Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: понятия, процедуры, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе рассматривается государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная тема имеет особое значение и актуальность. При этом она имеет не только теоретическую, но и практическую направленность, она содержит анализ нормативно правовых актов, изданных во исполнение ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Оглавление

Введение……………………………………………….. ……. …..... 3

I. Государственная регистрация юридических лиц …………………………. 5

1.1 Понятие и значение государственной регистрации ЮЛ…...………… 5

1.2 Процедуры государственной регистрации ЮЛ……………...……….. 6

II. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. ……24

2.1 Понятие и значение государственной регистрации ИП …….………...24

2.2 Процедуры государственной регистрации ИП ………………………..26

Заключение………………………………………………………………............34

Список использованной литературы………………………………. …….........35

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Специальный порядок регистрации указанных лиц предусматривает участие в процедуре их регистрации двух органов: органа, принимающего решение о регистрации (например, Банка России в отношении кредитных организаций) и собственно регистрирующего органа, вносящего записи в единый государственный реестр . Указанные органы составляют единую систему органов, осуществляющих государственную регистрацию, регламент взаимодействия которых предназначен для обеспечения реализации принципа "одного окна", призванного исключить необходимость субъектам, уполномоченным представлять документы для регистрации, "ходить по инстанциям".

Статья 9 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации"[1] с учетом указанных изменений регулирует вопросы государственной регистрации торгово - промышленных палат.

В отношении общественных объединений вопросы государственной регистрации регулируются Федеральными законами об общественных объединениях, о благотворительной деятельности, о профсоюзах, о партиях, а также Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В Законе об общественных объединениях содержатся общие положения о государственной регистрации общественных объединений. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов

с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

В соответствии со ст. 22 Закона об общественных объединениях федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган обязан в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в аналогичном порядке.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Учитывая, что статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются помимо указанного Закона Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений, следует обратить внимание на специальные законы, принимаемые в соответствии с Законом об общественных объединениях, где определяются особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений.

Процедура государственной регистрации профсоюзов осуществляется с учетом требований Закона о профсоюзах, в соответствии со ст. 8 которого государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Порядок и сроки представления документов для государственной регистрации профсоюзной организации, а также порядок взаимодействия органов юстиции и регистрирующего органа определяются Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

В специальном законе (Законе о благотворительной деятельности), которым устанавливаются основы правового регулирования благотворительной деятельности, содержится отсылочная норма, указывающая, что государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. И связано это с тем, что благотворительные организации могут создаваться в формах как общественных организаций (объединений), так и фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. При этом в форме учреждения благотворительная организация может создаваться, если ее учредителем является благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности).

Таким образом, если благотворительная организация будет создана в одной из форм общественных организаций (объединений), то специальный порядок государственной регистрации, предусмотренный в Законе об общественных объединениях, в полной мере будет распространяться на благотворительные организации. В других случаях будет применяться порядок государственной регистрации, установленный Законом о регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация религиозных объединений осуществляется с учетом требований Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона о религиозных объединениях).

Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений осуществляется с учетом требований Закона о партиях, где установлен специальный порядок их регистрации.

В соответствии со ст. 3 Закона о партиях политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в ней должно состоять не менее 10000 членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов в соответствии с п. 6 ст. 23 указанного Закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов;

ее руководящие и иные органы, региональные отделения и другие структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, удостоверяющий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Порядок взаимодействия федерального уполномоченного органа с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены в Законе о Центробанке и Законе о банках.

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, определенном Регламентом взаимодействия ФНС и Банка России.

Следует отметить, что Банку России предоставлены полномочия принимать в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц нормативные акты, в которых Банк России может определять особенности при государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или созданием путем реорганизации (ст. 23 Закона о банках).

Таким образом, государственная регистрация для кредитных организаций длится более месяца, поскольку Банку России только для принятия решения о государственной регистрации законодателем установлен месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном Законом о банках и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Кроме того, учитывая, что Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и осуществляет контрольные и надзорные функции, им ведется Книга государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации, регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Регистрирующий орган обязан в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Сведения, направляемые в государственные органы, обычно содержат указание о наименовании созданного (изменившего наименование) юридического лица, о количественном составе учредителей (участников) юридического лица (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о регистрации по месту пребывания), о местонахождении юридического лица.

 

 

II. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

§ 2.1 Понятие и значение государственной регистрации индивидуальных предпринимателей

          Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации[1].

      Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся: правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.

Несмотря на то, что названные три вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта. Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 4 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

 

 

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: понятия, процедуры, значение