Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Целями исследования являются теоретическое обоснование подхода в понимании юридической природы учреждений; выделение общих признаков, характеризующих учреждения;
Достижение указанных целей реализовалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия учреждения и его значения; - определение, признаков, характеризующих учреждение;
- определение видов учреждений в гражданском праве России; установление основных критериев, отграничивающих формы учреждений друг от друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое положение учреждения
Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)…………………………..5
Правоспособность учреждения…………………………………………7
Порядок создания государственных и муниципальных учреждений..10

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового положения отдельных видов учреждений
2.1. Правовой режим имущества частных, государственных и муниципальных учреждений……………………………………………………..17
2.2. Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход…………………………………………….. 23
2.3. Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения……………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Гр право.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Учредитель  может принять решение об изменении задания в случае фактического исполнения задания учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием, или сократить размер субсидии и (или) потребовать частичного или полного возврата предоставленной субсидии, если фактически исполненное задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании. Таким образом, чем выше качество оказываемых учреждением услуг, тем выше гарантии бюджетного финансирования данного учреждения. Учредитель может также отказать в предоставлении субсидии учреждению в случае сдачи в аренду предоставленного в установленном порядке недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества. 
Предусматриваемые заданиями объемы финансирования услуг рассчитываются, как правило, на основе нормативов финансирования услуг (работ) и формируются одновременно с разработкой проекта бюджета на очередной финансовый год. Учитывая, что многие регионы и даже муниципальные образования перешли на 3-летнее планирование бюджета, им целесообразнее составить план на три года, в котором предусмотреть финансирование каждого конкретного автономного учреждения; если же регион или муниципальное образование формирует ежегодный бюджет, то и финансирование автономных учреждений будет планироваться ежегодно. Таким образом, планирование финансирования автономных учреждений должно соотноситься с бюджетным планированием соответствующей территории. 
Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации. 
[3.9] Порядок финансового обеспечения выполнения задания учредителя определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности). Для определения порядка закрепления таких субсидий в реестрах расходных обязательств соответствующего уровня бюджетов следует учитывать письмо Министерства финансов РФ от 04.07.2008 N 02-02-05/1959 "О Методических указаниях по составлению плановых реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов, Методических указаниях по составлению ведомственного блока пояснительной записки к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", которое устанавливает, что субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, выделяются в реестре расходных обязательств в качестве расходных обязательств по оказанию государственных услуг. 
Кроме основной обязанности предоставлять субсидии, учредитель для должного финансового обеспечения деятельности учреждений обязан осуществлять финансовое обеспечение развития учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, осуществлять финансирование выполнения задания ежеквартально и контролировать выполнение задания. 
Кроме государственных (муниципальных) заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами, однако автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии что такие виды деятельности указаны в его уставе. 
Что касается особенностей финансирования отдельных видов автономных учреждений в зависимости от осуществляемой ими деятельности, они устанавливаются нормативными актами, регулирующими соответствующую сферу. Из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от оказания платных услуг первоначально направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.[3.12] 
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса. 
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. 
В целях гл. 25 Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. 
Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. 
Доходы в целях налогообложения, согласно ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Статьей 321.1 Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. [1.4] 
В соответствии с п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 
В целях БК РФ средства, полученные бюджетным учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в качестве неналоговых доходов бюджета. 
Согласно п. 2 ст. 42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг и учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения в полном объеме после уплаты с указанных доходов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, т.е. в части, остающейся после налогообложения таких доходов. [1.3]
 

2.3   Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями, собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Как указывается  в ст. 115 ГК, в случаях, предусмотренных  законом о государственных и  муниципальных предприятиях, по решению  Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Что касается автономных учреждений, то в соответствии с законодательством оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, тогда как частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества учреждения. Привлечение субсидиарного собственника к ответственности связано с соблюдением условий, установленных в статье 399 ГК РФ, а именно: 
- до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность; 
- кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника; 
- лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора. 
При этом для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности истец должен предъявить свои требования в течение трехгодичного срока исковой давности. [1.2],[1.9]

   Одним из самых сложных в судебной практике стал вопрос о том, каким же имуществом и по каким долгам должно самостоятельно отвечать учреждение, а также об условиях (основаниях) привлечения учреждения к ответственности.  
Пленум ВАС РФ в пункте 3 Постановления от 22 июня 2006 г. N 21 разъяснил, что по долгам государственного или муниципального учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. [2.1] 
В соответствии со статьей 161 и главой 24.1 БК РФ взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника. [1.3] При привлечении учреждения к имущественной ответственности за неисполнение обязательств необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Там же установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. [2.2] Так, например, в Постановлении от 17.09.2007 по делу N А52-231/2007 ФАС СЗО указал, что доводы кассационной жалобы государственного образовательного учреждения об отсутствии надлежащего финансирования со стороны учредителя являются несостоятельными и не освобождают учреждение от исполнения обязанности по оплате полученных продуктов.[1.13] 
Таким образом, отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств, а также недофинансирование государственного или муниципального учреждения со стороны собственника его имущества само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. 
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, рассматривая вопросы ответственности учреждений, - это проблема определения надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. 
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения, т.е. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. 
Однако порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 ГК РФ, в соответствии с которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 
Разрешая такие споры, связанные с привлечением собственника государственного или муниципального учреждения к субсидиарной ответственности, необходимо учитывать, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги рассмотрения данной темы можно  сделать несколько основополагающих выводов:

1) Учреждение это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, некоммерческого характера.

2) Учреждения  имеют несколько видов и типов, таких как государственное и муниципальное (автономное, бюджетное казенное) и частное.

3) Уникальной особенностью учреждений является то, что они не имеют имущества на праве собственности, (оно принадлежит собственнику-учредителю) а только используют его на основе права оперативного управления.

4) Государственные и муниципальные федеральные учреждения создаются по инициативе правительства, о чем издается соответствующее постановление, учредителями частных могут выступать физические или юридические лица.

5) Учреждения финансируются собственниками(учредителями), также все доходы, полученные учреждением в процессе осуществления деятельности не являются их собственностью, а служат также средством финансирования и выплаты налогов.

6) Собственник  учреждения не несет ответственности по его обязательствам за исключением некоторых случаев, указанных в ГК, например, при нехватке средств учреждения, применяется субсидиарная ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

    1. Нормативные правовые  акты

    1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в редакции закона РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26.01.2009. - №4. - Ст. 445

    1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 07.02.2011 № 4-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 14.02.2011. № 7. ст. 901

          1.3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011)

         1.4. Налоговый кодекс РФ от 23 декабря 2010 года № 2856-VI

          1.5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в ред. ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 437-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 15 января 1996 г. № 3 ст. 145; Российская газета от 31 декабря 2010 г. № 297

    1.6. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в ред. ФЗ от 29 ноября 2010 г. №313-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 10 мая 2010 г. № 19 ст. 2291; от 6 декабря 2010 г. № 49 ст. 6409

         1.7. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ред. ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 6 ноября 2006 г. № 45 ст. 4626; от 10 мая 2010 г. № 19 ст. 2291

         1.8. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4238

    1.9. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» // Собрание законодательства РФ от 13 сентября 2010 г. № 37 ст. 4686

         1.10. Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения"

        1.11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (с изменениями на 17 августа 2010 года)

        1.12. Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.12.2008 N 423 "Об утверждении Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам

        1.12. Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р) // Собрание законодательства РФ от 13 сентября 2010 г. № 37 ст. 4776

        1.13. Постановление Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.09.2007 по делу N А52-231/2007

          2. Судебная практика

Информация о работе Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации