Основные положения законодательства, регулирующего деятельность Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:12, реферат

Краткое описание

Федеральная служба судебных приставов является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности службы, а также нормативно-правовое регулирование ее деятельности.
Среди большого количества нормативных правовых актов, в соответствии с которыми ФССП России осуществляет свою деятельность, необходимо особо отметить следующие: Федеральные законы «О судебных приставах»1, «Об исполнительном производстве»2; Указы Президента РФ

Файлы: 1 файл

деятельность.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

·  участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

В) руководит деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП России, осуществляет контроль их деятельности;

Г)  проводит анализ деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

Д)  создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;

Е) осуществляет функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России, а также на реализацию возложенных на него функций;

Ж)  осуществляет кадровое обеспечение аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, организует первоначальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

З)  осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;

И) обеспечивает функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, осуществляет справочно-информационное сопровождение деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России.

      Территориальный орган ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать от  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимые для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;

2) привлекать в установленном  порядке для выработки решений  по вопросам, относящимся к установленной  сфере деятельности, научные и  другие организации, ученых и  специалистов, в том числе на  договорной основе;

3) осуществлять функции государственного  заказчика и организовывать капитальное  строительство, реконструкцию и  капитальный ремонт объектов  территориального органа ФССП  России, а также жилищное строительство;

4) заключать гражданско-правовые  договоры;

5) направлять информационно-аналитические  материалы, экономико-статистические  данные и иную информацию, необходимую  органам государственной власти  субъектов Российской Федерации  для реализации своих полномочий  и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения,  с соблюдением требований по  защите информации с ограниченным  доступом в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации;

6) направлять высшим должностным  лицам субъектов Российской Федерации  (руководителям высших исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации)  предложения, касающиеся вопросов  совместной деятельности территориальных  органов и органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, а также по согласованию  с директором Федеральной службы  судебных приставов информацию  об основных направлениях и  результатах своей деятельности.

В территориальный орган ФССП России входят:

1)  аппарат управления территориального органа ФССП России;

2)  структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами.

      Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации по предложению директора ФССП России – главного судебного пристава Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач. Руководитель имеет заместителей руководителя территориального органа ФССП России – заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом ФССП России по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя устанавливается приказом ФССП России.

Руководитель территориального органа ФССП России:

1) распределяет обязанности между  своими заместителями, устанавливает  полномочия других должностных  лиц территориального органа  ФССП России по решению оперативных,  организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и  иных вопросов, относящихся к  компетенции территориального органа  ФССП России;

2) организует работу аппарата  управления территориального органа  ФССП России и структурных  подразделений;

3) вносит (представляет) директору  ФССП России – главному судебному  приставу Российской Федерации:

·  проект структуры и штатного расписания территориального органа ФССП России;

·  предложения о предельной численности и фонде оплаты труда государственных служащих и работников территориального органа ФССП России;

·  предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя территориального органа ФССП России – заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации;

·  полугодовой план и основные показатели деятельности территориального органа ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

·  предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования территориального органа ФССП России;

4) утверждает:

·  положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции;

·  состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России;

·  состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России;

·  служебный распорядок;

·  регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;

5) организует в соответствии  с законодательством Российской  Федерации производство дознания  по уголовным делам и производство  по делам об административных  правонарушениях;

6) обеспечивает и контролирует  в соответствии с законодательством  Российской Федерации исполнительное  производство, возбужденное в отношении  одного и того же должника  в различных структурных подразделениях  территориального органа ФССП  России.

      Финансирование территориального органа ФССП России осуществляется ФССП России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.

 

 

§ 1.3. Правовой статус судебного пристава-исполнителя.

 

 

      Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению отделы судебных приставов.

      Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

      К кандидатуре судебного пристава законодателем предъявляются определенные требования. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

      В соответствии с действующим законодательством судебный пристав – исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе, что обусловливает распространение на него норм Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 с учетом особенностей, установленных Законом о судебных приставах. К таким особенностям, в частности, может быть отнесено правило, согласно которому при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава». Кроме того, судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Судебные  приставы-исполнители при исполнении служебных обязанностей обязаны носить форменную одежду с соответствующими знаками различия и эмблемой. Форменная одежда подчеркивает важность и официальность выполняемых судебными приставами функций при исполнении ими своих служебных обязанностей. Судебным приставам присваиваются классные чины и выдаются удостоверения установленного образца. Образец удостоверения единого образца утверждается Министром юстиции Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»9, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Данное положение вытекает из ст. 46 Конституции РФ10, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, а также соответствующих норм международного права.

      Несмотря на активное реформирование исполнительного производства, увеличение затрат на соответствующие органы, в среднем по России исполняется менее 40% судебных решений. Это в значительной степени подрывает престиж судебной власти. Законодательством не предусматривается специализация судебных приставов-исполнителей по исполнению отдельных категорий решений. Поэтому одним и тем же приставам-исполнителям часто приходится заниматься как взысканием административных штрафов в размере 300 руб., так и взысканием миллионов рублей по решению арбитражного суда.

      В подавляющем большинстве исполнительных производств непосредственные функции по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагаются на судебных приставов-исполнителей. Их правовой статус обусловливается совокупностью закрепленных за ними прав и обязанностей, которые реализуются в соответствующих полномочиях.

      Обязанности и права судебных приставов – исполнителей регламентированы ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»11.

      Принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный Федеральным законом «Об исполнительном производстве»12 срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанным в законе.

       Исполнение исполнительного документа должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

     Реализация прав сторон, права и законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, осуществляется также путем подачи соответствующих заявлений и ходатайств, которые должны быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в срок, или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.

     Обязанность судебного пристава-исполнителя заявить самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, закреплена не только п. 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах», но также и п. 2 ст. 63 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он является родственником сторон исполнительного производства, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Информация о работе Основные положения законодательства, регулирующего деятельность Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации