Подведомстенность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.
Подведомственность — это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или ино¬го органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.

Оглавление

1. Понятие и виды подведомственности………………………………………….3
2. Понятие и виды подсудности…………………………………………………..8
3. Основания и порядок передачи дела в другой суд…………………………..16
Задача……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников……………………………………………19

Файлы: 1 файл

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС БИП № 2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

6)  по жалобам на решения Апелляционного совета патент­ной экспертизы при патентном органе;

7)  иные дела, возникающие из административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.

Не подлежат обжалованию в суд общей юрисдикции реше­ния государственных органов и должностных лиц, имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.

Согласно статье 361 ГПК, в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомст­венные суду:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значе­ние;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособ­ным либо об отмене ограничения дееспособности;

4) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспо­собным;

5) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

6) о признании наследства выморочным;

7) о восстановлении прав по документам на предъявителя;

8) о принудительной госпитализации и лечении граждан;

9) об усыновлении (удочерении) ребенка.

В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. 2 статьи 361 ГПК).

Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юриди­ческое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет воз­можность получить либо восстановить надлежащие докумен­ты, удостоверяющие данные факты (статья 363 ГПК). Так, суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку за­конодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.

В статье 394 ГПК дан перечень дел приказного производст­ва, подведомственных суду. Приказное производство осуще­ствляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:

1) нотариально удостоверенной сделке;

2) протесте векселя в неплатеже, совершенным нотариусом;

3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолет­них детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;

4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в до­ход государства;

5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.

Указанный в законе (статья 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.

Требование не подлежит рассмотрению в приказном произ­водстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.

Суды общей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетен­ции.

Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграни­чении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.

2. Понятие и виды подсудности.

 

В Республике Беларусь действующая система общих су­дов включает:

а) районные (городские) суды;

б) областные суды и Минский городской суд, действующий на правах областного суда;

в) Верховный Суд Республики Беларусь;

г) специализированные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды).

В случаях, предусмотренных законодательством, указанные выше суды могут в пределах своей компетенции выполнять функции:

суда первой инстанции (рассмотрение и разрешение дела по существу);

суда второй инстанции (проверка законности и обоснован­ности решений и определений, не вступивших в законную силу, в кассационном порядке);

суда надзорной инстанции (проверка законности и обосно­ванности решений, определений и постановлений, вступив­ших в законную силу, в порядке надзора).

В предусмотренных законом случаях суды могут выполнять функцию по пересмотру решений, определений и постановле­ний, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся об­стоятельствам.

Все суды общей юрисдикции (районные, городские, об­ластные и т.д.) вправе рассматривать гражданские дела в каче­стве суда первой инстанции. Однако каждый из них может рас­сматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его ком­петенции.

С помощью подсудности разграничивается компетенция между различными судами, действующими в качестве суда пер­вой инстанции.

В науке гражданского процессуального права термин «под­судность» употребляется в двух значениях: подсудность суда и подсудность гражданского дела.

Определить подсудность суда — значит выяснить круг граж­данских дел, которые компетентен разрешать по существу дан­ный суд. Подсудность суда проверяется судьей в каждом конк­ретном случае при рассмотрении заявления о возбуждении гражданского дела.

Определить подсудность гражданского дела — значит выяс­нить, в каком суде первой инстанции данное дело подлежит разрешению по существу.

Подсудность — это распределение подведомственных об­щим судам гражданских дел между различными судами первой инстанции в зависимости от рода (характера) дел, подлежащих рассмотрению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда.

Институт подсудности необходимо отличать от института подведомственности. Если с помощью института подведомст­венности в гражданском процессе разрешается вопрос о том, подлежит ли данное дело рассмотрению в общем суде или ином юрисдикционном органе, то с помощью института подсудно­сти разрешается другой вопрос: какой общий суд компетентен рассмотреть соответствующее дело в качестве суда первой ин­станции.

Гражданские дела могут рассматриваться товарищескими судами, третейскими судами. Следует ли в таких случаях в отношении их применять понятие подсудности? Думается, что нет, так как подсудность употребля­ется только в отношении судов, выполняющих государственную функцию по осуществлению правосудия. Товарищеские суды и третейские суды не осуществляют правосудия, поэтому в отношении них можно вести речь с позиций правомочия рассматривать гражданские дела, передаваемые на их разрешение.

В зависимости от рода (характера) дел, подлежащих рас­смотрению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда, принято различать два вида подсудности в гражданском процессе:

- родовую (предметную) подсудность;

- территориальную подсудность.

Родовая подсудность разграничивает компетенцию по рас­смотрению гражданских дел между нижестоящими и вышесто­ящими судами, а также специализированными судами, дейст­вующими в качестве суда первой инстанции.

При определении подсудности лицо, инициирующее возбуждение гражданского дела, прежде всего должно определить родовую подсудность. Это значит, что оно должно определить суд по вертикали, в который ему следует обратиться: районный, областной, Минский городс­кой или Верховный Суд, поскольку имеются гражданские дела, которые подсудны только областному, Минскому городскому или Верховному Суду. И только разрешив данный вопрос, следует определять внутризвенную (территориальную) подсудность.

Территориальная подсудность — это подсудность граждан­ского дела общему суду в зависимости от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция данного суда. С ее помо­щью решается вопрос, какому из однородных судов подсудно для рассмотрения соответствующее дело.

Основные нормы о подсудности в гражданском процессе содержатся в главе 5 ГПК. Отдельные нормы о подсудности со­держатся также в разделах ГПК, которые регламентируют неисковые производства в гражданском процессе (главы 29-31).

Согласно закону вид подсудности может определяться в зависимости от рода дела, предмета спора, участвующих в деле сторон. Именно эти обстоятельства позволяют определить, какому звену судебной системы подсудно данное дело. Такая подсудность называется родовой или подсудностью между судами по вертикали. Родовая подсудность позволяет отве­тить на вопрос, какому суду – районному, областному, Минскому городскому, Верховному Суду или военному суду подсудно это дело. С помощью института родовой подсудности происходит отграничение компетен­ции районного суда от компетенции областного, Минского городского суда, компетенции областного суда, Минского городского от компетенции Верховного Суда. С помощью родовой подсудности разграничивается компетенция общих судов от компетенции хозяйственных и военных судов.

Правила родовой подсудности в гражданском процессе регламентируются статьями 42-45 ГПК.

С помощью правил общей родовой подсудности отграничи­вается по вертикали:

а) компетенция районных (городских) судов от компетен­ции областных судов, Минского городского суда;

б) компетенция областных судов, Минского городского суда от компетенции Верховного Суда Республики Беларусь.

С помощью правил специальной родовой подсудности опре­деляется компетенция судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, а также компетенция Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов по рассмотрению гражданских дел.

Согласно статье 42 ГПК, районный (городской) суд рассмат­ривает по первой инстанции все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, отнесенных к подсуд­ности других судов.

Основная масса гражданских дел, подлежащих рассмотре­нию по первой инстанции, сосредоточена в районных (город­ских) судах. И это вполне оправдано. Указанные суды наиболее приближены к населению, им легче обеспечить явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, истребовать доказательст­ва, произвести осмотр на месте и т.п. Кроме того, рассмотрение гражданских дел в районных (городских) судах позволяет со­кратить сроки рассмотрения дел, а также материальные затра­ты участников процесса.

Межгарнизонные военные суды рассматривают по пер­вой инстанции дела по спорам военнослужащих об увольнении с военной службы, о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов воен­ного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной служ­бы (статья 43 ГПК).

Подсудность гражданских дел областным судам, Минскому городскому, Верховному Суду, Белорусскому военному суду имеет двойственный характер. С од­ной стороны, указанные суды вправе изъять любое дело из нижестоящих судов и рассмотреть их по первой инстанции. По существу речь в этом случае идет не о подсудности, а о праве изъять дела из нижестоящего суда и принять его к своему производству.

По общему правилу, вышестоящие суды принимают к своему производству по первой инстанции сложные гражданские дела, дела особой важности, имеющие большое общественное значение. Кроме того, они вправе по собственной инициативе принять дела, которые не правильно были разрешены нижестоящими судами.

С другой стороны, вышестоящие суды и только они вправе рассматри­вать определенные законодательством категории гражданских дел. Процессуальный кодекс не дает конкретного и исчерпывающего перечня этих дел. Он приводит некоторые из них. В остальном делает отсылку к законодательству, устанавливающему подсудные им дела.

Так статьей  44 ГПК установлено, что областным судам, Минскому го­родскому суду подсудны по первой инстанции, в частности, следующие дела:

по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан;

по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума и по выдвижению канди­дата в депутаты областного Совета, Минского городского Совета;

по заявлениям о признании забастовки незаконной;

об усыновлении иностранными гражданами детей на терри­тории Республики Беларусь.

В силу статьи 45 ГПК и иных актов законодательства Верхов­ному Суду Республики Беларусь подсудны по первой инстан­ции, в частности, следующие дела:

по жалобам на отказ в регистрации республиканских и меж­дународных общественных объединений граждан;

по заявлениям о прекращении деятельности таких объеди­нений;

по жалобам на отказ в регистрации политических партий, а также по заявлениям о прекращении их деятельности;

по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референ­думов в регистрации кандидатов в депутаты Палаты представи­телей, Совета Республики, в Президенты Республики Бела­русь, инициативной группы по их выдвижению, о признании выборов Президента Республики Беларусь недействительны­ми, о регистрации инициативной группы по отзыву депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

Информация о работе Подведомстенность и подсудность гражданских дел