Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:53, дипломная работа
Целью данной работы является анализ теоретические основы налогового контроля и его практическое применение. Особое внимание следует уделить учету налогоплательщиков налоговому контролю за расходами физического лица, действующих в настоящее время в России. При написании данной работы основной упор в ней сделан на одну из основных форм налогового контроля, налоговые проверки, а именно камеральные и выездные, именно они наиболее часто встречаются в практике.
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и основные элементы налогового контроля………. 6
§ 1. Методы и формы налогового контроля……………………… 9
§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщиков……………………………………………………..
13
Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц... 16
§ 1. Порядок проведения учета организаций………………………….. 17
§ 2. Порядок проведения учета физических лиц……………………… 18
§ 3. Налоговый контроль за расходами физического лица………….... 20
Глава 3. Налоговые проверки: понятия, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………………………..
22
§ 1. Понятия и правила проведения налоговых проверок…………… 22
§ 2. Виды налоговых проверок………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………
Документальной проверкой считается налоговая проверка с выходом на предприятие и изучением всех документов, относящихся к предмету проверки. Такие проверки проводятся по утвержденному плану работы налоговой инспекции на год. В развитие годового плана проверок разрабатываются квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогоплательщик проверяется не чаще одного раза в год. В первую очередь проверкам подвергаются организации, получившие прибыль в значительных размерах, или, наоборот, допустившие убыточность своей деятельности. Кроме того, проверяются организации и предприниматели, допускающие грубые нарушения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. Выездная налоговая проверка, которая проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Руководитель налоговой инспекции назначает ревизионную группу и устанавливает срок проверки с учетом размеров предприятия, особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок проведения документальной проверки – два месяца, но он может быть продлен в исключительных случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев. При проведении документальных проверок организаций, которые имеют филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала или представительства. Филиалы и представительства могут проверяться независимо от проверки самого налогоплательщика. Отметим, что в срок проведения проверки не засчитываются периоды между вручением требования о представлении документов по ст. 93 налогового законодательства и предоставлением документов, которые запрашиваются при проведении проверки.
Проверка может проводиться в любой день недели. Исключения составляют выходные и праздничные дни. Проведение проверки не может быть приостановлено из-за отсутствия должностных лиц организации или проведения в ней дополнительных свободных от работы дней .
Перед
проверкой разрабатывается
По результатам проверки ревизионная группа составляет акт, в котором излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с действующим законодательством. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства по налогам и сборам. После представления акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности налогоплательщика за допущенные нарушения.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующем о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Если
по результатам налоговой проверки
не составлен акт налоговой
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами. Изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган мотивированные возражения в письменном виде по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих лиц по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций, документы, изъятые у налогоплательщика, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В
случае представления
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выездная (документальная) налоговая проверка является более сложной формой проверки в отличие от камеральной. Именно поэтому необходимо четко представлять себе порядок проведения документальных проверок и методы, с помощью которых данные проверки проводятся. Рассмотрим более детально методы и порядок проведения документальных проверок.
Методы
проверок. При документальных проверках
налоговый инспектор
На сегодняшний день можно выделить четыре основных метода проведения выездных проверок:
Необходимость проверки и анализа большого количества документов за отпущенный небольшой срок требует применения статистических методов оценки риска необнаружения ошибок и нарушений.
При документальных проверках используются методы сплошной и выборочной проверки. Как правило данные методы сочетаются друг с другом. Некоторые объекты учета проверяются сплошным методом, то есть проверяются все записи и документы в регистрах бухгалтерского учета. Другие подвергаются выборочной проверке, то есть проверяется часть первичных документов в каждом проверяемом месяце или за несколько месяцев проверяемого периода.
По сложившейся в нашей стране практике контрольно-ревизионной работы сплошным проверкам подвергаются кассовые и банковские операции. К остальным операциям этот метод применяется в случае обнаружения при проведении выборочной проверки серьезных нарушений налогового законодательства или правил ведения бухгалтерского учета, которые привели к занижению налоговых платежей. В необходимых случаях снимаются копии документов или документы, свидетельствующие о злоупотреблениях, сокрытии или занижении налогооблагаемых доходов, изымаются с составлением описи изъятых документов. При проведении выборочной проверки наиболее сложный вопрос – выявление представительной выборки, то есть научный поход к определению количества выборочно проверяемых документов с целью обнаружения ошибок, искажений и злоупотреблений при проведении бухгалтерского учета. Для снижения риска пропуска ошибок и злоупотреблений при выборочной проверке применяются методы теории вероятности и математической статистики.
Выборочная проверка – это техника, состоящая в проверке части множества и позволяющая делать из этого выводы , распространяющиеся на все множество. При этом используются статистические и эмпирические методы. Статистическая выборочная проверка позволяет количественно определить риск принятия ошибочного решения. Накопленный налоговыми инспекциями при документальных проверках опыт позволяет в значительной мере использовать метод эмпирической выборочной проверки.
Исследуя большое количество документов, проверяющий использует те или иные методы проверок.
Методы проверки различных операций определяются проверяющими лицами самостоятельно и должны преследовать цель объективной оценки достоверности и законности бухгалтерского учета, отчетности и расчетов по налогам.
Достоверность хозяйственных операций определяется с помощью формальной и счетной проверки документов или специальных приемов документального и фактического контроля.
Формальной
проверкой определяется правильность
заполнения всех реквизитов документов.
Наличие неоговоренных
Достоверность хозяйственных операций может быть проверена при необходимости проведением встречных проверок на предприятиях-контрагентах, а также запросами в баки и другие организации.
А теперь перейдем непосредственно к порядку проверки. Период проверки охватывает время, прошедшее с последней документальной проверки, но он не может превышать пяти лет, поскольку это срок хранения бухгалтерских документов, установленный ст. 17 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ.
Подготовка к проведению документальной проверки заключается в составлении программы и изучении сведений об объекте документальной проверки. Программа утверждается руководством налоговой инспекции.
Подготовка к проверке включает также ознакомление с учредительными документами проверяемого объекта с целью получения сведений о его организационно-правовой форме, учредителях, размере уставного капитала, уставной деятельности, порядке распределения прибыли, образования резервного капитала, покрытия убытков и т.п. Проверяющие также должны предварительно изучить материалы предшествующих проверок, решения по ним о наложенных взысканиях и экономических санкциях. Это тем более необходимо сделать. Поскольку к повторным нарушениям применяются повышенные санкции. Повторными считаются нарушения, допущенные в течение одного года со дня наложения санкции за аналогичное нарушение. В период подготовки к проверке необходимо также изучить динамику налоговых платежей проверяемого объекта и выявить сумму недоимки по данным отчетности.
Рассмотрим последовательно этапы проведения документальной проверки: