Правовое регулирование деятельности субьектов хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственно-производственными являются имущественные и прочие отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, которые складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Оглавление

Субъекты хозяйствования.
Предпринимательская деятельность.
Организационные формы хозяйствования.
Общие гарантии прав предпринимателей.
Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №4 хоз право.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Концерном признается уставное объединение предприятий, а также  других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна.

Объединения предприятий создаются на неопределенный срок или как временные объединения и действуют на основе договора или устава, который утверждается их учредителями или участниками. Предприятия, которые входят в состав объединений сохраняют права юридического лица и имеют право выхода из его состава с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими предприятиями и организациями.

Объединение является юридическим  лицом, может иметь самостоятельный и сведенный балансы, расчетный и прочие счета в банках, печати со своим наименованием.

Предприятие может быть также участником промышленно-финансовой группы (или транснациональной промышленно-финансовой группы, если в состав группы входят отечественные и иностранные юридические лица).

Промышленно-финансовая группа является объединением, которое создается по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных областей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами Украины, а также с целью производства конечной продукции.

В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленные и прочие предприятия, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности. В составе промышленно-финансовой группы определяется головное предприятие, которое имеет исключительное право действовать от лица промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.

Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации как субъект хозяйствования.

Вопросы, связанные с  созданием и функционированием промышленно-финансовых групп регулируются Законом Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21.11.95 г. № 437/95-ВР.

Предприятия могут объединять и координировать свою деятельность также без создания юридического лица на основе договора о совместной деятельности. Совместная деятельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников — простое общество, или без объединения вкладов участников. При этом один из участников совместной деятельности открывает отдельный счет в банке, на котором ведется учет результатов совместной деятельности и по ее результатам осуществляются расчеты с бюджетом и распределяется полученная прибыль. Порядок осуществления совместной деятельности, форма и условия договора о совместной деятельности определены в главе 77 Гражданского кодекса Украины.

 

Частное предпринимательство

Законодательством предусмотрена возможность занятия хозяйственной деятельностью для граждан без создания юридического лица, так называемое частное предпринимательство.

Согласно ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица в установленном законом порядке.

Гражданин-предприниматель  отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое согласно закону может быть обращено взыскание.

В общем случае гражданин  может осуществлять предпринимательскую деятельность:

  • непосредственно как предприниматель или через частное предприятие, которое им создается;
  • с привлечением или без привлечения наемного труда;
  • самостоятельно или совместно с другими лицами.

Гражданин осуществляет управление основанным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, который нанимается по контракту. В случае осуществления предпринимательской деятельности совместно с другими гражданами или юридическими лицами гражданин имеет права и обязанности соответственно учредителя и/или участника хозяйственного общества, члена кооператива и т.п., или права и обязанности, определенные заключенным при его участии договором о совместной деятельности без создания юридического лица.

Гражданин-предприниматель  осуществляет свою деятельность на принципах  свободы предпринимательства и  соответственно другим принципам, предусмотренным  ст.44 Хозяйственного кодекса Украины.

При этом гражданин-предприниматель  обязан:

  • в предусмотренных законом случаях и порядке получить лицензию на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности;
  • сообщать органам государственной регистрации об изменении его адреса, указанной в регистрационных документах, предмета деятельности, других существенных условий своей предпринимательской деятельности, которые подлежат отображению в регистрационных документах;
  • придерживаться прав и законных интересов потребителей, обеспечивать надлежащее качество товаров (работ, услуг), которые им изготовляются, придерживаться правил обязательной сертификации продукции, установленных законодательством;
  • не допускать недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольно-конкурентного законодательства;
  • вести учет результатов своей предпринимательской деятельности согласно требованиям законодательства;
  • своевременно предоставлять налоговым органам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей; платить налоги и прочие обязательные платежи в порядке и в размерах, установленных законом.

Гражданин-предприниматель обязан придерживаться требований, предусмотренных Кодексом законов о труде, в случае использования им наемного труда, а также другими законодательными актами, и несет имущественную и другую установленную законом ответственность за причиненные им вред и убытки гражданам, другим субъектам хозяйствования, государству и органам местного самоуправления.

Гражданин-предприниматель  может быть признан судом банкротом в порядке, установленном действующим законодательством.

 

  1. Общие гарантии прав предпринимателей

Предпринимательство в  Украине может осуществляться в  любых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя. Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.

Обеспечение предпринимателей материально-техническими и другими  ресурсами, которые централизованно  распределяются государством, осуществляется с целью выполнения предпринимателем поставок, работ или услуг для государственных нужд.

Государство гарантирует  неприкосновенность имущества и  обеспечивает защиту имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления у предпринимателя основных и оборотных фондов, другого имущества допускается в строгом соответствии со ст. 41 Конституции Украины и лишь на основаниях и в порядке, установленных законом.

Предприниматель или  гражданин, который работает у предпринимателя по найму, в предусмотренных законом случаях может быть привлечен к выполнению в рабочее время государственных или общественных обязанностей, с обязательным возмещением предпринимателю соответствующих убытков органом, который принимает такое решение. Споры о возмещении убытков решаются судом.

Всякие убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами или юридическими лицами, органами государственной власти или органами местного самоуправления его имущественных прав, подлежат возмещению в соответствии с действующим законодательством.

Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается. Дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти в соответствии со ст. 31 Хозяйственного кодекса Украины признается:

  • запрет на создание новых предприятий или других организационных форм хозяйствования в любой сфере хозяйственной деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или ко вступлению в хозяйственные организации и прочие объединения;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона Украины в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, что приводит к монополизации рынка определенного товара;
  • ограничение прав субъектов хозяйствования относительно приобретения и реализации товаров;
  • установление запретов или ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.
  • Законом могут быть установлены исключения из положений этой статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, защиты общественных интересов.

За дискриминацию предпринимателей органами власти и управления предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ст.166-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях запрет на создание новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в любой сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции, принуждение предпринимателей ко вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и прочие объединения предприятий, а также к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставки товаров определенному кругу потребителей, принятие решений о централизованном распределении товаров, которые приводят к монопольному положению на рынке, установление запрета на реализацию товаров из одного региона в другой, предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других предпринимателей, что приводит к монополизации рынка определенного товара, ограничение прав предпринимателей относительно приобретения и реализации товаров, установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей — влечет за собой наложение штрафа на виновных лиц в размере до 15-ти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Государство в равной степени обеспечивает защиту прав и  законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей. Каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Согласно ст. 20 Хозяйственного кодекса Украины права и законные интересы указанных субъектов защищаются путем:

    • признания наличия или отсутствия прав;
    • признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей;
    • признания недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом;
    • восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;
    • прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
    • принуждения к выполнению обязанности в натуре;
    • возмещения убытков;
    • применения штрафных санкций;
    • применения оперативно-хозяйственных санкций;
    • применения административно-хозяйственных санкций;
    • установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;
    • другими способами, предусмотренными законом.

Государство предоставляет  гарантии прав субъектов хозяйствования в случае неправомерного применения к ним каких-либо санкций.

Субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суде решения любого органа государственной власти или органа местного самоуправления относительно применения к нему санкций.

В случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, который не отвечает законодательству, и нарушает права или законные интересы субъекта хозяйствования, последний согласно ст. 20 Хозяйственного кодекса Украины имеет право обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Убытки, причиненные субъекту хозяйствования в связи с неправомерным применением к нему хозяйственных санкций, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Порядок защиты прав субъектов хозяйствования определяется Хозяйственным кодексом, другими законодательными актами Украины.

Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую хозяйственную деятельность, которая не противоречит законодательству.

Государство со своей  стороны обеспечивает всестороннюю поддержку предпринимательства. Так, в соответствии со ст. 48 Хозяйственного кодекса Украины с целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти на условиях и в порядке, предусмотренных законом:

    • предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
    • оказывают содействие предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности, подготовке кадров;
    • осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенном законом порядке;
    • стимулируют модернизацию технологий, инновационную деятельность, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг;
    • оказывают предпринимателям другие виды помощи.

Вопросы, связанные с предпринимательством, регулируются специальным государственным органом — Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательство), который действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента от 25.05.2000 г. № 721/2000.

Госкомпредпринимательство является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который  обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства. Деятельность Госкомпредпринимательства направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Госкомпредпринимательство осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности субьектов хозяйственной деятельности