Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Большое внимание в деятельности государства уделяется укреплению правовой основы государственной и общественной жизни общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…....….3
Понятие, принципы и гарантии законности…...……………………………………………….….…....5
Правовой и общественный порядок. Их соотношение………...…..14
Законность – основа деятельности ОВД. Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка в обществе……………………….…...16
Заключение…………………………………………………………………21

Список используемой литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Моя.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

    Реальность  законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

    Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют «связь законности с культурностью», «единство  законности и справедливости» и  т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут  выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.

    Несмотря  на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания  не остались на бумаге (и тем более  не нарушались), необходимы соответствующие  условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

    Гарантии  законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой.

    Среди гарантий законности следует различать  общие условия гарантии законности, и специальные средства, гарантирующие  законность в обществе и государстве.

    Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйства, постоянный рост производительности труда и объемов производства, устойчивая денежная система и т.п. Подобные факторы прямым образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации и росту числа преступлений.

    Политические  условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, низкого уровня исполнительской дисциплины, бюрократизма и коррупции, законность может снизиться до опасного предела. Но сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия. Демократическое государство — это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

    Идеологические  условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологическое пространство заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, которые ставят под угрозу режим законности.

    Социальные  условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в неотъчуждаемости своих социальных прав и свобод.

    Правовые  условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права. Действующее законодательство должно быть достаточно полным и стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы и способы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство будет затруднять борьбу с преступностью и укрепление законности в государстве.

    Говоря  про условия гарантированности  законности, не следует забывать о  субъективных фактарах: состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций, эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

    Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические гарантии и организационные гарантии.

    Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

    Среди юридических гарантий различают  следующие:

    1. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.
    2. Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
    3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций — задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
    4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
    5. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется понятием не жесткости, а неотвратимости наказания.
    6. Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

    Под организационным гарантиями обычно понимают разного рода мероприятия организационного характера, которые обеспечивают укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда можно отнести кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений. 
 
 
 

  1. ПРАВОВОЙ  И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК. ИХ СООТНОШЕНИЕ

  С законностью теснейшим образом  связано другое правовое явление  — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, это конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.

  Именно  правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для  его достижения издаются законы и  другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Важно иметь в виду следующие  обстоятельства:

  • нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;
  • укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
  • конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.

    Общественный  порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов. Общественный порядок является обязательным условием жизнедеятельности, общения и взаимодействия людей. Без общественного порядка нормальное существование людей было бы невозможно, так как общество поглатил бы хаос и анархия.

    Правовой  порядок, являясь специфической  системой общественных отношений, возникает исключительно на основе юридических норм. Поэтому правопорядок создается только в рамках правовых отношений, поскольку иная часть общественной жизни не требует правовой регламентации, она находится в сфере действия неправовых социальных правил едения. В этом смысле правопорядок является лишь частью общественного порядка, элементом общей системы социальных отношений.

    Общественный  порядок охватывает собой всю систему общественных отношений, которая складывается в резудьте воплощения юридических, моральных, этических, религиозных и иных социальных норм. В правовом государстве элементы общественного порядка тесно взаимодействуют между собой и находятся под его защитой, но только правопорядок охраняется специальными государственными мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечивайте своими специфическими средствами воздействия: силой общественного мнения, моральным порицанием, и т.д. Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных организаций, обеспечиваю охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют  у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.

  1. ЗАКОННОСТЬ – ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД. РОЛЬ ОВД В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ

    Важное  место в механизме государства  принадлежит органам внутренних дел, которые выполняют функции  по охране общественного порядка  и безопасности, раскрытию и расследованию  преступлений, обеспечению безопасности дорожного движения и т. п.

    Все основные стороны деятельности органов  внутренних дел: их цели и задачи, функции  и структура, функциональные обязанности  личного состава, порядок, средства и методы осуществления функций  определены законодательством (законы «Об Органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об оперативно-розыскной деятельности», нормы УК, УПК, КоАП и других кодексов). Таким образом, нормы права и их соблюдение – законность – являются основой функционирования органов внутренних дел: они действуют в целях, установленных правом, на основе права и в правовых формах.

    Применительно к работе органов внутренних дел  можно выделить две сферы законности:

    1. Во-первых, профессиональная деятельность указанных органов по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и безопасности, раскрытию и расследованию преступлений направлена на обеспечение строгого исполнения гражданами, должностными лицами, организациями правовых норм, охраняющих общество от преступных посягательств, обеспечивающих порядок и безопасность в общественных местах и т. п. Эта внешняя сфера законности в значительной мере определяет состояние правопорядка в государстве, то есть является основной целью органов внутренних дел.
    2. Во-вторых, можно выделить внутреннюю сферу законности. Это соответствие закону деятельности самих органов внутренних дел, их подразделений и сотрудников. Эта сфера является средством достижения главной цели их работы и в то же время образует одну из основных целей деятельности любого руководителя органа или подразделения внутренних дел.

Информация о работе Законность и правопорядок. Законность – основа деятельности органов внутренних дел