Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:42, дипломная работа
Развитие экономики и рост благосостояния возможны только на пути становления цивилизованного рынка, укрепления основ демократии. Малое предпринимательство уже показало себя важнейшей составной частью эконо-мического организма страны, источником благосостояния граждан, опорой социально-политической стабильности общества.
Целью исследования является всестороннее рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе в сравнении со статусом юридического лица. При этом отдельное внимание в работе уделено анализу судебной практики и исторических аспектов предпринимательства в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Понятие индивидуального предпринимателя
и предпринимательской деятельности……………………………………..8
История частного предпринимательства в России……………...8
Индивидуальный предприниматель как субъект
хозяйственной деятельности………………………………………………….11
Раздел 2. Государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………20
2.1.Общие положения государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………….20
2.2. Особенности государственной регистрации некоторых
категорий предпринимателей…………………………………………………26
2.2.1.Особенности государственной регистрации несовершеннолетних
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей…….........26
2.2.2.Особенности государственной регистрации крестьянских
(фермерских) хозяйств…………………………………………………………31
Раздел 3. Особенности правового статуса
индивидуального предпринимателя в условиях
разрешительной системы................................................................................34
3.1. Общие положения о лицензировании……………………………..34
3.2. Юридическая ответственность за осуществление деятельности
без лицензии и нарушение порядка лицензирования………………………..37
Раздел 4. Прекращения предпринимательской деятельности…………..43
4.1. Добровольное и принудительное прекращение
деятельности индивидуального предпринимателя…………………………..43
4.2. Банкротство индивидуального предпринимателя………………..49
Заключение…………………………………………………………………….58
Библиография…………………………………………………………………61
Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы
3.1. Общие положения о лицензировании
Рассмотрим особенности
Сущность разрешительной
системы заключается в том, что
для занятия определенными
Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»54 (далее - Закон № 128-ФЗ). Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.
В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как: 1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418); 2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.); 3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ)55. Закон о лицензировании 2001 г. устанавливает, что лицензией считается специальное разрешение лицензирующих органов на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).
Лицензия является основанием
возникновения
К такому же выводу приходит
и Президиум Высшего
У многих начинающих предпринимателей возникает закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
В статье 5 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»57, из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют: МВД, Минздрав, МНС, Минсельхоз, Минтранс, Минтруд, Минфин, Минэкономразвития, Госкомспорт.
Постановлением Правительства «
Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.
В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.
Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В связи с этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности достаточности того или иного вида товаров или услуг на рынке58.
После получения документа,
подтверждающего наличие
Таким образом особенностью
правового статуса
Рассмотрим особенности юридической ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования. При этом уделим отдельное внимание анализу судебной практики по рассматриваемому вопросу.
3.2. Юридическая
ответственность за
без лицензии
и нарушение порядка
Вопрос юридической ответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности, действующим без лицензии или с нарушением порядка лицензирования, является весьма актуальным в теории и практике соответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможные последствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.
Новый Кодекс об административных
правонарушениях в ст. 14.1 теперь
предусматривает
Осуществление предпринимательской
деятельности без специального разрешения
(лицензии), если такое разрешение (такая
лицензия) обязательно (обязательна), влечет
наложение административного
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Следующим видом ответственности, к которому могут быть привлечены и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность без лицензии или с нарушением условий лицензирования, является ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ59.
Отметим, что законодатель и здесь закрепил ответственность не только самих непосредственных участников хозяйственной деятельности, но и должностных лиц, которые вправе в случаях, предусмотренных законом, выдавать лицензию.
Так, согласно ст. 169 УК РФ в качестве уголовно наказуемого деяния - воспрепятствования законной предпринимательской деятельности - рассматривается неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности или уклонение от его выдачи. Именно Гражданский кодекс РФ устанавливает для предпринимателей ряд правил, необходимость соблюдения которых подкрепляется УК РФ. Для предпринимательской деятельности организаций и граждан вводятся некоторые ограничения: в соответствии со ст. 23 и 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, указанные лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Следовательно, воспрепятствование законной
предпринимательской
В остальных случаях речь идет об уголовной ответственности за осуществление того или иного лицензируемого вида деятельности без лицензии. Так, в статье 171 установлена ответственность за незаконное предпринимательство.
Вопрос об ответственности в области лицензирования находит свое отражение и в гражданском законодательстве, подчеркивая тем самым необходимость соблюдения установленных правил лицензирования.
В Гражданском кодексе РФ возможность заключения ряда договоров прямо обусловлена наличием соответствующей лицензии (ст. 825, 835, п. 4 ст. 845, 938, 1063)61.
Публично-правовое значение лицензии состоит в том, что ее наличие обязывает предпринимателя соблюдать публичный интерес, юридически выраженный в форме лицензионных требований и условий. Прежде всего имеются в виду интересы широкого круга потребителей, выступающих на рынке в качестве экономически слабой стороны.
Обратимся к анализу последствий обращения в суд налоговых органов с исками о признании недействительной оспоримой сделки, например, по основаниям, предусмотренным ст. 173 Гражданского кодекса РФ.
Итак, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона62.
В качестве примера относительно рассмотрения исков, заявленных налоговыми органами о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ, можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 1998 г. по делу № 1173/9863.
Налоговая инспекция
обратилась в арбитражный суд
с иском к филиалу ЗАО о
признании заключенных
При проведении налоговой проверки выяснилось, что филиал осуществляет добровольное медицинское страхование без лицензии, заключая договоры от имени страховой компании. Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу в признании договоров недействительными на основании ст. 169 ГК РФ. Кассационная инстанция судебные акты отменила, иск поддержала. Президиум ВАС РФ отменил постановление кассационной инстанции, руководствуясь следующим.
Согласно ст. 173 ГК РФ для признания сделки недействительной, как совершенной без лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, необходимо доказать, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Налоговый орган не смог доказать этот факт.
Представляется, что судебная практика, когда налоговым органам отказывают в признании сделки недействительной как противоречащей правопорядку и нравственности при осуществлении деятельности без лицензии, когда наличие такой лицензии обязательно, является неправильной. Ссылка на то, что в данном случае сделка признается недействительной только по основаниям, предусмотренным в ст. 173 ГК РФ, необоснованна и, на наш взгляд, сужает полномочия налоговых органов по пресечению незаконной деятельности, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, регулирование которых не может осуществляться иными какими-то методами, кроме лицензирования.
Информация о работе Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя