Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Целями исследования являются теоретическое обоснование подхода в понимании юридической природы учреждений; выделение общих признаков, характеризующих учреждения;
Достижение указанных целей реализовалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия учреждения и его значения; - определение, признаков, характеризующих учреждение;
- определение видов учреждений в гражданском праве России; установление основных критериев, отграничивающих формы учреждений друг от друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое положение учреждения
Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)…………………………..5
Правоспособность учреждения…………………………………………7
Порядок создания государственных и муниципальных учреждений..10

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового положения отдельных видов учреждений
2.1. Правовой режим имущества частных, государственных и муниципальных учреждений……………………………………………………..17
2.2. Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход…………………………………………….. 23
2.3. Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения……………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Гр право.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

1.3 Порядок создания  государственных  и муниципальных  учреждений

Федеральное  государственное учреждение может  быть создано в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»

 или путем изменения типа существующего федерального учреждения в соответствии с разделом IV настоящего Постановления.  
    1. Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.  
    2. Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения должно содержать:  
    а) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;  
    б) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;  
    в) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого федерального учреждения;  
    г) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;  
    д) предельную штатную численность работников (для казенного учреждения);  
    е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.  
    3. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого органа или федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому органу, либо федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, - в отношении федеральных государственных учреждений, которые будут находиться в ведении этого федерального органа (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.  
    Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения, в отношении которого функции и полномочия учредителя будут осуществляться Правительством Российской Федерации, подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.  
    4. Одновременно с проектом распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения в Правительство Российской Федерации представляется пояснительная записка, которая должна содержать:  
    а) обоснование целесообразности создания федерального учреждения;  
    б) информацию о предоставлении создаваемому федеральному учреждению права выполнять государственные функции (для казенного учреждения).  
    5. После издания распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального учреждения правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается устав этого федерального учреждения в соответствии с разделом VI Постановления Правительства.[1.8]

Автономные  учреждения

1. Автономной  некоммерческой организацией признается  не имеющая членства некоммерческая  организация, учрежденная гражданами  и (или) юридическими лицами  на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.                                                                           2. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.                                                       3. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.                                                                                      4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.[1.7] 
 

Бюджетные учреждения

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.        2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.                                                       3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.                                      4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.                                                                         5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.                                                                                                                                   6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.                8. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.                                                                                         9. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.                                                                               10. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.                                      11. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.[1.6]

Казенные  учреждения

Казенное  учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ). 

Учредительным документом казенного учреждения является устав либо в случаях, установленных  законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. 
    В пункте 2 статьи 120 ГК РФ установлено, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. 
    Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. 
    Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 БК РФ. 
    По сути своей, статус казенного учреждения аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действовавшим до последнего времени законодательством (с более сжатыми полномочиями, чем у бюджетного учреждения в новой редакции). Так, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. 
    Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 
    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ. 
    Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. 
    Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. 
    Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. 
    Нарушение казенным учреждением таких требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.[1.11],[3.6],[3.8]

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового  положения отдельных видов учреждений 

2.1. Правовой режим  имущества частных,  государственных  и муниципальных  учреждений

В процессе осуществления реформы государственных  и муниципальных учреждений изменяется правовой режим пользования и  распоряжения их имуществом. У всех трех типов учреждений – казенных, бюджетных и автономных – имущество закрепляется на праве оперативного управления, а собственником имущества остается учредитель, т. е. соответствующее публично-правовое образование. В соответствии с новой редакцией ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника. При этом собственник имущества сохраняет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Не следует считать, что имущество, приобретенное учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, становится собственностью самого учреждения. Понятие “собственность учреждения” вообще не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, все имущество, даже приобретенное учреждением за счет заработанных средств, фактически не является его собственностью, принадлежит учредителю (полномочия собственника будет осуществлять соответствующий уполномоченный в сфере имущественных отношений департамент, комитет и т. п.), а за учреждением закрепляется на праве оперативного управления. В случае ликвидации учреждения все имущество поступит учредителю. Однако единое для всех учреждений вещное право оперативного управления для различных типов учреждений приобретает разное содержание. Статья 298 ГК РФ закрепляет, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Казенное учреждение вообще не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Таким образом, право оперативного управления приобретает по отношению к государственным и муниципальным учреждениям очень широкую трактовку – от ограничения прав по распоряжению имуществом казенного учреждения до значительной самостоятельности в этой сфере автономного учреждения, при этом оставаясь единым вещным правом оперативного управления. За бюджетным или автономным учреждением учредителем –собственником имущества закрепляется недвижимое и особо ценное движимое имущество, без которого осуществление основной деятельности учреждения невозможно. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества” устанавливает рамки, в соответствии с которыми учреждения различных уровней должны наделяться соответствующим имуществом. Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений муниципальных образований должны определяться в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений. Следует обратить внимание не некоторую некорректность термина “виды имущества”, использованного в данном нормативном акте. В соответствии с гражданским законодательством имущество делится на движимое и недвижимое, следовательно, движимое имущество не может классифицироваться по различным видам. Перечни особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений определяются в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя. В указанном нормативном акте установлены рамочные критерии определения особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений. Так, на муниципальном уровне в состав такого имущества подлежит включению:                                             - движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;                            - иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета муниципальных учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии). В качестве образца для составления муниципального акта, регулирующего порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения, можно использовать соответствующий модельный акт, размещенный на сайте Минфина России. Фактически возникает различный правовой режим для имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением для осуществления им своей основной деятельности, и для имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, которым оно вправе распоряжаться самостоятельно либо с согласия учредителя (крупные сделки, внесение средств в уставные капиталы иных юридических лиц и т. п.). При этом различается также режим ответственности за счет имущества учреждений различных типов. Так, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества автономного или бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам учреждения (ст. 120 ГК РФ). Средства и имущество казенного учреждения защищены от взыскания принципом иммунитета бюджета. Если средств учреждения на лицевых счетах недостаточно, то к субсидиарной ответственности будет привлечен собственник имущества. Автономное и бюджетное учреждения отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, однако по долгам автономного учреждения взыскание не может быть обращено на недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Ответственность бюджетного или автономного учреждения может вытекать из отношений, как складывающихся в ходе осуществления приносящей доход деятельности, так и вытекающих из основной деятельности учреждения. В результате вред может возмещаться за счет имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, что повлечет затруднения при осуществлении учреждением своей дальнейшей деятельности и даже невыполнение задания собственника. Если по отношению к казенным учреждениям собственник несет обязанность содержания их имущества в полном объеме, в случае с автономным или бюджетным учреждением он обязан финансово обеспечивать только содержание закрепленного за ними имущества. Финансовое обеспечение содержания остального имущества, в т. ч. приобретенного за счет средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется за счет самого бюджетного или автономного учреждения. В результате при принятии решения об изменении типа учреждения следует рассчитать бремя содержания имущества учреждения, которое будет распределено между учредителем и самим учреждением.                                                                                                                 Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.[3.2],[3.4],[3.14] 

2.2      Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход.

В настоящее  время в связи с оптимизацией сети учреждений, практический интерес вызывает законодательное регулирование финансирования деятельности создаваемых юридических лиц из соответствующих бюджетов и поиск иных источников их финансирования. 
Статья 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон) является основной нормой, регламентирующей финансирование деятельности автономных учреждений. В соответствии с ней учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.[1.7] 
Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" закрепило, что особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением, должно признаваться движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500000 руб. Также им может быть признано иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500000 руб., без которого осуществление автономным учреждением своей основной деятельности существенно затруднено.[1.10] Таким образом, учредитель при расчете объема финансового обеспечения деятельности учреждения должен включать в эту сумму средства на уплату налогов на недвижимое имущество, закрепленное им самим за автономным учреждением. Что касается налогообложения движимого имущества, при финансировании деятельности учреждения должны учитываться расходы на уплату налогов на такое имущество, если его стоимость свыше 500000 руб., поскольку таким имуществом автономное учреждение также не может распоряжаться без согласия учредителя, или если оно стоит меньше 500000 руб., но признано особо ценным. Расходы по уплате налогов на остальное имущество несет само учреждение за счет полученных доходов.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо  ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. 
При этом ст. 20 Закона устанавливает гарантию, которая закрепляет, что объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. Данное положение часто трактуют как запрет снижения объемов финансирования в связи с изменением типа учреждения, что позволяет автономным учреждениям сохранять гарантию бюджетного финансирования в объемах не меньших, чем финансирование бюджетных учреждений. Учредитель не может лишить автономное учреждение государственного или муниципального задания на оказание государственных или муниципальных услуг и, таким образом, ликвидировать бюджетное финансирование данного юридического лица. Бюджетный кодекс РФ также устанавливает одинаковые требования к финансированию государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, независимо от их формы. Следовательно, снижение размеров финансирования заданий автономным учреждениям по сравнению с бюджетными учреждениями должно считаться незаконным. 
Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений по Закону (ст. 4) осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Однако Бюджетный кодекс РФ устанавливает возможность выделения автономным учреждениям только такого вида бюджетных ассигнований, как субсидии, но не субвенции, поскольку под субвенциями в бюджетном законодательстве понимается лишь вид межбюджетных трансфертов. Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает виды бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в число которых входят ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня.[1.3] 
Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.12.2008 N 423 "Об утверждении Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам" утверждена Типовая форма соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, которую регионы и муниципальные образования могут использовать в качестве образца для составления подобных соглашений на региональном и муниципальном уровне. Предметом такого соглашения на любом уровне является предоставление учредителем (органом исполнительной власти и местного самоуправления) субсидии из соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного учредителем задания. Такое соглашение определяет перечень и объемы предоставляемых автономным учреждением услуг; обязательства структурного подразделения администрации (правительства и т.п.), ответственного за предоставление соответствующих услуг, и автономного учреждения; нормативы финансовых затрат на оказание услуг и порядок финансирования автономного учреждения; требования к качеству предоставляемых услуг и отчетности; порядок контроля за выполнением соглашения и предоставлением услуг; ответственность сторон за предоставление услуг и автономного учреждения за выполнение соглашения; а также сроки предоставления и сумма субсидии. Соглашение составляется, дополняется и изменяется с учетом отраслевых особенностей для различных категорий автономных учреждений. 
[3.12] После подписания соглашения автономному учреждению предоставляются на праве оперативного управления имущество и земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, необходимые для предоставления услуг и выполнения учреждением своих уставных задач. Обязанностью учредителя является предоставление в течение финансового года и планового периода субсидии автономному учреждению: 
а) собственно на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам; 
б) на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; 
в) на выравнивание финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении учреждения, созданного путем изменения типа существующего учреждения (предоставляется в течение трех лет с даты создания за счет средств бюджета). Размер такой субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам и на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Фактически данный вид субсидии призван поддержать учреждение в первые годы после его перевода с тем, чтобы его финансовое положение не ухудшилось, пока учреждение выстраивает свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом изменившегося организационно-правового положения. 
При этом учредитель обязан не сокращать размер субсидии при выполнении автономным учреждением задания, но имеет право изменять размер предоставляемой по соглашению субсидии в случае: 
- изменения в задании учредителя показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых физическим и (или) юридическим лицам услуг; 
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Информация о работе Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации