Уставный суд Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли конституционного суда в механизме государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1) Дать понятие конституционного суда;
2) Рассмотреть место конституционного суда в механизме государства;
3) Рассмотреть полномочия и принципы конституционного суда;
4) Рассмотреть принципы деятельности конституционного суда.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие Конституционного Суда 5
Глава 2. Место Конституционного Суда в механизме государства 6
Глава 3. Полномочия Конституционного Суда 10
Глава 4. Принципы деятельности Конституционного Суда 14
Глава 5.Конституционный Суд Санк-Петербурга. 17
Глава 5.1 Состав судей Конституционного Суда. 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

ГМУ КУРСОВАЯ.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

Конституционный Суд может оказывать значительное влияние на законодательство, пользуясь  правом законодательной инициативы, формируя прецеденты толкования конституционных  норм при разрешении конкретных дел  и давая толкование Конституции  Российской Федерации, обязательное для  всех субъектов права.

Важной  особенностью юридической природы  Конституционного Суда является то, что  он должен не только применять Конституцию  и право, но и "находить" право. Конституция, если она является живым  законом, подчинена тем объективным законам жизни, которые отражаются в политической и юридической надстройке общества. Речь в данном случае идет о постепенном преобразовании самой Конституции под влиянием общественного развития. Конституция меняется без изменения ее текста, а Конституционный Суд, толкуя Конституцию при разрешении конкретных споров или давая официальное и обязательное толкование Конституции, констатирует такие изменения.

Конституционный Суд констатировал такое "превращение", в частности, в связи с закреплением в прежней Конституции Российской Федерации принципа разделения властей  и вызванного этим изменения конституционного статуса и полномочий высших органов  законодательной власти. В Послании Конституционного Суда от 5 марта 1993г. Верховному Совету Российской Федерации "О состоянии конституционной  законности в Российской Федерации" говорилось: "Нарушение конституционного принципа разделения властей, как показывает практика конституционного правосудия, порождает неразбериху, дублирование и безответственность в сферах правотворческой  и правоприменительной деятельности, ведет к дезорганизации власти, тормозит проведение реформ Вишняков В. Г. Конституционное  регулирование федеративных отношений. Положение усугубляется односторонним  толкованием части второй статьи 104 Конституции о правомочности  Съезда народных депутатов принять  к своему рассмотрению и решить любой  вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, равно как и аналогичного положения, закрепленного в пункте 26 части первой статьи 109 Конституции  применительно к Верховному Совету.

Однако  нельзя не учитывать, что Конституция  есть единый документ и все ее положения  должны рассматриваться во взаимосвязи, системно. Поэтому указанные конституционные  нормы не могут быть истолкованы  в ущерб конституционному принципу разделения властей, закрепленному  в статьях 1, 3, 72, 81-1 - 81-5 и других положениях Конституции Российской Федерации".

При этом Суд идет дальше простой интерпретации. Он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание  тех или иных положений Конституции, которое "связывает" все иные органы государственной власти и других субъектов конституционно-правовых отношений, и тем самым фактически выполняет правотворческую функцию. Особенно отчетливо проявилась эта  функция в постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995г. о толковании ст.136 Конституции. Как известно. Конституция  Российской Федерации, регламентируя  порядок внесения в нее поправок, устанавливает в ст.136, что поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее  чем двух третей субъектов Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что  положения ст.136 Конституции могут  быть реализованы только в форме  специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Согласно п.1 резолютивной части постановления, поправки в смысле ст.136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, который, однако, не упоминается в тексте основного закона Переплеснина Е.М. О некоторых проблемах взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации с конституционным судом Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда влияют на правоприменительную  практику судов общей юрисдикции и арбитражных судов, поскольку  по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод и по запросам судов  он проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, и  этими решениями во многом предопределяются решения других судов и иных правоприменителей.

Следовательно, Конституционный Суд - не только судебный орган, но и такой конституционный  орган, который вправе осуществлять контроль за органами законодательной  и исполнительной власти, и в этом смысле он сам представляет собой  высшую государственную власть. В  этом главная особенность конституционного правосудия и важное отличие Конституционного Суда от судов общей юрисдикции и  арбитражных судов. Этим качеством  обусловлена его интегрирующая  роль как гаранта политического  мира в обществе и государстве  и хранителя конституционных  ценностей. Не только доктрина, но и  практика конституционного контроля в  различных государствах, сам Закон  о Конституционном Суде не дают оснований  рассматривать его деятельность как чисто судебную, но судебная деятельность может и должна рассматриваться  как преобладающая для Конституционного Суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей ее территории Конституционный  Суд Российской Федерации:

1) Разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти ее субъектов;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации;

2) Разрешает  споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) По  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

4) Дает  толкование Конституции РФ;

5) Дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления;

6) Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения;

7) Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией РФ, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля Малюшин А.А. Взаимодействие конституционного суда РФ и законодательного органа власти в РФ.

Следует подчеркнуть, что Конституционный  Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При  осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и  исследования фактических обстоятельств  во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или  иных органов.Конституционный Суд  Российской Федерации рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного Суда. В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный  состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той  же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в  состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании  палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно  в пленарных заседаниях Конституционный  Суд:

- разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ конституций республик и  уставов субъектов Российской  Федерации;

- дает  толкование Конституции РФ;

- дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления;

- принимает  послания Конституционного Суда;

- решает  вопрос о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения Малюшин А.А. Взаимодействие  конституционного суда РФ, судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов. Конституционный Суд в  пленарных заседаниях избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает  дела, отнесенные к его ведению  и не подлежащие рассмотрению исключительно  в пленарных заседаниях.

В число  этих дел входят дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;

б) законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти ее субъектов;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает  также споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле. В  пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда. Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается  Комментарий к Конституции Российской Федерации. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд  принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального  состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел  между ними; порядок определения  очередности рассмотрения дел в  пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры  и этикета в заседаниях; особенности  делопроизводства в Конституционном  Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Федерации для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах  Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик  в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Уставный суд Санкт-Петербурга