Президент Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
Президент Рoссийской Федерации предстает однoвременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего однoвременно значительной частью полномочий каждой из них не менее эффективными механизмами воздействия на них, и в качестве фактического руководителя федеральных органoв испoлнительной власти.

Оглавление

Введение………………….………………...................................…………..3
Президент Рoссийской Федерации – глава Российского государства .5
Администрация Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ и Гoсударственный сoвет при Президенте РФ в системе российских государственных органов ………………........…13
Взаимодействие Президента РФ с российским oрганами гoсударственнoй власти……………………………………………...............................…..20
Взаимодействие Президента РФ с Федеральным собрание РФ ....20
Взаимодействие Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти …………………...……….....................…..24
Заключение …………..…………………………..............................………28
Список использованной литературы ……........................…....………….30

Файлы: 1 файл

курсовая Утенкова ЮЗ 121 с.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

Основные направления деятельности полномочного представителя президента и его компетенция исходят из его положения в системе вертикали исполнительной власти во главе с Президентом РФ и создают своеобразный территориальный уровень верховной исполнительной власти с делегированием ему определенных, хотя и значительно ограниченных, с точки зрения принятия решений, функций представительства интересов федерального центра в отдельных регионах.

Таким образом, Президент РФ для осуществления своих многочисленных функций использует вспомогательный аппарат, основу которого составляют Администрация президента, Государственный совет при Президента РФ и институт полномочных представителей в федеральных округах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие Президента РФ с российским органами государственной власти
    1. Взаимодействие Президента РФ с Федеральным собранием РФ

    Следует отметить, что центральной проблемой в сфере полномочий Президента Российской Федерации является проблема их масштаба и характера. Довольно значительные полномочия Президента во всех сферах власти очевидны, но вызывают различные по характеру мнения ученых. Одни ученые считают оправданным и даже необходимым именно эту модель президентской власти. Так А. Зуйков пишет: "…не стоит забывать и то, что Россия всю жизнь тяготела к самодержавию и что "концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в "чистых формах".16

Другие авторы указывают не недемократичный характер президентских полномочий. Так, В. В. Гончаров пишет: "Россия не является ни полупрезидентской, ни даже президентской республикой. Анализ законодательно закрепленных полномочий главы государства позволяет говорить о сверхпрезидентской республике с отсутствием механизма сдержек и противовесов различных ветвей власти. Россию следует отнести к «нелиберальным демократиям" (аналогично латиноамериканским республикам) с фигурой президента, высоко вознесшегося над партиями (их руководители публично, наперебой клянутся в лояльности и даже преданности главе государства), парламентом (нижняя палата которого может быть в любой момент распущена посредством процедуры доверия-недоверия Правительству, а верхняя наполовину формируется из членов, назначенных главами регионов, в свою очередь, избранными из числа кандидатур, представленных Президентом), судами и вообще всеми другими политическими институтами".17 По нашему мнению наличие столь полярных мнений уже указывает не необходимость пристального изучения проблем полномочий российского президента и соотношения их с принципами демократии, которая провозглашается основной доктриной страны.

Рассмотрим объем полномочий Президента РФ в рамках функционирования законодательной, исполнительной властей.

Конституция наделяет Президента РФ комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии Конституцией и Федеральным законом от 18.05.2005 №51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" назначает выборы Государственной Думы. В целях непрерывности деятельности представительного органа и обеспечения прав граждан Российской Федерации на периодические выборы Закон устанавливает, что, если Президент РФ не назначил выборы в установленный законом срок, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ."18 Право Президента РФ распустить Государственную Думу ограничено Конституцией. Оно может применяться главой государства только в случаях и в порядке, установленных ст. ст. 111 и 117 Конституции. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих параличом власти в стране.

Президент РФ обладает значительными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания.

Говоря о полномочиях Президента в отношении законодательной власти, следует обязательно упомянуть о праве законодательной инициативы (п. "г"ст. 84), праве подписывать и обнародовать законы (п. "д" ст. 84), праве отлагательного вето в отношении федеральных законов (ч. 3 ст. 107) и праве вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции (ст. 134).

Что же касается права законодательной инициативы, то, как указывает, например, М.А. Краснов, оно "является одним из весомых рычагов влияния главы государства на политическую реальность. В то же время многие ученые-юристы весьма негативно относятся к наделению Президента правом инициировать принятие законов."19 Так или иначе следует заметить огромную законотворческую активность нынешнего президента. Причем, обеспеченная большинством в Парламенте, президентская законодательная инициатива является фактически однозначно воплощаемой в форму закона. По мнению многих ученых, при таком соотношении численности парламентских фракций и при учете того, что Президент все чаще предлагает в качестве законодательной инициативы изменение фактически основ законодательства и прямо говорит о необходимости пересмотра Конституции, существует реальная опасность "указного законодательства".

Надо иметь в виду, что в соответствии с мировым опытом ни в президентской, ни в полупрезидентской республике президент не обладает таким правом.

Практика свидетельствует  о том, что Президент РФ часто использует предоставленное ему право - выступать инициатором законопроектов. Например, в 2004 году Президентом был внесен ряд важнейших актов, направленных на реформирование структуры государственной власти и укрепление государственной защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других категорий, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государственной власти и управления.

Кроме того, завершая всю законодательную деятельность парламента страны, глава государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности

Особое значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан. С каждым годом смещаются акценты защиты тех или иных прав. Это связано с тем, что в посланиях делается попытка государственно-правового анализа современного состояния российской государственности. Кроме того, используется метод стратегического планирования для предотвращения возможных неблагоприятных последствий в той или иной сфере конституционно-правовых отношений.

"Много споров также в литературе встречается относительно процедуры импичмента Президента, конструкция которой в Российской Конституции фактически нереализуема. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 92 и 91) довольно туманно сформулировано положение о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Не внесло ясности в эту процедуру и соответствующее Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, отметившее лишь то, что при проведении такой процедуры должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий главы государства."20

    1. Взаимодействие Президента РФ с федеральными органами исполнительной власти

На исполнительные органы государственной власти падает основная нагрузка по реализации наиболее важных и сложных задач, стоящих перед государством. Отсюда и такое пристальное, постоянное внимание главы государства к вопросам их организации и деятельности, обширные президентские полномочия по отношению к ним.

"Конституция РФ 1993 года не закрепляет за Президентом статуса главы исполнительной власти, он - глава государства, что, как уже отмечалось выше, вытекает из легальной формулы части 1 статьи 80. Исполнительную власть, согласно статье 110, осуществляет Правительство РФ, которым руководит Председатель Правительства. Но анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в сфере исполнительной власти глава государства обладает весьма широким кругом полномочий, а Правительство попросту находится в зависимом от него положении. На это обращают внимание очень многие ученые-юристы."21 "Кроме того, стоит обратить внимание, что применительно к самому Правительству в Конституции используется глагол «осуществляет», но не «возглавляет» исполнительную власть."22

"Очень многие статьи Конституции указывают на то, что именно Президент является главой исполнительной власти. Так, согласно пункту «а» статьи 83 и части 1 статьи 111, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой (ч. 2 ст. 111 Конституции РФ)."23 Нижняя палата парламента должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения (ч. 3 ст. 111 Конституции РФ). Если же Государственная Дума троекратно отклонит предложенные Президентом кандидатуры, то он распускает ее, назначает новые выборы и уже самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

"Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента РФ с Правительством РФ является его право принимать решение об отставке Правительства РФ. Конституция не устанавливает причин, по которым Президент РФ может принять такое решение. Оно может быть принято в силу нерезультативности социально-экономической политики Правительства РФ и по любым иным причинам. Конституция не устанавливает временных или иных ограничений для использования этого полномочия Президентом РФ."24

"Таким образом,  по сей день не теряет актуальности проблема обеспечения независимости Правительства, которое должно самостоятельно решать социально-экономические вопросы. Анализ президентских указов (особенно периода 90-х годов прошлого века) показывает, что многие из них непосредственно затрагивают сферу экономики, а это, как верно отмечается в правовой литературе, является очевидным ущемлением полномочий Правительства."25

Поскольку Президент РФ определяет основные направления внутренней политики, в том числе и финансово-кредитной, его влияние на эту политику осуществляется и путем участия в назначении на должность Председателя Центрального банка России.

"Роль Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей."26

Таким образом, проблемы объема полномочий президента в системе разделения властей  в Российской Федерации обусловлены целым рядом причин, первая из которых связана с конституционным статусом главы государства, а именно с неопределенностью его места в системе органов государственной власти; недостаточной детализацией его полномочий, а также наличием так называемого набора скрытых полномочий. Вторая причина вытекает из задач, решение которых возложено на главу государства как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции Российской Федерации)." Еще одна причина - это неразработанность механизма взаимных связей Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации в рамках единой системы исполнительной власти и, как следствие, незавершенный характер исполнительной власти, в особенности Правительства Российской Федерации, его слабость и подконтрольность Президенту Российской Федерации."27

"Таким образом по определению Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он призван быть арбитром данных властей. Однако при анализе полномочий президента становится очевидно, что президент РФ фактически является главой исполнительной власти, обладая в ее рамках большими полномочиями. Что касается полномочий в области функционирования законодательной власти, то у президента есть действенный механизм «право вето", а также возможность законодательной инициативы и собственного правотворчества (указы и распоряжения). В рамках судебной власти полномочия президента самые малочисленные, они ограничиваются кадровой политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная российская модель института президентства закреплена в конституционных положениях, содержащихся в главе 1 "Основы конституционного строя" (ст. 11), главе 4, полностью посвященной Президенту, а также в главе 5 "Федеральное Собрание", главе 6 "Правительство Российской Федерации" и в главе 7 "Судебная власть", где содержатся отдельные нормы, касающиеся института президентства. Всего же из 137 статей Конституции главе государства так или иначе посвящены более 30.

Информация о работе Президент Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти