Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью данной категории гражданского процесса как основополагающей для изучения изменений в гражданско-процессуальном законодательстве.
Цель данной работы: раскрыть содержание видов судопроизводств в гражданском процессе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику видов судопроизводств;
рассмотреть каждый из видов гражданского судопроизводства.
Введение
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ПРИНЦИПОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие гражданского судопроизводства
1.2 Понятие и значение принципов гражданского процессуального права
2 ВИДЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
2.1 Исковое судопроизводство
2.2 Приказное судопроизводство
2.3 Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
2.4 Особое производство
2.5 Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
2.6 Производство по делам с участием иностранных лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Так, по одному из конкретных
дел истец заявил требование не чинить
препятствий в пользовании
В основе деления гражданского судопроизводства на виды в качестве четкого критерия должно быть использовано такое обстоятельство, которое есть в одной группе категорий дел и отсутствует в другой. Именно так подразделяются дела искового (спорного) и особого (бесспорного) производства.
Анализ дел, отнесенных в
соответствии с действующим
Уже принят ряд законов, предусматривающих форму искового производства для случаев, в которых речь идет не о защите субъективного гражданского права, а об обжаловании неправомерных действий должностных лиц или органов государства, местного самоуправления, т.е. когда налицо спор о праве, возникший из государственных, финансовых, земельных и других правоотношений. Такие случаи предусмотрены, например, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Законом РФ «Об образовании» и др.
Таким образом, не только в правоведении, но и в законотворчестве наметилась тенденция унифицирования искового производства, суть которого заключается в том, что дела по спорам о любом праве должны разрешаться в порядке искового производства.
Однако нельзя не отметить, что, несмотря на тенденцию унифицировать исковое производство, законодатель при разработке нового кодекса, увеличив количество видов производства, встал на позицию их дифференцирования.
2.2 Приказное судопроизводство
Приказное производство - урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда вне рамок судебного разбирательства по упрощенному разрешению дел, не обусловленных спором о праве, круг которых четко определен законом.
По действующему закону (ст. 122 ГПК) приказное производство возможно в отношении требований, основанных:
Судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании:
Приведенный перечень является
исчерпывающим и
В целях возбуждения приказного
производства заинтересованное лицо обязано
обратиться в суд с заявлением
о вынесении судебного приказа
с соблюдением общих правил подсудности
и оплатить государственную пошлину
в размере 50% ставки, установленной
для исковых заявлений. Заявление
не только должно отвечать определенным
требованиям относительно формы
и содержания, но и иметь приложение
- список прилагаемых документов; в
случае истребования движимого имущества
в нем указывается также
Следует заметить, что законодатель не разъясняет вопрос о возможности повторного обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа после устранения причин, послуживших поводом к отказу в принятии подобного заявления (например, если заинтересованное лицо в короткий срок заплатило государственную пошлину). Видимо, необходимо придерживаться общего правила, выраженного в ст. 134 ГПК, согласно которому отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
В случае принятия заявления
в течение пяти дней в рамках приказного
производства, без судебного разбирательства
и вызова сторон выносится судебный
приказ. Данный сокращенный срок не
предусматривает
Судебный приказ составляется
в двух экземплярах на специальном
бланке, один из которых остается в
производстве суда, а для должника
изготавливается копия
В течение 10 дней после получения
копии судебного приказа
Если в установленный срок от должника относительно исполнения судебного приказа возражения не поступают, суд выдает взыскателю второй, заверенный гербовой печатью, экземпляр судебного акта. Взыскатель имеет право либо в рамках трех лет самостоятельно обратиться в службу судебных приставов, либо выразить ходатайство суду по направлению органом правосудия судебного приказа судебному приставу-исполнителю в целях принудительной его реализации.
2.3 Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
В соответствии с ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются по правилам, установленным подразделом II ГПК - «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений».
Подведомственность дел, возникающих из публичных правоотношений, определяется в соответствии со ст. 245 ГПК. Это дела:13
Перечень дел, подведомственных
суду общей юрисдикции, является открытым.
Это обусловлено
Если обратиться к аналогичному подразделу ГПК РСФСР 1964 г., именовавшемуся «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений», нетрудно обнаружить, что ч. 1 ст. 231 относила к судебной подведомственности дела «по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий». В этом же Кодексе имелась гл. 24 «Жалобы на действия административных органов или должностных лиц», которая предусматривала процессуальные особенности рассмотрения и разрешения этих дел.
Трудно объяснить позицию законодателя, не указавшего в норме о подведомственности (ст. 245 ГПК РФ) дела об оспаривании постановлений органов и должностных лиц о привлечении лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» подтвердил позицию законодателя о невключении этих дел в производство из публичных правоотношений (п. 7).15 Высшая судебная инстанция посчитала, что по этим делам производство осуществляется по правилам, предусмотренным КоАП. Такая позиция представляется сомнительной. Судебное разбирательство дел в судах проводится не по нормам материального законодательства, к которым относится КоАП, а по нормам процессуального законодательства - ГПК. В связи со сказанным представляется правомерной высказанная в юридической литературе критика анализируемого п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г16.
Производство из публичных правоотношений можно определить как деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых конфликтов, возникающих в сфере властеотношений с целью непосредственной защиты законных интересов, прав, свобод как отдельных граждан, так и многочисленных групп, а также организаций, органов местного самоуправления, путем проверки законности актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц.
Эта деятельность осуществляется по общим правилам гражданско-, го судопроизводства, с особенностями, предусмотренными, как уже говорилось, в подразд. III разд. II ГПК «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений».
Производство из публичных правоотношений имеет ряд специфических признаков, отличающих его от искового и особого производств.
Наиболее существенные из них:
Специфика характера материально-
Заявителями по делам из публичных правоотношений могут быть граждане, юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор в пределах их компетенции.
В заявлении, кроме общепринятых реквизитов, необходимо дополнительно указать оспариваемые акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права, свободы, законные интересы и конкретно, в чем выразилось это нарушение. С учетом того, что спор вытекает из публичных правоотношений, заявитель обращается к суду с просьбой рассмотреть его заявление и восстановить нарушенные права в полном объеме (например, зарегистрировать его по месту жительства или пребывания; выдать визу на выезд за пределы РФ и проч.).
Заинтересованное лицо - орган публичной власти или должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, наделенные полномочиями издавать нормативные правовые акты, принимать решения, совершать иные действия, влекущие юридические последствия для других субъектов (граждан, организаций и т.п.). Заинтересованное лицо привлекается к участию в деле по указанию заявителя.
Заявитель и заинтересованное лицо являются лицами, участвующими в деле (ст. 34 ГПК), имеют все процессуальные права и несут обязанности в соответствии со ст. 35 ГПК. Однако имеется ряд особенностей по реализации ими распорядительных действий, участия в доказательственной деятельности.