Контрольная работа по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Задача № 1. Мировой судья рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по обвинению К. в совершении умышленного убийства, совершенного с целью скрыть другое преступление. Мировой судья рассмотрел дело с участие присяжных заседателей.
Соответствует ли закону состав суда, который рассмотрел дело? В каком составе судей осуществляется рассмотрение дел в суде первой инстанции? Охарактеризуйте правовую природу участия присяжных заседателей в осуществлении правосудия.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

обжаловать, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Следственный комитет РФ:

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение  законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление  процессуального контроля деятельности  следственных органов Следственного  комитета и их должностных  лиц;

4) организация  и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление  в пределах своих полномочий  международного сотрудничества  в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка  мер по реализации государственной  политики в сфере исполнения  законодательства Российской Федерации  об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование  нормативно-правового регулирования  в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Одной из основных проблем, от разрешения которой зависит повышение уровня предварительного расследования, является организация взаимодействия следствия, дознания, иных участников уголовного процесса на различных этапах совместной деятельности, начиная с выявления преступлений на стадии возбуждения уголовного дела и до рассмотрения дела в суде. Раскрытие и расследование сложных, многоэпизодных дел, совершенных ОПФ, невозможно без правильной организации взаимодействия правоохранительных органов, принимающих участие в этой деятельности. Под взаимодействием органов, призванных обеспечивать борьбу с преступностью, следует понимать основанную на законе взаимосвязь в деятельности суда, прокуратуры и органов дознания, которая обеспечивает разумное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и средств и направлена на выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и розыска скрывшихся преступников.

В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных ОПФ, выделяются следующие виды взаимодействия:

1) следователя  и органов дознания в работе  по конкретному уголовному делу;

2) следователя, дознавателя с прокурором;

3) прокурора, органа  дознания, дознавателя, следователя  с судом;

4) прокурора с  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность;

5) следователя  с экспертами и специалистами;

6) следователя, дознавателя  с представителями контрольно-ревизионных органов и различных инспекций,

7) прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя  с общественностью.

В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности полиции в районных, городских отделах внутренних дел, в линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели – сотрудники, которым на постоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам.

В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания.

Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел. В том числе:

дознаватели органов внутренних дел ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка; безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства;

дознаватели органов Федеральной службы наркоконтроля ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических веществ; хищении или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и другие;

дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о  континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации;

дознаватели органов службы судебных приставов по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов), незаконные действия в отношении описанного имущества и другие;

дознаватели таможенных органов производит дознание по делам о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил;

дознаватели органов противопожарной службы – по уголовным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате неосторожного обращения с огнем.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура.

Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

требует от органов дознания для проверки любое дело, находящееся в их производстве;

дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания;

отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание;

изымает от органа дознания и передает следователю любое дело;

отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании дела.

Указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

В соответствии с УПК РФ перед прокурором, следователем, дознавателем поставлены единые задачи в борьбе с преступностью. Именно об этом свидетельствуют положения ст. 21 УПК РФ, где в ч. 2 указано: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления».

Взаимодействие следствия, дознания и суда закреплено в ст.29 УПК РФ, где на суд возложены исключительные полномочия принимать в ходе досудебного производства решения, ограничивающие конституционные права граждан, в том числе об избрании меры пресечения, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию и т.д.

Прокурор в соответствии со ст. 37 УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При этом функции прокурора и следователя разделены: следователь расследует преступления, а прокурор осуществляет надзор за законностью этой деятельности и без необходимости не вмешивается в работу следователя, который по закону наделен процессуальной самостоятельностью и единолично несет ответственность за результаты расследования дела, находящегося у него в производстве. Но задачи расследования решаются не только при производстве процессуальных действий, а в результате осуществления системы действий как процессуального, так и непроцессуального характера, причем непроцессуальные действия проводит орган дознания, руководствуясь положениями Закона об оперативно-розыскной деятельности.

Если следователь дает задание органу дознания, он должен пользоваться правом контроля за своевременностью и качеством выполнения поручения. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом: может ли следователь знакомиться с материалами, имеющимися в распоряжении органов дознания. Ведомственные нормативные акты МВД РФ официально наделяют следователя правом знакомиться с оперативными материалами, имеющимися в распоряжении органа дознания. Однако считается, что следователи прокуратуры, расследующие уголовные дела по фактам убийства, наркобизнеса, других проявлений организованной преступности не могут в полной мере знакомиться с информацией органа дознания. Представляется, что ответ на этот вопрос вытекает из анализа полномочий ст. 157 УПК РФ, где в ч. 4 указано, что орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Возможность ознакомления следователя с результатами проведения оперативно-розыскных мероприятий является основой успешного расследования сложных, многоэпизодных уголовных дел, что согласуется с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Определенный интерес вызывают тактические формы взаимодействия следствия и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела. К ним относятся:

1) совместное  обсуждение материалов проверки информации о преступном деянии;

2) передача следователю  материалов о преступлениях, выявленных  в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий, для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела;

3) выполнение  органом дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий с целью получения сведений, имеющих значение при расследовании многоэпизодных уголовных дел.

Законность следственного действия и оперативно-розыскного мероприятия, образующих тактическую операцию, зависит от основания их проведения. Таким основанием является возбуждение уголовного дела. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела указаны в ст. ст. 7, 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, поэтому оперативно-тактическая операция, как форма взаимодействия следствия и органа дознания, может начинаться до возбуждения уголовного дела, а завершаться на стадии предварительного расследования. При этом та часть операции, которая осуществляется до возбуждения уголовного дела, проводится оперативными работниками без участия следователя, но по их общему замыслу, и в этом нет ничего противоправного, поскольку в данном случае роль следователя состоит только в участии в разработке плана предстоящей операции, в координации работы группы.

Такая координация способствует формированию стабильных связей при планировании по выявлению, раскрытию и расследованию латентных преступлений и разрешению проблем, возникающих при осуществлении взаимодействия следствия и органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие виды деятельности взаимно дополняют друг друга, а поскольку уголовно–процессуальный закон предусматривает раскрытие преступлений только процессуальными средствами, то криминалистическая и оперативно-розыскная деятельность по отношению к процессуальной носят обеспечивающий характер. Криминалистическая деятельность выражается в применении методики и тактики раскрытия преступлений, техники работы со следами, производстве специальных исследований, а оперативно-розыскная деятельность направлена на выполнение поисковой и розыскной функции. Эта деятельность, кроме выявления события преступления и лиц, его совершивших, обеспечивает процесс доказывания, а также розыск скрывшихся обвиняемых. Кроме этого, специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в использовании специальных форм, методов и средств, а также в привлечении специальных сил.

Правильная организация взаимодействия указанных выше органов – важнейшее условие выполнения поставленной законом задачи по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а общность задачи, стоящей перед субъектами уголовного судопроизводства, является правовой и фактической основой взаимодействия.

 

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Правоохранительные органы"