Культура варварского мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:54, реферат

Краткое описание

Данную терминологию восприняли римляне, бывшие учениками и преемниками греков. Но они проводили обширную колонизаторскую политику, прежде всего в Европе (Иберии, Галлии, Иллирии, Фракии, Британии), втягивая в орбиту своей деятельности и образа жизни независимые народы. Те, принимая римский порядок, “Pax Romana”, как бы переставали быть “варварами”, становясь, по современному выражению “цивилизованными людьми”, (как, например, галло-римляне). Следовательно, “варвары”, с точки зрения Рима есть народы и племена Европы, еще не успевшие приобщиться к античной культуре (либо активно противодействующие этому). При этом, римляне воспринимали "Варварскую Европу" – "Барбарикум" как некую этно-культурную целостность. Данному противопоставлению способствовало и то, что римский мир и Барбарикум принадлежали к различным типам культуры: первый – к типу культуры античного полиса, второй – к типу культуры скотоводов-кочевников (Каган, 2000, кн.1, 162-165). Хотя традиционно кочевниками называют тюрко-монгольские народы Центральной Азии, надо признать, что расширенное понимание термина, включающее многочисленные бродячие народы позволяет увидеть кочевой мир как глобальное историко-культурное явление. Народы Варварской Европы могут рассматриваться как часть этого мира, проявляя характерные для него три доминанты: "скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность" (Каган, 2000, кн.1, 182). Даже в 12 веке в ирландских и шотландских королевствах именно скот играл роль основного богатства.

Файлы: 1 файл

Культура варварского мира.docx

— 42.50 Кб (Скачать)

    Итак, резюмируя сказанное, можно сказать, что концепция "варварства" данного  исследования вобрала в себя:

    1. культурно- историческое ("римское") понимание;

    2. религиозное ("средневековое") понимание;

    3. стадиальное понимание.

    Культурно-историческим понятием "Варварская Европа" является потому, что она населялась народами, имевшими общее индоевропейское  происхождение и на которые, к  тому же, сильным отпечатком легло  воздействие мощной греко-римской  цивилизации. Религиозным понятием она является вследствие господства на ее территории языческих религий, также имевших единое происхождение. Наконец, можно рассматривать Варварскую Европу и со стадиальной точки  зрения, так как ее существование  проходило в рамках затянувшегося  героического века, преодоление которого для того или иного народа означало, одновременно, и выход из единого "варварского" культурного пространства. Территория этого пространства, разумеется, менялась за столь длительный период истории. В разное время она занимала пространство современных Испании, Франции, Британских островов, Германии, Скандинавии, Центральной и Восточной Европы (до Волги).

    Варварскую  Европу, как и Европу наших дней, можно условно разделить на два  больших региона. Первый охватывает ее запад, второй – центр и восток. Традиция подобного разграничения  берет свое начало еще в греческих  источниках, говоривших о "кельтах" и "скифах" (используя эти понятия  более широко, чем мы). Западноевропейские варвары – это кельты и германцы, “варвары в чистом виде”, находившиеся в тесном взаимодействии друг с другом. Кроме того, народы кельтской и  германо-скандинавской групп занимают уникальное положение среди других европейских варваров по объему своего мифологического наследия. Причем это  в равной мере касается как изобразительного искусства, так и литературных памятников. Аналогия между кельтами и германо-скандинавами в данном вопросе весьма примечательна. Континентальные кельты (в основном галлы) создали огромное количество изображений своих богов, но не оставили мифологических текстов. Зато островная традиция (преимущественно ирландская, но также и британская) сохранили великую мифоэпическую традицию, сопоставимую по объему с античной. Германским народам же (а точнее, их скандинавской ветви) принадлежит значительный массив языческого изобразительного искусства, концентрирующийся на материке – в Швеции, Дании, Норвегии. Зато мифология опять-таки сохранилась на острове – в Исландии. Таким образом, западноевропейские варвары выгодно выделяются по сравнению со своими восточными соседями, почти не имеющими письменно зафиксированных мифов.

    Однако, при значительном сходстве ситуаций в области сохранения кельтской  и скандинавской мифологий, соотношение  иконографического и текстуального  материала в обеих традициях  неодинаково. Ирландские саги подверглись  мощной переработке с позиций  христианского учения. Поэтому, в  деле реконструкции кельтского пантеона первостепенное значение имеют памятники  языческого, континентального искусства. Напротив, скандинавские письменные источники сохранились в сравнительно целостном виде и позволяют руководствоваться  ими при анализе артефактов (да и хронологический разрыв между  ними не столь велик).

