Подведомстенность и подсудность гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.
Подведомственность — это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или ино¬го органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.

Оглавление

1. Понятие и виды подведомственности………………………………………….3
2. Понятие и виды подсудности…………………………………………………..8
3. Основания и порядок передачи дела в другой суд…………………………..16
Задача……………………………………………………………………………...18
Список использованных источников……………………………………………19

Файлы: 1 файл

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС БИП № 2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)


19

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Кафедра юридических дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Гражданский процесс

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                            студент 4 курса

                                                                                                заочного отделения

                                                                                                группы ПВз-054

                                                                                                Лялюйко Павел

                                                                                                Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2009

ВАРИАНТ № 6

 

ТЕМА: «ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ»

 

ПЛАН:

 

1. Понятие и виды подведомственности………………………………………….3 

2. Понятие и виды подсудности…………………………………………………..8

3. Основания и порядок передачи дела в другой суд…………………………..16

Задача……………………………………………………………………………...18

Список использованных источников……………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды подведомственности.

 

Каждый орган государства должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Он вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые законом отнесены к его компетенции, т.е. ему подведомственны.

Подведомственность — это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или ино­го органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.

В Республике Беларусь существуют несколько форм за­щиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Согласно статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), их защита осуществляется общим судом, хо­зяйственным судом, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном поряд­ке. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Споры о праве могут рассматривать и другие органы, наде­ленные юрисдикционными полномочиями. В частности, суще­ствует нотариальная форма защиты гражданских прав. Трудовые права работника (помимо суда) могут защищаться комиссией по трудовым спорам. Некоторые правовые вопросы раз­решаются собраниями товариществ, кооперативов, акционер­ных обществ и т.д.

По смыслу статьи 109 Конституции Республики Беларусь ни­кто не вправе принять на себе судебные функции и разрешать споры о праве и другие юридические дела, отнесенные к веде­нию суда, осуществляя при этом правосудие.

Под судебной подведомственностью понимаются дела, кото­рые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Суд, принимая дело к своему производству, в каждом конк­ретном случае должен проверить, может ли данное дело рас­сматриваться в судебном порядке, не отнесено ли оно законом к ведению другого органа.

Таким образом, определить судебную подведомственность гражданских дел — значит выяснить, какие из этих дел в соот­ветствии с действующим законодательством подлежат рас­смотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Подведомственность дел определяется судом, в производст­ве которого они находятся.

В гражданском процессе принято различать подведомст­венность дел в зависимости от:

а) органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных споров, — подведомственность дел судам (общим, хозяйст­венным), административным органам, третейским судам и т.д.;

б) характера дел, подлежащих рассмотрению в суде (статья 37 ГПК):

* дела искового производства;

* дела, возникающие из административно-правовых отноше­ний;

* дела особого производства;

* дела приказного производства;

* другие дела, отнесенные законодательством к компетенции судов.

Возможна классификация подведомственности граждан­ских дел и по другим основаниям.

В науке гражданского процессуального права и в законо­дательстве подведомственность дел подразделяется на следую­щие виды:

1) исключительная подведомственность;

2) альтернативная подведомственность;

3) условная подведомственность;

4) подведомственность связанных между собой требований.

Исключительная подведомственность предусматривает воз­можность рассмотрения определенных категорий дел каким-либо одним (указанным в законе) органом. Эти дела не могут разрешаться другими органами. К исключительной под­ведомственности, например, относятся разрешаемые общим судом споры о восстановлении на работе, о лишении родитель­ских прав, о расторжении брака, о признании забастовки неза­конной и др.

Исключительная подведомственность означает также, что для разрешения спора в суде не требуется соблюдения досудеб­ного порядка рассмотрения данного спора в каком-либо ином органе.

Альтернативная подведомственность допускает рассмотре­ние тех или иных категорий дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе. При этом обращение в соответству­ющий орган зависит от усмотрения истца.

Примером альтернативной подведомственности является подведомственность дел третейским судам. В соответствии со статьей 1 Положения о третейском суде граждане вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекаю­щих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность означает, что для некоторых категорий споров соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для данного вида подве­домственности характерным является то, что до суда спор о праве должен стать предметом рассмотрения другого органа (досудеб­ная стадия рассмотрения спора). Так, большинство индивидуа­льных трудовых споров разрешается сначала комиссией по тру­довым спорам и только после этого — судом (статья 236 ТК).

Подведомственность связанных между собой требований. Суть этого вида подведомственности дел закреплена в статье 38 ГПК, согласно которой в случае предъявления нескольких свя­занных между собой требований, из которых одни подведомст­венны общему суду, а другие — иному суду или иному государ­ственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено зако­нодательством.

При разрешении вопроса о подведомственности граждан­ских дед судам необходимо учитывать требования статьи 60 Кон­ституции Республики Беларусь, в силу которой каждому га­рантируется защита его прав и свобод компетентным, незави­симым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Отсюда следует, что отсутствие в действующем законодательстве норм о судебной подведомственности не лишает заинтересованных лиц права на судебную защиту.

Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК за­креплены общие правила подведомственности суду граждан­ских дел и отдельные исключения из этих правил.

Общие правила подведомственности гражданских дел — это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помо­щью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. 1 статьи 37 ГПК. К ним относятся:

а) наличие спора о праве;

б) характер правоотношения, из которого вытекает требование;

в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам общей юрисдикции, как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в слу­чаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного ха­рактера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел, возникающих из указанных выше право­отношений, в случаях, предусмотренных актами законодатель­ства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и други­ми нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (на­пример, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды общей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, ино­странные юридические лица (статья 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъект­ный состав спорного правоотношения — основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомствен­ность суду дел в гражданском процессе. Из этих правил уста­новлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

В гражданском процессе общие правила подведомствен­ности суду дел закреплены в законе применительно к следую­щим видам судопроизводства:

а) исковое производство;

б) производство по делам, возникающим из администра­тивно-правовых отношений;

в) особое производство;

г) приказное производство.

В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разре­шение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. 1 статьи 37 ГПК);

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. 1 статьи 37 ГПК);

3) другие дела искового производства, отнесенные законо­дательством к компетенции судов (ч. 2 статьи 37 ГПК).

Подведомственность судам дел искового производства в об­щем плане можно определить методом исключения: судам под­ведомственны все дела искового производства кроме тех, кото­рые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.

В соответствии со статьей 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из административно-правовых отношений:

1)  по жалобам на действия избирательных комиссий в слу­чаях, предусмотренных законом;

2)  по жалобам на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонару­шениях граждан;

3)  по жалобам на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

4)  по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

5)  по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не яв­ляющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущем­ляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных законо­дательством, — и права юридических лиц;

Информация о работе Подведомстенность и подсудность гражданских дел