Культура варварского мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:54, реферат

Краткое описание

Данную терминологию восприняли римляне, бывшие учениками и преемниками греков. Но они проводили обширную колонизаторскую политику, прежде всего в Европе (Иберии, Галлии, Иллирии, Фракии, Британии), втягивая в орбиту своей деятельности и образа жизни независимые народы. Те, принимая римский порядок, “Pax Romana”, как бы переставали быть “варварами”, становясь, по современному выражению “цивилизованными людьми”, (как, например, галло-римляне). Следовательно, “варвары”, с точки зрения Рима есть народы и племена Европы, еще не успевшие приобщиться к античной культуре (либо активно противодействующие этому). При этом, римляне воспринимали "Варварскую Европу" – "Барбарикум" как некую этно-культурную целостность. Данному противопоставлению способствовало и то, что римский мир и Барбарикум принадлежали к различным типам культуры: первый – к типу культуры античного полиса, второй – к типу культуры скотоводов-кочевников (Каган, 2000, кн.1, 162-165). Хотя традиционно кочевниками называют тюрко-монгольские народы Центральной Азии, надо признать, что расширенное понимание термина, включающее многочисленные бродячие народы позволяет увидеть кочевой мир как глобальное историко-культурное явление. Народы Варварской Европы могут рассматриваться как часть этого мира, проявляя характерные для него три доминанты: "скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность" (Каган, 2000, кн.1, 182). Даже в 12 веке в ирландских и шотландских королевствах именно скот играл роль основного богатства.

Файлы: 1 файл

Культура варварского мира.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

    Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в  средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности -- в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999. с.58-59

    Гуманистическая направленность Возрож-дения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.

    5. Религия

    Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви”  без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства.

    Возглавлял  движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестанскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999. с.37

    6. Искусство итальянского Возрождения.

    Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

    Искусство в эпоху Возрождения достигает  невиданного расцвета. Это связано  с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. Искусство Возрождения  во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.,1996. с.29

    6.1 Архитектура

    Выдающийся  архитектор и скульптор Раннего  Возрождения Филиппо Брунеллески - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. В своем структурном и декоративно-изобразительном единстве ренессансная архитектура преобразила облик собора - его центрическое купольное сооружение не придавливает человека, но и не отрывает от земли, а своим величавым подъемом как бы утверждает главенство человека над миром.

    Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические  задачи (строительство Флорентийского собора), внес большой вклад в  фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

    С каждым десятилетием XV в. светское строительство  принимает в Италии все больший  размах. Не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая  честь быть первенцем подлинно ренессансного  зодчества. Это флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке  которого Брунеллески приступил  в 1419 г.

    Чисто ренессансные легкость и изящество  отличают это создание знаменитого  зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими  колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру - “часть жизни” - с самой частью города. Прелестные медальоны из покрытой глазурью обожженной глины с изображениями спеленатых новорожденных украшают небольшие  тимпаны, красочно оживляя всю архитектурную  композицию. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.,1996. с.75

    6.2 Живопись

    Искусство античности составляет одну из основ  художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского  Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

    В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой  Древней Греции и Рима, разыскиваются  рукописи античных писателей. Усиливаются  светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и  независимыми от церкви становятся различные  сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

    Рисуя идеал человеческой личности, деятели  Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить  и создавать вокруг себя новый  мир. Высокое представление о  человеке было неразрывно связано с  идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.,1996. с.41-43

    Заключение

    Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и  ответственности, и христианство, настаивая  на реальном существовании души, лежащей  вне сферы и юрисдикции мирской  власти, создали новую концепцию  личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

    Ренессанс пошел дальше моральных установок  стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.

    Деятели Возрождения сформулировали новые  взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама  и Евы, о жизни евреев в Земле  Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995. с.27 Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.

Информация о работе Культура варварского мира