Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:40, курсовая работа
Целью данного исследования является систематизация и анализ теоретического и практического материала, связанного с заключением договора на торгах и аукционах в гражданском законодательстве РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- выявление сущности и целей заключения договора на торгах;
- выявление форм торгов и их характеристика;
- характеристика организации и порядка проведения торгов;
- изучение последствий нарушения правил проведения торгов.
ВВЕДЕНИЕ
Новый Гражданский кодекс
Российской Федерации (далее по тексту
– ГК РФ) в части регулирования
договорного процесса, в частности,
процесса заключения договора, претерпел
значительные изменения по сравнению
с одноименными кодексами 1922 г. и 1964
г. и, в определенной степени, с Основами
гражданского законодательства Союза
ССР и республик 1991 г. Последний
документ представлял собой значительный
шаг вперед в регулировании договорных
отношений, о чем свидетельствуют,
в частности, количество и степень
разработанности норм, непосредственно
посвященных заключению договора. Однако
с развитием гражданского оборота
данной единственной статьи, хотя и
весьма объемной, стало недостаточно.
В ГК РФ 1994 г. отношения, возникающие
в связи с заключением
Вышеизложенное определяет актуальность и своевременность исследования вопроса о заключении договора на торгах и аукционах.
Объектом в настоящем
Предметом, в свою очередь, являются – достижения гражданско-правовой науки, законодателя и правоприменительной практики по вопросам заключения договора на торгах и аукционах.
Целью данного исследования является систематизация и анализ теоретического и практического материала, связанного с заключением договора на торгах и аукционах в гражданском законодательстве РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- выявление сущности и целей заключения договора на торгах;
- выявление форм торгов и их характеристика;
- характеристика организации и порядка проведения торгов;
- изучение последствий нарушения правил проведения торгов.
Отдельные аспекты проблем,
связанных с заключением
В данном параграфе будут
раскрыты сущность, цель и правовое
регулирование заключения договора
на торгах. Эти положения применяются
в тех случаях, когда правила
торгов не установлены специальными
актами. Заключение договоров на торгах
имеет место в таких сферах,
как приватизация, инвестиционные конкурсы,
государственные закупки и
Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав - например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.
Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме.
Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.
Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах. В числе законодательных актов это: ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. "О государственном оборонном заказе".
Ряд важных положений о
торгах содержится в указах Президента
РФ, в частности, правила проведения
аукционов на право заключения договоров
кредита, залога находящихся в федеральной
собственности акций и
Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305. Данное положение регулирует названные отношения постольку, поскольку они не урегулированы ГК и другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд.
Имеется ряд постановлений Правительства РФ: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ и угольной промышленности, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485; Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 476.
Положения о торгах и порядке
их проведения содержатся в ряде актов,
изданных федеральными ведомствами, например,
Временное положение об уполномоченных
ГКИ России банках и о порядке
приема заявок и денежных средств
при проведении межрегиональных
и всероссийских
Лицо, заинтересованное в
использовании торгов для выбора
своего будущего контрагента, вправе самостоятельно
организовать торги либо поручить их
организацию иному лицу, специализирующемуся
на их проведении. В качестве организатора
торгов выступают специализированные
организации. Так, Положение о подрядных
торгах в Российской Федерации от
13 апреля 1993 г. называет в качестве таковых
Межведомственную комиссию по подрядным
торгам, инженерно-консультационную и
иные организации. Когда проведение
торгов возлагается на специализированную
организацию, собственник имущества
именуется обычно заказчиком торгов.
Специализированная организация получает
полномочия на проведение торгов в
силу договора с собственником имущества.
В отдельных случаях эти
Обязательное применение
торгов предусмотрено, в частности,
ст.350 ГК для реализации заложенного
имущества. Положения ГПК РФ предусматривают
публичные торги при реализации
принадлежащего должнику жилого строения,
на которое обращается взыскание. В
ходе приватизации государственного или
муниципального имущества посредством
продажи предприятия как
Обязательное применение
аукциона как формы проведения торгов
предусмотрено и в ряде других
правовых актов, в частности в
п.21 Положения о продаже на аукционе
имущества (актинов) ликвидируемых
и ликвидированных
1.2. Формы торгов и их характеристика
Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен, по общему правилу, для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферт). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе - односторонняя сделка.
Закон о приватизации в
числе способов приватизации разграничивает
коммерческие конкурсы и аукционы в
том отношении, что лишь для участников
конкурсов предусматривает
Общим признаком обеих
форм проведения торгов выступает состязательность
участников, конкурирующих между
собой за право заключить договор
и стремящихся выдвинуть
Состязание участвующих
в аукционе покупателей может
проводиться по различным правилам.
Обычно конкурентный спор между ними,
направленный на выявление победителя,
ведется в активной форме в
порядке выдвижения оферт, превышающих
предыдущую предложенную цену выставляемого
на торги имущества, начиная от начальной
стоимости, назначенной собственником
или специализированной организацией.
В этом случае лицом, выигравшим аукцион,
становится последний оферент, предложивший
наивысшую цену. Другой способ заключения
сделок на аукционе основан на пассивной
конкуренции покупателей - вместо повышения
начальной цены участниками аукциона
применяется ее постепенное снижение
аукционистом от уровня, превышающего
в 2-3 раза среднюю рыночную цену, до
уровня ее первого акцепта одним
из участников, который, однако, не может
быть ниже назначенного продавцом до
начала аукциона. Здесь выигравшим
аукцион становится первый оферент.
(Порядок поэтапной продажи
Форма аукциона может использоваться
для приобретения права на заключение
договора, в частности, аренды нежилых
помещений в жилых домах, а
также зданий и сооружений, находящихся
в собственности Российской Федерации,
в государственной