Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: понятия, процедуры, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе рассматривается государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная тема имеет особое значение и актуальность. При этом она имеет не только теоретическую, но и практическую направленность, она содержит анализ нормативно правовых актов, изданных во исполнение ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Оглавление

Введение……………………………………………….. ……. …..... 3

I. Государственная регистрация юридических лиц …………………………. 5

1.1 Понятие и значение государственной регистрации ЮЛ…...………… 5

1.2 Процедуры государственной регистрации ЮЛ……………...……….. 6

II. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей. ……24

2.1 Понятие и значение государственной регистрации ИП …….………...24

2.2 Процедуры государственной регистрации ИП ………………………..26

Заключение………………………………………………………………............34

Список использованной литературы………………………………. …….........35

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

1) руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Состав и перечень органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц с учетом их организационно - правовых форм Гражданским кодексом, а также законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица.

Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа, является протокол общего собрания учредителей (участников, членов, акционеров) либо решение учредителя в случае, когда юридическое лицо учреждается одним физическим лицом.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). В данном случае документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, будет являться соответствующее решение собственника, например, решение Комитета по управлению городским имуществом.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"[1] установлено, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

Таким образом, порядок избрания или назначения единоличного

исполнительного органа указан в законодательных актах, определяющих правовой статус юридического лица какой-либо конкретной организационно - правовой формы, и некоторых иных правовых актах.

2) учредителя (учредителей) юридического лица при его создании.

Под термином "учредитель" следует понимать физическое или юридическое лицо, принявшее решение об учреждении юридического лица.

Физическое лицо в соответствии со ст. 18 Гражданского кодекса может выступать в качестве учредителя с момента достижения совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Законом установлены два исключения из указанного правила: эмансипация и вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе выступить в качестве учредителя (участника) хозяйственного общества только с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителей (такой вывод следует из содержания ст. 26 ГК)[1].

Юридические лица вправе выступать в качестве учредителей (участников) другого юридического лица с соблюдением порядка, установленного законодательством, законодательными актами о юридических лицах определенной организационно - правовой формы и учредительными документами, например, решение вопроса об участии акционерного общества

в других хозяйственных обществах. Если ранее решение данного вопроса однозначно находилось в компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то в настоящее время Закон об акционерных обществах позволяет принять данное решение лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, если иное не предусмотрено уставом общества (подп. 18 п. 1 ст. 65 названного Закона). И наоборот, если ранее решения по вопросам об участии акционерного общества в объединениях коммерческих организаций (ассоциациях, союзах), финансово - промышленных группах и холдинговых компаниях принимало общее собрание акционеров, если иное не было предусмотрено уставом общества, то в настоящее время возможность передать данный вопрос на рассмотрение иному органу отсутствует.

Согласно ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) принятие решения об участии общества с ограниченной ответственностью в создании другого хозяйственного общества относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такой вывод следует из толкования ст. 33 Закона, определяющей исключительную компетенцию общего собрания участников. Дело в том, что данный Закон не предусматривает принятие решения об участии общества в другом обществе именно общим собранием участников. Логично, и это находит свое отражение в практике государственной регистрации, что подобное решение принимает исполнительный орган общества. Данное решение подлежит оформлению в форме распорядительного документа (приказа, распоряжения и т.п.).

Рассматривая возможность участия государственного или муниципального унитарного предприятия в качестве учредителя, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Решение об учреждении унитарным предприятием других юридических лиц принимает исполнительный орган унитарного предприятия. Поскольку создание юридических лиц связано с формированием уставного капитала и внесением в качестве вклада в уставный капитал денег, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, постольку следует обратить внимание на положения п. 2 ст. 295 ГК РФ, согласно которой предприятие "...не вправе ...вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим [недвижимым] имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами";

3) руководителя юридического лица, выступающего учредителем создаваемого юридического лица.

Им является единоличный исполнительный орган юридического лица, участвующего в создании регистрируемой организации. Поскольку руководитель юридического лица действует без доверенности, то подтверждением его полномочий может быть совокупность документов, содержащих, во-первых, решение об избрании данного лица на должность исполнительного органа (например, протокол общего собрания акционеров (участников) акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) либо совета директоров, решение Комитета по управлению городским имуществом либо договор с управляющим (управляющей компанией)); во-вторых, сведения об участии данного юридического лица в создаваемом юридическом лице. Указанные сведения должны быть указаны в договоре о создании акционерного общества, учредительном договоре общества с ограниченной ответственностью либо иных документах, позволяющих установить состав учредителей создаваемого юридического лица;

4) конкурсного управляющего или руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) при ликвидации юридического лица.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок назначения конкурсного управляющего определен Законом о банкротстве[1]. Целью конкурсного производства является формирование конкурсной массы и соразмерное ее распределение между кредиторами для удовлетворения их требований. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению, в том числе полномочия по распоряжению имуществом юридического лица;

5) "иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления". Под термином "иное лицо" следует понимать любое лицо, имеющее право представить для государственной регистрации необходимые документы.

Доверенность должна быть письменной формы с указанием места ее совершения, даты выдачи, фирменного наименования юридического лица и представителя (в данном случае - лица уполномоченного), а также полномочия представителя. В доверенности должен быть указан срок ее действия, который не может превышать трех лет (ст. 186 ГК РФ). Если срок ее действия не указан, доверенность действует в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата выдачи, признается ничтожной, т.е. с момента ее совершения она не имеет юридической силы.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Это правило действует, если юридическое лицо уже создано (например, при подаче документов в регистрирующий орган для внесения изменений в учредительные документы юридического лица). Однако при создании юридического лица указанная норма действовать не может, поскольку отсутствует доверитель - юридическое лицо. В данном случае доверенность должна быть подписана всеми учредителями юридического лица либо поверенный должен иметь доверенность от каждого юридического лица, выступающего учредителем.

На практике нередко полномочия представителя и сведения о нем содержатся в протоколе общего собрания учредителей (решении единственного учредителя). Подобный документ следует признать достаточным основанием для подтверждения полномочий представителя только в случае, если он подписан всеми учредителями юридического лица.

Представляемое в регистрирующий орган заявление должно быть подписано заявителем с указанием данных его паспорта или иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика при его наличии.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации[1].

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию[2], содержат перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, таковыми являются:

паспорт;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Поскольку в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, то важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит. Закон обязывает заявителя нотариально удостоверить подпись на заявлении.

В случае представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий, порядок совершения которых предусмотрен в ст. 13, 15, 18, 22 Закона. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Установленный Законом упрощенный (заявительный) порядок государственной регистрации юридических лиц применим не для всех видов юридических лиц. Это обусловлено, во-первых, спецификой деятельности и правового статуса отдельных видов юридических лиц, во-вторых, необходимостью дополнительного государственного контроля в некоторых сферах деятельности наряду с использованием института лицензирования и иных, в большей степени административных, способов государственного регулирования.

Данная норма по существу сохраняет для некоторых видов юридических лиц разрешительный порядок государственной регистрации (например, банков), а также позволяет учитывать при регистрации специфику правового статуса отдельных видов организаций, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой - как субъектов публичных правоотношений (например, общественных и религиозных объединений).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 полномочиями по осуществлению государственной регистрации юридических лиц наделено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в ряд законодательных актов внесены изменения, предусматривающие наделение некоторыми полномочиями в части государственной регистрации отдельных видов юридических лиц также федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции (далее - федеральный орган юстиции) и Центрального банка Российской Федерации.

При этом в целях обеспечения принципа единства и сопоставимости сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. 4 Закона) полномочиями по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записей, касающихся юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации, наделен орган, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона.

Таким образом, данные государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, для регистрации которых установлен специальный порядок, также включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Указанные юридические лица также считаются созданными со дня внесения уполномоченными органами соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: понятия, процедуры, значение