    Именно  кельты и германцы долгое время являлись основными соперниками античного  мира, а позже составили костяк феодальной Европы. Многие их изначальные  особенности определили ход развития средневекового общества.

    Центральная и Восточная Европа более мозаичный  регион. Ее территорию можно разделить  на три меньшего размера области  по культурно-историческим и языковым критериям. Первая была населена фракийцами и иллирийцами, вторая скифами и  сарматами, третья балтами и славянами. Многие филологи-индоевропеисты, как уже отмечалось, относят эти народы к восточной ветви данной языковой семьи, выделенной еще А. Мейе. А. Н. Савченко включает в нее индо-иранцев, греков, армян, фригийцев, фракийцев, балтов и славян – правда, без иллирийцев (Савченко, 1974, с. 374 – 375). По этому вопросу нет полной ясности. Однако, для упомянутых народов Восточной и Центральной Европы характерны общие тенденции социо-культурного развития, что отразилось и на мифологических представлениях. Характерно, что фрако-дакийцы, иллирийцы, скифы, сармато-аланы, балты, славяне практически не сохранили текстов, содержащих связное изложение преданий о богах и отношениях между ними. Взамен этого мы располагаем поздним фольклором и краткими летописными сведениями. Но главную роль в реконструкции мифологии региона играет изобразительное искусство. Изучение этого материала позволяет сделать вывод, что характерной чертой языческих (а в значительной мере и постязыческих) идеологий центрально- и восточноевропейских народов, при всей вариативности, является почитание в качестве очень важного религиозного объекта всадника на белом коне, “царя былого и грядущего”, мессии.

 

    Высокое Возрождение 

    Введение

    После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в  отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы  спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать  из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков  настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического  продвижения вперед. Неуклонно наступала  эпоха Возрождения, Ренессанса.

    Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в  политической жизни народов Европы самым положительным образом  сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни  народов Европы.

    1. Понятие «Возрождения»  и периодизация  эпохи

    Средние века, а точнее период перехода от средневековой  культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

    В это время в обществе преобладают  антифеодальные настроения, гуманистические  мировоззрения, обращение к культурному  наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

    Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения  делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000. с.158

    Культура  Возрождения отразила в себе специфику  переходной эпохи. Старое и новое  нередко причудливо переплеталось  в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения  отдельные области науки и  культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000. с.86-87 Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, ученого, инженера).

    Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области  Италии, затем Франции, Испании, сообщая  свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых  возможностях человека. Шишова Н. В. История  и культурология. М.: Логос, 1999. с.98

    Впервые Европа могла объединиться на почве  идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла  эпоха Возрождения в историю  человеческой культуры.

    Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне  противоречива, переходя от старого  к Новому времени, она растянулась  во многих регионах Европы более чем  на три столетия.

    Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной  жизни, в своих гуманитарных студиях  они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь  христианами и не посягая на права  Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его  главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и  всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних  римлян и греков. Европа впервые  ощутила живую связь времен. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999. с.103-105

    И гуманисты, и реформаторы по своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены  слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по своему осуществить  идею единства человеческой культуры в ее истории.

    2. Мировоззрение

    Новое мировоззрение, возникшее в эпоху  Возрождения, принято называть гуманизмом (от лат. -- человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее.

    Гуманизм  означает не только то, что человек  признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием  всякой ценности. Эта черта гуманизма  была выражена в античности Протагором: «Чело-век есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека.

    Гуманизм  Возрождения проявлялся как превознесение  разума в качестве главного орудия познания. Фактически это озна-чало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма -- вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего чело-веческого влекла за собой эстетическое восприятие действительно-сти, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрожде-ния, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчест-во. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего, проявляться подобие человека Богу. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995. с.53

    3. Философия

    Социально-политические и культурные условия Возрождения  благоприятно повлияли на развитие философской  мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999. с.76

    Но  философия эпохи Возрождения  не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к  своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи  с этим Возрождение обогатило  историю и содержание философии  всего человечества разработкой  новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими  острой актуальности и в современных  условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки.

    4. Наука

    Если  в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием  стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво-дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальности оказывалась истинным основанием рационального познания.

    Все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной инди-видуальностью.

    Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного  творческого поиска мыслителя. Художник -- это искатель истинных образов, мыслитель -- искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя -- техника прояснения, или метод познания. Мысли-тель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире.

Информация о работе Культура варварского мира