Общая характеристика российской правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:15, реферат

Краткое описание

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Файлы: 1 файл

1 вариант.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В  узком смысле — это система  действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означает все действующие в стране нормативные  акты.

Важными новеллами  являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время  реформ.

Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон о замене военной службы альтернативной гражданской службой суды при обращении к ним граждан, вероисповеданию которых несение военной службы противоречит, должны будут ссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции РФ. И такая практика уже имеется.

Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Приведенное  правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов  и норм международного права, так  как они теперь входят в нее  составной частью, и, во-вторых, устанавливает  приоритет норм, содержащихся в международных  договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной орга-•низации труда (МОТ).

В российской правовой системе происходят ныне и  другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе  источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).

Сегодня в  России идет процесс становления  частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые  заключили между собой частные  лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как  в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным интересам" других лиц, т. е. субъект, частное право  которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-тивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории. российской правовой системы является наделение  всех субъектов РФ правом издания  законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская  правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных  реформ. При этом основным направлением ее развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Информация о работе Общая характеристика российской правовой системы