Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:42, дипломная работа
Развитие экономики и рост благосостояния возможны только на пути становления цивилизованного рынка, укрепления основ демократии. Малое предпринимательство уже показало себя важнейшей составной частью эконо-мического организма страны, источником благосостояния граждан, опорой социально-политической стабильности общества.
Целью исследования является всестороннее рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе в сравнении со статусом юридического лица. При этом отдельное внимание в работе уделено анализу судебной практики и исторических аспектов предпринимательства в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Понятие индивидуального предпринимателя
и предпринимательской деятельности……………………………………..8
История частного предпринимательства в России……………...8
Индивидуальный предприниматель как субъект
хозяйственной деятельности………………………………………………….11
Раздел 2. Государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………20
2.1.Общие положения государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………….20
2.2. Особенности государственной регистрации некоторых
категорий предпринимателей…………………………………………………26
2.2.1.Особенности государственной регистрации несовершеннолетних
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей…….........26
2.2.2.Особенности государственной регистрации крестьянских
(фермерских) хозяйств…………………………………………………………31
Раздел 3. Особенности правового статуса
индивидуального предпринимателя в условиях
разрешительной системы................................................................................34
3.1. Общие положения о лицензировании……………………………..34
3.2. Юридическая ответственность за осуществление деятельности
без лицензии и нарушение порядка лицензирования………………………..37
Раздел 4. Прекращения предпринимательской деятельности…………..43
4.1. Добровольное и принудительное прекращение
деятельности индивидуального предпринимателя…………………………..43
4.2. Банкротство индивидуального предпринимателя………………..49
Заключение…………………………………………………………………….58
Библиография…………………………………………………………………61
Указанное законодательное положение явилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ 6 июня 2002 г. Гражданка Г.Ю. Притула - нотариус, занимающийся частной практикой, в своей жалобе оспаривала конституционность положения абз. 4 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявительницы, приведенное положение, как уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности, не согласуется с публично-правовым статусом частных нотариусов, создает неопределенность относительно субъектов налогообложения и противоречит ст. 1, 2, 6, 7, 15, 17, 18, 19, 23, 35 и 57 Конституции Российской Федерации, а также ч. 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которой установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Конституционным Судом РФ в Определении30 № 116-О была высказана следующая позиция. Анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей данного Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому системное толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абз. 4 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы.
Отметим, что индивидуальные
предприниматели могут
Проанализировав исторические аспекты развития предпринимательства в России, а также исследовав правовое положение индивидуального предпринимателя как субъекта хозяйственной деятельности, следует сказать, что на современном этапе актуальным является не только дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, но и возрождение предпринимательских, купеческих традиций прошлых лет, основанных на честности, ответственности, экономической активности граждан.
Раздел 2. Государственная регистрация индивидуального
предпринимателя
2.1.Общие положения о государственной регистрации
индивидуального предпринимателя
Рассмотрим общие положения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, предусмотренные законодателем.
По состоянию на 1 октября 2003 г. в России зарегистрировано 4 млн. 793 тыс. индивидуальных предпринимателей, что составляет около 3,3% всего населения страны. В 2004 г. в России уже насчитывалось почти 5 млн. предпринимателей. Ежегодно в стране регистрируется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей32.
Государственная регистрация
индивидуальных предпринимателей - это
акт уполномоченного
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» были внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»33, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона стало распространяться и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Ранее государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»34, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».
Необходимость принятия Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Новая редакция Закона направлена на решение вопросов, связанных с регламентацией правоотношений в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Изменено название Закона, теперь он стал именоваться «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы. При принятии этого решения учитывались прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна». В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции, как и в других законодательных и нормативно-правовых актах, принятых в последнее время, начала реализовываться одна из основных задач Правительства РФ - сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление35.
Таким образом, с 1 января 2004 г. в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ) налоговые органы осуществляют следующие функции государственной регистрации предпринимателей:
государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
государственная регистрация изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе;
государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
предоставление сведений о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г.
Кроме того, осуществляется:
выдача выписки из ЕГРИП о конкретном физическом лице, осуществляющем деятельность в качестве индивидуального предпринимателя36.
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»37, который внес существенные изменения в ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»38, которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей39. Причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ государственный реестр содержит место жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации. Место жительства включает в себя адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»40 (далее - Постановление № 713).
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 713, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах.
На основании Постановления № 713 Министерством внутренних дел Российской Федерации издан Приказ от 23 октября 1995 г. № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 1995 г. № 980).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»41 (далее - Закон № 115-ФЗ) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
На основании Закона № 115-ФЗ приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство»42 (далее - Постановление № 794) и № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание»43 (далее - Постановление № 789).
На основании Постановлений № 794 и № 789 МВД России издан Приказ от 14 апреля 2003 г. № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство»44, которым определен порядок регистрации (перерегистрации) по месту жительства.
Представление документов заявителем и иным лицом, получение свидетельства, выдача расписки.
Статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения45.
Непосредственно документы могут быть представлены как заявителем, так и иным физическим лицом.
В случае представления документов третьим лицом на основании доверенности регистрирующий орган принимает их, выдает указанному лицу расписку в получении документов. Доверенность, при этом, остается в регистрирующем органе.
Законом № 129-ФЗ предусмотрено, что верность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной расписки.
Информация о работе Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя