Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 19:12, контрольная работа
Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.
Подведомственность — это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или ино¬го органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.
1. Понятие и виды подведомственности………………………………………….3
2. Понятие и виды подсудности…………………………………………………..8
3. Основания и порядок передачи дела в другой суд…………………………..16
Задача……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников……………………………………………19
19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра юридических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Гражданский процесс
Выполнил:
Могилев, 2009
ВАРИАНТ № 6
ТЕМА: «ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ»
ПЛАН:
1. Понятие и виды подведомственности………………………………
2. Понятие и виды подсудности…………………………………………………
3. Основания и порядок передачи дела в другой суд…………………………..16
Задача………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………19
1. Понятие и виды подведомственности.
Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.
Подведомственность — это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.
В Республике Беларусь существуют несколько форм защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Согласно статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), их защита осуществляется общим судом, хозяйственным судом, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Споры о праве могут рассматривать и другие органы, наделенные юрисдикционными полномочиями. В частности, существует нотариальная форма защиты гражданских прав. Трудовые права работника (помимо суда) могут защищаться комиссией по трудовым спорам. Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ и т.д.
По смыслу статьи 109 Конституции Республики Беларусь никто не вправе принять на себе судебные функции и разрешать споры о праве и другие юридические дела, отнесенные к ведению суда, осуществляя при этом правосудие.
Под судебной подведомственностью понимаются дела, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Суд, принимая дело к своему производству, в каждом конкретном случае должен проверить, может ли данное дело рассматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению другого органа.
Таким образом, определить судебную подведомственность гражданских дел — значит выяснить, какие из этих дел в соответствии с действующим законодательством подлежат рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
Подведомственность дел определяется судом, в производстве которого они находятся.
В гражданском процессе принято различать подведомственность дел в зависимости от:
а) органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных споров, — подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским судам и т.д.;
б) характера дел, подлежащих рассмотрению в суде (статья 37 ГПК):
* дела искового производства;
* дела, возникающие из административно-правовых отношений;
* дела особого производства;
* дела приказного производства;
* другие дела, отнесенные законодательством к компетенции судов.
Возможна классификация подведомственности гражданских дел и по другим основаниям.
В науке гражданского процессуального права и в законодательстве подведомственность дел подразделяется на следующие виды:
1) исключительная подведомственность;
2) альтернативная подведомственность;
3) условная подведомственность;
4) подведомственность связанных между собой требований.
Исключительная подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенных категорий дел каким-либо одним (указанным в законе) органом. Эти дела не могут разрешаться другими органами. К исключительной подведомственности, например, относятся разрешаемые общим судом споры о восстановлении на работе, о лишении родительских прав, о расторжении брака, о признании забастовки незаконной и др.
Исключительная подведомственность означает также, что для разрешения спора в суде не требуется соблюдения досудебного порядка рассмотрения данного спора в каком-либо ином органе.
Альтернативная подведомственность допускает рассмотрение тех или иных категорий дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе. При этом обращение в соответствующий орган зависит от усмотрения истца.
Примером альтернативной подведомственности является подведомственность дел третейским судам. В соответствии со статьей 1 Положения о третейском суде граждане вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда.
Условная подведомственность означает, что для некоторых категорий споров соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для данного вида подведомственности характерным является то, что до суда спор о праве должен стать предметом рассмотрения другого органа (досудебная стадия рассмотрения спора). Так, большинство индивидуальных трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого — судом (статья 236 ТК).
Подведомственность связанных между собой требований. Суть этого вида подведомственности дел закреплена в статье 38 ГПК, согласно которой в случае предъявления нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие — иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено законодательством.
При разрешении вопроса о подведомственности гражданских дед судам необходимо учитывать требования статьи 60 Конституции Республики Беларусь, в силу которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Отсюда следует, что отсутствие в действующем законодательстве норм о судебной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту.
Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.
Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.
Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. 1 статьи 37 ГПК. К ним относятся:
а) наличие спора о праве;
б) характер правоотношения, из которого вытекает требование;
в) субъектный состав спорного правоотношения.
Судам общей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.
В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.
По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел, возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.
Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).
Суды общей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (статья 541 ГПК).
Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения — основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суду дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.
В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:
а) исковое производство;
б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;
в) особое производство;
г) приказное производство.
В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:
1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. 1 статьи 37 ГПК);
2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. 1 статьи 37 ГПК);
3) другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. 2 статьи 37 ГПК).
Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех, которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.
В соответствии со статьей 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:
1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;
2) по жалобам на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях граждан;
3) по жалобам на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;
4) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
5) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и права юридических лиц;
Информация о работе Подведомстенность и подсудность гражданских дел