Общая характеристика российской правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:15, реферат

Краткое описание

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Файлы: 1 файл

1 вариант.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

При социологическом  подходе субъектом права является тот, кто реально (или через своих  представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники  данных отношений признают в качестве субъекта независимо от того, как к  этому отнесется государство.

Согласно  естественно-правовой доктрине юридические  свойства субъекта права принадлежат  человеку от рождения - никто ему  их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции  РФ признано, что «человек, его права  и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это  — юридическое закрепление положения  о том, что человек есть основание  и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты — организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства  суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой  из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должностных  лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции  РФ). Защита прав и свобод человека и  гражданина — основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность — российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, щ основания правовой системы вырастает государственность в целом.

Сказанное вполне логично для правового  государства, где право выступает  первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право — государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое  передает государству часть своих  прав и полномочий, заключая тем  самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы государство  обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и  свобод. Человек и гражданин как  избиратель формирует органы государственной  власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует  в отправлении правосудия через  институт присяжных заседателей.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности  сегодня являются:

1) построение  такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека  как высшей ценности;

2) отработка  системы реального воздействия  человека на государство через  институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии  становления. Обе задачи глобальные  и долговременные. От их решения,  однако, будет зависеть реальность  рассматриваемого здесь положения  о субъекте как центре и  основе российской правовой системы.  В настоящее время это —  лишь идеал, цель нашего политико-правового  развития.

Не менее  важный элемент правовой системы  — правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и  может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

Общественное  сознание становится правовым лишь после  того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности  в качестве основы жизнедеятельности  и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии  за правонарушения, формальном равенстве  и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве  конфликтов и др.

Русская культура не имела достаточно времени для  того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные  правовые формы и отношения. А  потому наряду с последними действовали и заимствованные—византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Правовое  сознание возникает в индивидуализирующейся  культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство — абсолютно  необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма — системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

Если в  общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих  уровнях. В правовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм —  «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс  и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву  и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин  определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную  и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредственно на насилие. В правовой психологии широких  слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение  к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Следующий компонент правовой системы —  правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов  государственной власти, из право-применительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую  деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в  нормативно-правовую систему включаются юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организаций) российского  общества.

Крупная, можно  сказать, глобальная задача, которую  нужно решить в ходе правотворческой  деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой  нормативно-правовой системы (системы  законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал  жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Для выполнения этих задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов — регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации — создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному право-творчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

Вторым по значению после правотворчества  видом юридической деятельности является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменитель-ной деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,— отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности— права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления .и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее  права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право  каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд  действий и решений не только должностных  лиц, но и органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний против себя самого и своих близких родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и др. В нашей правовой системе возрожден институт присяжных заседателей.

Перечисленные новеллы говорят о том, что  роль и значение правосудия в нашей  стране многократно возрастают и  в перспективе статус решений  судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу  судебных решений в странах прецедентного  права. Конституция РФ дает юридические  основания для такого вывода.

Третьим видом  юридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций  и органов, складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание — стремиться и желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

Последним по счету, но не по значению, является такой  компонент правовой системы, как  нормативно-правовые акты — писаное  право, составляющее нормативно-правовую подсистему правовой системы. С точки  зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр  правовой системы, а с позиции  сторонников естественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей  работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически  некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные  конкретно-исторические обоснования  и пределы.

Информация о работе Общая характеристика российской правовой системы