дел, вытекающих из публично-правовых
отношений, в силу неравноправного
положения субъектов в
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до одной тысячи рублей.
Глава 2. . Виды производства по делам, возникающих из гражданских правоотношений
2.1. Производство
по делам о признании
Прежде всего, необходимо указать, что производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части в ГПК РФ впервые выделено в самостоятельную главу, а именно главу 24, и относится, согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом3.
Оспаривание нормативных правовых актов осуществляется посредством подачи заявления в суд.
Следует отметить, что дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части относятся не только к подведомственности судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов РФ.
Информация о работе Производства по делам, возникающим из публичных правоотношений