Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Большое внимание в деятельности государства уделяется укреплению правовой основы государственной и общественной жизни общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…....….3
Понятие, принципы и гарантии законности…...……………………………………………….….…....5
Правовой и общественный порядок. Их соотношение………...…..14
Законность – основа деятельности ОВД. Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка в обществе……………………….…...16
Заключение…………………………………………………………………21

Список используемой литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Моя.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

    Немалую роль играет профессиональная сторона – значение законности для достижения целей органов внутренних дел. Нормы права закрепляют в основном наиболее рациональные, дающие наибольший эффект способы и порядок их деятельности. Поэтому строгое соблюдение, исполнение правовых предписаний в значительной степени влияет на эффективность и качество работы этих органов. Все это в совокупности определяет общесоциалыюе значение законности в работе органов и подразделений внутренних дел, поскольку от этого зависит в целом состояние законности в стране.

    Следует указать и на значение законности во внутриуправленческой деятельности органов внутренних дел. Руководство подчиненными органами, подразделениями и сотрудниками в значительной мере осуществляется на основе законов и основанных на них положений, приказов, инструкций. Соблюдение содержащихся в них предписаний является необходимым условием успешного руководства, а следовательно, и достижения требуемых результатов в раскрытии и расследовании преступлений, охране общественного порядка и безопасности и других направлениях служебной деятельности.

    Говоря  о роли ОВД в обеспечении правопорядка и законности в обществе, следует  отметить, что именно выполнение этих функций является основой и преоритетной задачей как органов внутренних дел в целом, так и каждого его сотрудника в отдельности. Обязанность поддерживать законность и правопорядок в обществе и государстве указана в основном нормативно-правовом акте регламентирующием деятельность ОВД, законе Республики Беларусь «Об Органах внутренних дел Республики Беларусь».

    «Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

    Основными задачами органов внутренних дел  являются:

    1. защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане), обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
    2. защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
    3. защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
    4. профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
    5. розыск лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
    6. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
    7. участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
    8. оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
    9. На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.
 

    Из текста закона видно, что законодатель напрямую обозначил основой деятельности ОВД защиту граждан и государства, а значит и правопорядка.

    Сотрудник ОВД в своей деятельности пресекает и предотвращает преступления и правонарушения, которые как раз и становятся основным фактором разрушения правопорядка в обществе.

    Главным условием эффективности работы по укреплению законности является участие в ней  всех сотрудников, пониманием ими важности этой работы, своей личной ответственности за ее состояние.

    Необходимо  осознание каждым работником следующих  положений:

    • от состояния законности в решающей степени зависят качество и эффективность служебной деятельности;
    • любые меры по укреплению законности положительно влияют на организацию работы и наоборот;
    • наиболее эффективно вопросы укрепления законности могут решаться не «сверху», а в низовых звеньях органов внутренних дел, поскольку только там можно реально учесть все конкретные условия, все позитивные и негативные воздействия. Это требует участия в разработке мер по укреплению законности всех сотрудников. Каждый их них может внести свой вклад в решение этого важного как для органов внутренних дел, так для государства и общества в целом вопроса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В монографических работах, научных  статьях и учебной литературе последних лет содержатся различные определения законности, рассматриваются ее социально-политическое назначение и место в правовой системе, характерные черты, принципы, гарантии и др. Однако в исследованиях этих проблем имеется много противоречий, сохраняются нерешенные вопросы.

       Законность  обычно понимается как соблюдение, как соблюдение и исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Такая трактовка законности нуждается в корректировке в соответствии с ее действительным содержанием.

       Поскольку законность есть жизнь права, то есть его реализация, следует учитывать все формы этой реализации, а не ограничиваться только соблюдением или соблюдением и исполнением правовых норм. Другие формы реализации права — использование и применение — должны осуществляться в соответствии с требованиями законности.

       Ограничение законности сферой соблюдения и исполнения норм права неизбежно ведет к ее недооценке как в правоотношениях, отражающих инициативно-самостоятельную деятельность субъектов права, так и в правоприменительной деятельности государственных и общественных органов и их должностных лиц. С этой точки зрения учет в понятии законности всех форм осуществления права позволит полнее определить ее содержание.

       Законность  не может быть сведена к строгому осуществлению законов и всех подзаконных нормативных актов. Во-первых, осуществлению подлежат не столько законы и подзаконные нормативные акты, сколько содержащиеся в них нормы, то есть речь идёт, прежде всего, об осуществлении содержания права, а не его формы — нормативных актов. Во-вторых, и это главное, когда реализация права имеет место в форме его применения, законность может быть обеспечена лишь при условии, что наряду с надлежащей реализацией норм права строго исполняются соответствующие правоприменительные акты.

       Применение  права, не достигает своих целей, является неоконченным и, следовательно, не отвечающим требованиям законности без строгого и неуклонного исполнения актов применения права. Поэтому в понятии законности должна отражаться реализация не только норм права, но и соответствующих им правоприменительных актов.

       Необходимо  уточнить и круг субъектов законности. Приводимый в литературе их перечень является далеко не полным. Это, как правило, органы государства, должностные лица, общественные организации, граждане. В этом перечне отсутствуют трудовые коллективы, народные собрания (например, сельские сходы), иностранные граждане, лица без гражданства. Между тем все они являются субъектами права, правовых отношений, а следовательно, и законности.

       Многие  юристы уверяют о том, что круг субъектов законности значительно шире, чем он представлен в научной юридической литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2001.
    2. Введение в специальность. Учебное пособие. М., МВШМ МВД СССР, 1986.
    3. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: учебник /Под общ. ред. В. Кучинского. Мн., 2009
    4. Теория права и государства. Учебник/Под ред. проф. В.В. Лазарева. – 2-е, перераб. и доп. изд-е. – М.: Право и закон, 2002.
    5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001
    6. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., №263-3//Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007 – №173 – 2/1360.

Информация о работе Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел