Алиментные обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить порядок взыскания алиментов, а также меру воздействия, применяемую за уклонение от уплаты алиментов. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Дать понятие алиментных обязательств.
2) Охарактеризовать порядок взыскания алиментов.
3) Определить ответственность за уклонение от уплаты алиментов, предусмотренную ст. 174 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. Понятие алиментных обязательств………………………...................5

Глава 2. Порядок уплаты или взыскания алиментов .....................................13

Глава 3. Ответственность за неуплату алиментов, предусмотренную ст. 174 УК Республики Беларусь ....................................................................................23

Заключение……………………………………………………….......................27

Список использованных источников……………………………….................31

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Из практики работы суда видно, что в 2008г. по направленным материалам судебными исполнителями суда Ленинского района г.Бреста, органами внутренних дел возбуждено 64 уголовных дела по ст. 174 УК Республики Беларусь за уклонение от уплаты алиментов, в 2009г.- возбуждено 55 уголовных дел, а в первом полугодии 2010г. – 20. Из этого следует, что идет тенденция к уменьшению направленных материалов и возбуждению уголовных дел по ст. 174 УК Республики Беларусь за уклонение от уплаты алиментов. Следовательно, должники стали не допускать, чтобы судебные исполнители применяли крайние меры воздействия, послужившие основанием для привлечения к уголовной ответственности. 

Кроме того, изучение практики работы судебных исполнителей судов не только предусматривает такую меру воздействия, как направление материалов в органы внутренних дел для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 УК Республики Беларусь. Однако, показывает высокую эффективность такой меры воздействия к должникам, уклоняющимся от уплаты алиментов, как временное ограничение права выезда за пределы Республики Беларусь.  Например, на исполнении в суде Ленинского района г.Бреста находился исполнительный документ о взыскании алиментов с гражданина В. в пользу гражданки В. в размере 33 % заработка. У гражданина В. числилась задолженность в размере  753 000 рублей. После чего, гражданину В. судом был ограничен выезд за пределы Республики Беларусь. На следующий день гражданин В. погасил образовавшуюся задолженность. Однако хочется отметить, что данная мера воздействия действует не на всех должников.

Анализируя весь комплекс мер воздействия на должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, следует отметить, что нужно искать новые формы воздействия на них. Проанализировав имеющиеся в настоящее время способы и методы воздействия на должника, следует отметить, что они не обеспечивают в полной мере защиту интересов взыскателя алиментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно вышеизложенного  в выпускной работе следует отметить, что взыскание алиментов, может уплачиваться как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Взыскание алиментных обязательств имеет ряд отличий от взыскания по другим исполнительным документам, а именно: исполнительные документы о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению в отличие от других исполнительных документов, по которым предоставляется семидневный срок для добровольного исполнения; по делам о взыскании алиментам должник предупреждается об уголовной ответственности за неуплату алиментов, а также должник обязан  официально трудоустроится на работу либо уплачивать ежемесячно алиментные платежи в срок до 7-го числа каждого месяца и предоставлять квитанции в суд, в случае неуплаты в указанный срок, судебным исполнителем начисляется неустойка в размере 0,3 % от суммы невыплаченных платежей за каждый день просрочки.

Все исполнительные действия по взысканию алиментных платежей имеют свои особенности, что необходимо учитывать судебному исполнителю при исполнении им своих должностных обязанностей.

        Кроме того, всех судебных исполнителей следует ориентировать на строгое и неукоснительное исполнение норм действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнительного производства, на добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.

           В работе раскрываются вопросы касающие понятие алиментных обязательств, порядок уплаты или взыскания алиментов, ответственность за уклонение от уплаты алиментов по ст. 174 УК Республики Беларусь.

При исполнении исполнительных документов о взыскании алиментных платежей существует ряд вопросов и проблем, на основании которых хотелось бы внести изменение и дополнение в действующее законодательство. Алиментные платежи, в соответствии с действующим законодательством, могут взыскиваться с родителей как на несовершеннолетних, так и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Также алиментные платежи могут взыскиваться с совершеннолетних трудоспособных детей на содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Однако на практике алиментные платежи в основном взыскивают с родителей на содержание несовершеннолетних детей. С достижения детьми совершеннолетия алиментная обязанность родителей в отношении несовершеннолетних детей прекращается. Однако на практике многие взыскатели не удовлетворены данной нормой, поскольку дети по достижению совершеннолетия поступают в учебные заведения в основном на дневное отделение, а следовательно нигде не работают. Содержание этих детей ложится на плечи одного из родителей, а это затрудняет материальное положение этого родителя и совершеннолетнего ребенка, обучающегося в учебном заведении. С учетом  изложенного, предлагаю внести изменения в действующее законодательство в части касающейся взыскания алиментных платежей не только с родителей на содержание несовершеннолетних детей, но и с родителей на содержание совершеннолетних трудоспособных детей, которые обучаются в учебных заведениях на дневной форме обучения и фактически находятся на иждивении у своих родителей.

        Практика исполнения судебных постановлений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей свидетельствует о том, что многие должники не работают. Кроме того, у большинства из них отсутствует имущество, на которое в соответствии с законодательством можно обратить взыскание. Вследствие чего, приходится применять крайнюю меру воздействия как направление материалов в органы внутренних дел для привлечения должников к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 УК Республики Беларусь. 

  На основании вышеизложенного, предлагаю внести изменения в действующее законодательство в части обязательного трудоустройства всех должников, уплачивающих алименты по судебному постановлению на содержание детей, которые отказываются самостоятельно и своевременно уплачивать алиментные платежи взыскателю. Поскольку из практики следует, что многие должники либо не хотят работать, либо в организациях (предприятиях, учреждениях) где должники работают, бухгалтера не хотят производить удержания из заработной платы должников, предлагая должнику самостоятельно выплачивать алиментные платежи. В случае отказа от данного предложения, с должниками наниматели расторгают трудовые договора и (или) контракты, либо вообще не принимают на работу. Это свидетельствует о том, что должники самостоятельно не могут уплачивать алименты, поскольку не работают, а применять крайнюю меру воздействия (как направление материалов в органы внутренних дел для привлечения должников к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 УК Республики Беларусь) считаю нецелесообразным, поскольку данная мера воздействия увеличивает количество судимости среди населения, а также это значительно влияет на дальнейшей судьбе несовершеннолетнего ребенка на содержание которого взыскиваются алименты. Однако данную норму предлагаю не исключать, а внести изменение в ст. 174 УК Республики Беларусь и применять только в отношении должников, уклоняющихся от трудоустройства по судебному постановлению, а для тех, кто самостоятельно уплачивает алиментные платежи путем предоставления квитанций либо расписок непосредственно судебному исполнителю, изменить в следующей части «уклонение родителей более трех месяцев по судебному постановлению от уплаты средств на содержание несовершеннолетних, или совершеннолетних, но нетрудноспособных и нуждающихся в материальной помощи детей, а также при наличии задолженности, образовавшейся на день совершеннолетия детей либо до окончания совершеннолетними трудоспособными детьми учебы в учебном заведении на дневной форме отделения». Поскольку практика исполнения данной категории свидетельствует о том, что у должника на момент совершеннолетия ребенка числится значительный размер задолженности, который должник отказывается погашать. Кроме того, у должника отсутствует имущество, на которое в соответствии с законодательством можно обратить взыскание, а также должник нигде не работает и применить к нему такую меру воздействия как направление материала в органы внутренних дел с просьбой рассмотреть вопрос о привлечении к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 УК  считается необоснованным, поскольку работники органов внутренних дел отказывают в возбуждении уголовных дел за отсутствием состава преступления.

        Из практики видно, что многие должники хотя и трудоустраиваются на работу, однако потом быстро увольняются, что влияет на эффективность взыскания алиментных платежей. На основании чего, предлагаю внести дополнение в действующее законодательство в части касающейся увольнения должников, обязанных по судебному постановлению выплачивать алиментные платежи, не допуская увольнение должников с такой формулировкой как «по собственному желанию» (либо «по соглашению сторон») без согласия взыскателя либо органа по труду, занятости и социальной защиты населения. За исключением случаев, если должник самостоятельно найдет работу с заработной платой, превышающей по данному месту работы  и при наличии гарантийного письма от другого нанимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) – Мн.: Амалфея, 2006.- 48с.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: текст кодекса по состоянию на 20.01.2010г. – Мн: Амалфея, 2010. - 368 с.
  3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: с изм. и доп. по состоянию на 01.08.2009г. – Мн: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009.-143, [1 ] с.
  4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: с изм. и доп. по состоянию на 30 апреля 2010г.-Мн.: Нац. центр правой информ. Респ. Беларусь, 2010.-480 с.
  5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-З. Принят Палатой представителей 02.06.1999г, одобрен Советом Республики 24.06.1999г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 183. - 2/1718.
  6. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 №40 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству» от 15.03.2010г. № 19 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010г.- № 19.- 8/21798.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10.12.1993 г. №12 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел». – ЭБД «КонсультантПлюс».
  8. Бруй М.Г. Семейное право: ответы на экзаменац. Вопр./ М.Г. Бруй.- 2-е изд. Перераб. – Минск: ТетраСистеме, 2008.- 272 с.
  9. Ананич С.М. Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье/ С.М. Ананич [и др.] ; под. ред. В.Г. Тихини, В.Г. Голованова, С.М. Ананич, - Минск: ГИУСТ БГУ. 2010.-680с.
  10. Ахраменка Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодекса Республики Беларусь/ Н.Ф. Ахраменка [и др]; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича.- 2-е изд., с изм. и доп. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2010.-1064 с.
  11. Алименты. СБОРНИК актов законодательства/ Составитель Гавриленко В.Г.-Минск: Право и экономика, 2007. 181с.
  12. Пенкрат В.И. Семейное право/ В.И. Пенкрат. 2-е изд. Доп.-Минск: Молодежное. 2007. 120 с.
    1. Е.Хотько: Особенности исполнения исполнительных документов о

взыскании алиментов на содержание детей: правовой и практические    аспекты// Юстиция Беларуси.-2006-№4.-с58-61

  1. Е.Хотько: Ответственность за ненадлежащее исполнение исполнительных документов о взыскание алиментов на содержание детей// Юстиция Беларуси.- 2008-№2.-с 24-30
  2. С.Яхновец: Соглашение об уплате алиментов// Юстиция Беларуси. 2009-№1-с 30-32

Информация о работе Алиментные обязательства