Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:12, реферат
Федеральная служба судебных приставов является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности службы, а также нормативно-правовое регулирование ее деятельности.
Среди большого количества нормативных правовых актов, в соответствии с которыми ФССП России осуществляет свою деятельность, необходимо особо отметить следующие: Федеральные законы «О судебных приставах»1, «Об исполнительном производстве»2; Указы Президента РФ
По мнению автора, главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав – это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Следствием изложенного является постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
Введение института помощника судебного пристава-исполнителя явилось очень важным шагом к оптимизации работы. Именно из числа помощников в будущем может быть сформирован квалифицированный состав судебных приставов-исполнителей. Введение такой должности помогло частично решить проблему занятости лиц, имеющих среднее специальное юридическое образование, разбираться в специальной юридической терминологии и знать основы исполнительного законодательства, что, несомненно, повысит эффективность работы судебного пристава-исполнителя. Введение должности помощника, несомненно, повысило эффективность работы судебного пристава-исполнителя, поскольку позволило освободить время для фактического исполнения требований исполнительных документов.
Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Причинами затруднений при исполнении исполнительных документов называются: отсутствие имущества и работы у должников, места постоянного жительства, трудности розыска должников, отсутствие реальных механизмов наказания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Необходимо установить более гибкие механизмы погашения различных видов задолженностей. Требует обсуждения вопрос о возможности принудительного направления должников для выполнения социально значимой работы до погашения задолженности перед взыскателем. Вопросы, касающиеся розыска должника и его имущества, нуждаются в скорейшем детальном урегулировании. Необходимо продолжить работу по укреплению (созданию) специальных служб розыска имущества и должников, наделив эти службы правом широкого использования методов оперативно-розыскной деятельности; повысить эффективность взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних дел; подумать о дополнительных стимулах при эффективной работе приставов, занимающихся розыском.
Целесообразным будет введение специализации судьи по исполнительному производству, так как это приведет к сокращению количества судебных ошибок при рассмотрении жалоб и заявлений по вопросам исполнительного производства, а также будет способствовать экономии времени и обеспечит своевременное исполнение судебных и иных юрисдикционных актов.
1 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №30. – Ст. 3590.
2 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета.
2007. – №4486.
3 Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. – № 50. URL: http: //base.garant.ru/186816/ (дата обращения: 12.02.2012).
4 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета. 2004. – № 230. URL: http//base.garant.ru/12137241/ (дата обращения: 12.02.2012).
5 Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 года № 69 «Об утверждении Положения
о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. – № 19.
6 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета. 2004. – № 230. URL: http//base.garant.ru/12137241/ (дата обращения: 12.02.2012).
7 Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 года № 69 «Об утверждении Положения
о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2007. – № 19.
8 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004.– № 162.
10 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газет. – 2009. – № 7.
11 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №30. – Ст. 3590.
12 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета.
2007. – №4486.
13 Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» / / Российская газета . – 2001. – № 256.
14 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.1999 г. № 248 «Об утверждении Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества» // Документ опубликован не был.
URL: http://www.lawmix.ru/zkrf/
15 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12. 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества» // Российская газета. – 2001.– № 3.
16 Постановление Правительства РФ от 23.04.1999 № 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» // Российская газета. – 1999.– № 83.
17 Приказ Минюста России и МВД России от 9.12.2005 года № 208/1003 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» // Документ опубликован не был. URL: http://www.lawmix.ru/pprf/2641 (дата обращения 13.02.2012).
18 Приказ Федеральной службы судебных
приставов от 3.08.2006 г. № 96 “Об утверждении
Служебного распорядка Федеральной службы
судебных приставов” // Текст приказа
официально опубликован не был. URL: http://www.garant.ru/products/
19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета – 2004. – № 162.
20 Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. – 2001. – № 256.
21 Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 8. – Ст. 366.