Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:15, реферат
Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.
В правовую
систему через юридические
Если сравнить
древнерусскую мифологию с
Трудно найти в древнерусской и русской мифологии те образы и идеи, сюжеты и представления, которые у греков, например, воплотились в мифах о Фемиде (богине правосудия, основе правопорядка) и ее дочерях Эвномии («благозаконии»), Дике («справедливости»), Ирене («мире»). Эти последние хотя и имели архаические, природно-аграрные черты, вместе с тем, будучи дочерьми Зевса и Фемиды, упорядочивали жизнь человека, вносили в нее установленную периодичность, наблюдали за ее закономерным течением. У римлян предправовые представления воплотились в Юстиции («правосудии», «праве»), обожествляемом (с 1 в.) понятии, в Эквитас («справедливости»), часто изображавшейся женщиной с весами.
В русской мифологии мы не найдем весов — важного и необходимого для внедрения в жизнь правовых начал символа предправа, свидетельствующего об осознании людьми таких понятий, как мера, мерность, соразмерность деяния и воздаяния за него и т.д. В то же время славянские Правда и Кривда, Суд (Усуд) во многом близки символу Доли, т. е. непостижимой, трансцендентной (а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так и всю жизнь человека. Это говорит о слабом осознании русским человеком возможностей своей социальной деятельности, о его подчиненности внешним природным и потусторонним силам. Этнос же, осознавший и переосмысливший в достаточной мере и с достаточной глубиной всю совокупность предправовых образов и представлений, сюжетов и идей, в большей степени подготовлен к восприятию и усвоению правовых форм, институтов, чем народ, не прошедший целиком этой стадии социального и материального развития, но столкнувшийся с правовыми формами раннеклассового общества.
Право, правовая
система и правовая культура экономически
сопряжены с индивидуальной собственностью,
а идеологически, точнее, духовно
— с осознанием человеком своей
индивидуальности, самостоятельности,
собственной сущности. Эти понятия
близки и с точки зрения происхождения,
этимологии: индивидуальность, самостоятельность
и собственность, присвоение имущества,
где слово «собственность»
Коллективная
форма общежития русского крестьянства
— община — была одним из фундаментальных
факторов развития российского общества,
значительно повлиявшим на его политическую
и духовную жизнь и культуру. Община
— универсальная форма
Сильная община
препятствовала становлению индивидуального
начала в хозяйственной и духовной
жизни, создавала условия для
почти полного поглощения лица миром
и рационального отрицания
И тем не менее русское право, российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировалась с ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была личность главным образом представителя господствующего класса. Так, из 43 статей краткой (одной из самых ранних) редакции Русской Правды 40 были прямо посвящены защите от преступных посягательств личности и собственности (которая является лишь экономическим выражением личности).
Вообще все
известные истории первые или
ранние юридические акты, закрепляющие
права и свободы личности, были
созданы представителями
Формирование
господствующего слоя как носителя
правовых начал долгое время основывалось
на кровнородственных отношениях, ему
было присуще понимание больше родовой,
чем личной чести. Геополитическая
ситуация на Руси, необходимость консолидации
перед лицом внешней угрозы привели
к тому, что государственность
складывалась в форме деспотии, жестоко
подавляющей свой народ и отчасти
господствующий слой тоже. Уничтожение
родовой знати, замена ее опричным,
служилым классом вызвали рост холопского
самосознания даже в среде правящего
класса. Отношения рабской
В выборе деспотического (а тем самым, добавим) вне-правового) пути развития Руси «колоссальную роль сыграла гибель именно господствующего класса» Уничтожение последнего происходило не только в физическом смысле. Он превращался в несамостоятельное, хотя и самое высокое сословие в обществе. Поэтому, кстати говоря, данному сословию вряд ли мог быть известен в развитом состоянии институт рыцарства — самозащиты своего субъективного права, чести (хотя отдельные зачатки этого института на Руси были). Государство подчинило себе все слои общества и все институты, включая церковь. Никакая сила не могла создать ему оппозиции, которая только одна и была способна породить полноценную правовую систему, избавить русскую историю от многих бед, страданий и трагических потрясений.
Выдающийся русский философ В. С. Соловьев связывал общее возрождение и успешное развитие России, русской нации с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал: «Одно только мы знаем наверное: если Россия... не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних.
В 60-егг. XIX в.
в стране появляются благоприятные
условия для развития правовых начал,
что выразилось в освобождении крестьянства
от крепостной зависимости и в
разворачивании крупнейшей в истории
нашей страны правовой реформы, заложившей
основы правовой государственности
в России. Если предшествующая история
характеризуется некоторой
В процессе правовой реформы в России была ликвидирована сословность суда, провозглашено равенство всех леред судом и законом, было произведено отделение суда от административной власти, установлены выбор-.ность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дел и состязательность процесса, провозглашены гласность суда и право на защиту, введен институт присяжных заседателей. Таким образом, в конце XIX — начале XX вв. в России был заложен основательный, хотя и непрочный фундамент современной правовой государственности, позволяющий, если бы у нас продолжалось эволюционное развитие, выйти в XX столетии на передовые рубежи мировой правовой культуры. Что же касается русской либеральной правовой мысли — работ Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистя-ковского и др.—то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий.
Развитие российской правовой системы в Х — XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой — евразийской — разновидности. Особенности эти заключаются в следующем.
1. Высокая,
приоритетная защита общих
2. Слабость личностного и, следовательно, правового начала в культуре вообще.
3. Широкое
распространение неправовых
4. Отрицательное
отношение православной
5. Высокая
степень «присутствия»
2. Особенности советской правовой системы
В 1917 г. в
нашей стране был начат коммунистический
эксперимент — строительство
принципиально нового общества, которое
должно было, по мысли его организаторов,
основываться на всеобщем равенстве
и свободе человека труда, всеобщем
счастье и отсутствии эксплуатации
человека человекам. Попытки насильственного
и ускоренного внедрения
Информация о работе Общая характеристика российской правовой системы