Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в анализе проблем защиты интеллектуальной собственности в России, которая обусловила решение следующих задач:
1) рассмотреть генезис развития института собственности в России и понятие интеллектуальной собственности; обозначить наиболее важные вехи в истории отечественного законодательства, закрепившие основы института интеллектуальной собственности;
2) проанализировать интеллектуальную собственность как объект правовой охраны согласно нормам международного и национального права;
3) показать основные проблемы защиты интеллектуальной собственности в России.
Введение.. 3
Глава 1. Система законодательства об охране интеллектуальной собственности.. 5
1.1. Интеллектуальная собственность: понятие и виды... 5
1.2. Международное законодательство об охране интеллектуальной собственности.. 11
1.3. Интеллектуальная собственность как объект охраны по российскому законодательству.. 14
Глава 2. Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности в России 20
2.1. Анализ проблем защиты коммерческой тайны... 20
2.2. Проблема охраны произведений и фонограмм в Интернете. 27
Заключение.. 33
Список литературы... 34
б) осуществление
контроля и надзора за проведением
экспертизы заявок на объекты интеллектуальной
собственности и выдача охранных
документов в установленном
в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности;
г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных Российской Федерации и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целом можно
признать, что в Российской Федерации
создан некий каркас правовых норм,
направленный на регулирование отношений
в рассматриваемой сфере. Вместе
с тем, ряд вопросов остается нерешенным
в рамках действующего законодательства
и активно обсуждается в
На практике
возникают вопросы
Рассмотрим некоторые наиболее острые проблемы, сопутствующие формированию полноценного института интеллектуальной собственности и соответствующего рынка.
Глава 2. Проблемы
защиты прав интеллектуальной
собственности в России
2.1. Анализ проблем защиты коммерческой тайны
Долгое время одним из самых спорных вопросов в литературе и практике является вопрос о том, можно ли рассматривать коммерческую тайну в качестве объекта интеллектуальной собственности. Всё существующее в юридической литературе разнообразие мнений на этот счёт, можно свести к двум диаметрально противоположным точкам зрения. Представители первой считают, что коммерческая тайна может считаться объектом интеллектуальной собственности. Так, по мнению А.П. Сергеева, «коммерческая тайна обладает всеми свойствами объекта интеллектуальной собственности и является его особой разновидностью»[23]. Аналогичной позиции придерживаются В.А. Дозорцев[24]и авторы научно-практического комментария к Гражданскому кодексу РФ[25]. Сторонники другой точки зрения, наоборот, считают, что коммерческая тайна объектом интеллектуальной собственности не является[26].
В целях уяснения существа вопроса, рассмотрим кратко историю института коммерческой тайны и его место в российском законодательстве.
Институт коммерческой тайны имеет в российском праве довольно глубокие корни. Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны, признавалась важным аспектом российской правовой доктрины и была неплохо разработана в отечественной юриспруденции. Примером может служить Уголовное уложение 1903 года[27] включавшее в себя целую главу, посвящённую ответственности за разглашение различного рода тайн: главу XXIX «Об оглашении тайн», предметом трёх из шести статей являлись: тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так и не была введена.
Необходимость защиты коммерческой тайны была обоснована в вышедшей в 1910 году, во многом не утратившей своей актуальности до настоящего времени, монография В. Розенберга «промысловая тайна»[28]. Затрагивались проблемы, связанные с коммерческой тайной и в трудах другого выдающегося цивилиста второй половины XIX начала XX века - Г.Ф. Шершеневича.[29] Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что коммерческая тайна распространяется на купеческие книги, за которыми закон признал принцип неприкосновенности.[30]
Качественно новый этап формирования института коммерческой тайны на законодательном уровне в России начался с принятием в 1990 г. Закона СССР о предприятиях в СССР[31], где впервые дается определение коммерческой тайны, провозглашается необходимость ее защиты. Статья 33 Закона понимала под коммерческой тайной не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года[32], секреты производства относились к охраняемым объектам интеллектуальной собственности.
Разъяснения по этому поводу дало также принятое 5 декабря 1991 г. в целях обеспечения деятельности Государственной налоговой службы, правоохранительных, судебных и контролирующих органов Постановление Правительства РСФСР №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[33].
Ряд положений,
имеющих отношение к
Однако в
век информационных технологий, колоссального
увеличения значимости информации достойным
образом конкурировать с
В российских условиях обеспечить действенную защиту информации крайне сложно, так как реальностью нашего времени стало практически свободная продажа баз данных о российских компаниях на рынке, даже тех, защиту которых обязано обеспечивать государство в лице своих уполномоченных органов. Российский бизнес по факту остается «прозрачным» для всякого рода авантюристов, хакеров, мошенников и недобросовестных сотрудников компаний.
Принятие в 2004 году Федерального закона о коммерческой тайне[36] придало новый импульс закреплению института коммерческой тайны в юридическом обороте. Но некоторые эксперты справедливо полагают, что правовой механизм реализации права на защиту ценных для хозяйствующего субъекта сведений по-прежнему затруднен, поскольку все нормативно-правовые акты, включая новый Закон, в которых затрагиваются проблемы коммерческой тайны, имеют в основном декларативный либо отсылочный характер и не устанавливают эффективного механизма реализации защиты права на информацию, составляющую коммерческую тайну. Один из явных недочетов нового Закона - это отсутствие самого понятия и степеней конфиденциальности, по аналогии со степенями секретности для сведений, составляющих государственную тайну. Это затрудняет установление санкций за нарушение коммерческой тайны.
Многие исследователи неоднократно и вполне справедливо указывали на разнообразие терминов, используемых при регулировании вопросов коммерческой тайны,[37] например: производственная тайна, деловая конфиденциальная информация, промышленная тайна, торговый секрет, секрет фирмы, ноу-хау и т. д. Такое разнообразие можно объяснить тем, что в большинстве стран отсутствуют нормативные акты, посвященные защите информации, а нормы о коммерческой тайне включены в самые различные акты или же существуют лишь в виде судебных прецедентов.
Легальное определение
коммерческой тайны дают в настоящее
время статья 139 Гражданского Кодекса
РФ и Федеральный закон о
Гражданский кодекс устанавливает, что коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране её конфиденциальности.
Статья 3 Закона
о коммерческой тайне гласит, что
коммерческая тайна - конфиденциальность
информации, позволяющая ее обладателю
при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить
Очевидно, что законодатель раскрывает содержание правового института посредством двух ключевых взаимосвязанных понятий: «информация» и «конфиденциальность». При этом данная информация должна иметь потенциальную коммерческую ценность. Общее количество нормативных актов в той или иное мере затрагивающих вопросы информации исчисляется десятками тысяч. В качестве узкоспециализированных, фундаментальных источников в этой группе можно выделить закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации»[38] и Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»[39]. Прогрессивные для своего времени законы не только закрепили легальное определение базовых понятий информационного законодательства, но и установили многие принципиальные нормы, регулирующие оборот информационных ресурсов и защиты информации.
Согласно статьи 2 Закона об информации, информатизации и защите информации, «информация» - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Однако нельзя признать правомерным определение конфиденциальной информации, установленное той же статьей, согласно которому конфиденциальной информацией признается исключительно документированная информация. Такое определение вступает в противоречие со многими правовыми институтами. Например, буквально следуя легальному определению нельзя признать конфиденциальными сведения, передаваемые больным лечащему врачу (врачебная тайна), прихожанином священнику во время исповеди (тайна исповеди), от обвиняемого к его адвокату (адвокатская тайна) и т.п.
С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского confidentia - доверие и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный»[40]. Слово «секрет», которое также необходимо рассмотреть, заимствовано из французского secret – «тайна». Однако, как отмечал автор[41], понятие тайны в правовой науке не совсем совпадает с понятием конфиденциальной информации, так как тайна означает ещё и правовой режим информации.
При анализе
видов конфиденциальной информации
возникают большие сложности, связанные
с противоречивостью и
В свете вышесказанного
представляется неправильной и попытка
некоторых ученых обосновать разделение
информации с ограниченным доступом
на государственную тайну и
В настоящее
время нет четкой и единой классификации
видов конфиденциальной информации,
хотя действующими нормативными актами
установлено свыше 30 ее разновидностей.
Но определенные попытки такой классификации
предпринимались учеными.[46] Н
1) имеет действительную
или потенциальную
2) не подпадает
под перечень сведений, доступ
к которым не может быть
ограничен, и перечень
3) к ней нет свободного доступа на законном основании;
4) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Вместе с тем, законодатель, употребляя подобные критерии, не дает ответа на вопрос, что вкладывается в определение действительная или потенциальная коммерческая ценность. Под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.[48] ГК РФ предоставил право руководителю предприятия самостоятельно решать вопрос об объеме сведений, подлежащих засекречиванию. Таким образом, он же и будет решать вопрос о ценности той информации, которая будет защищаться в режиме коммерческой тайны. В общем, следует признать, что реальное коммерческое значение коммерческой информации законодатель всецело отдал на усмотрение здравого смысла.
Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания, как технического характера, так и организационного или финансового. Например, коммерческой тайной может являться изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок, или оригинальное решение и т.п.