Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:47, курсовая работа
Целями исследования являются теоретическое обоснование подхода в понимании юридической природы учреждений; выделение общих признаков, характеризующих учреждения;
Достижение указанных целей реализовалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия учреждения и его значения; - определение, признаков, характеризующих учреждение;
- определение видов учреждений в гражданском праве России; установление основных критериев, отграничивающих формы учреждений друг от друга.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое положение учреждения
Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)…………………………..5
Правоспособность учреждения…………………………………………7
Порядок создания государственных и муниципальных учреждений..10
Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового положения отдельных видов учреждений
2.1. Правовой режим имущества частных, государственных и муниципальных учреждений……………………………………………………..17
2.2. Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход…………………………………………….. 23
2.3. Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения……………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………………. 37
1.3 Порядок создания государственных и муниципальных учреждений
Федеральное государственное учреждение может быть создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»
или
путем изменения типа существующего
федерального учреждения в соответствии
с разделом IV настоящего Постановления.
1. Решение о создании федерального учреждения
путем его учреждения принимается Правительством
Российской Федерации в форме
распоряжения.
2. Распоряжение Правительства Российской
Федерации о создании федерального учреждения
должно содержать:
а) наименование создаваемого федерального
учреждения с указанием его типа;
б) основные цели деятельности создаваемого
федерального учреждения, определенные
в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами;
в) наименование федерального органа исполнительной
власти, который будет осуществлять функции
и полномочия учредителя создаваемого
федерального учреждения;
г) сведения о недвижимом имуществе (в
том числе земельных участках), которое
планируется закрепить (предоставить
в постоянное (бессрочное) пользование)
за создаваемым федеральным учреждением;
д) предельную штатную численность работников
(для казенного учреждения);
е) перечень мероприятий по созданию федерального
учреждения с указанием сроков их проведения.
3. Проект распоряжения Правительства
Российской Федерации о создании
федерального учреждения подготавливается
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции и полномочия
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, в
отношении федеральных государственных
учреждений, которые будут находиться
в ведении этого органа или федеральных
служб и федеральных агентств, подведомственных
этому органу, либо федеральным органом
исполнительной власти, руководство деятельностью
которого осуществляет Президент Российской
Федерации или Правительство Российской
Федерации, - в отношении федеральных государственных
учреждений, которые будут находиться
в ведении этого федерального
органа (далее - федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции и полномочия
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности),
по согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации и Министерством
экономического развития Российской Федерации.
Проект распоряжения Правительства Российской
Федерации о создании федерального учреждения,
в отношении которого функции и
полномочия учредителя будут осуществляться
Правительством Российской Федерации,
подготавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции и полномочия по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере
деятельности.
4. Одновременно с проектом распоряжения
Правительства Российской Федерации о
создании федерального учреждения в Правительство
Российской Федерации представляется
пояснительная записка, которая
должна содержать:
а) обоснование целесообразности создания
федерального учреждения;
б) информацию о предоставлении создаваемому
федеральному учреждению права выполнять
государственные функции (для казенного
учреждения).
5. После издания распоряжения Правительства
Российской Федерации о создании федерального
учреждения правовым актом федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции и полномочия учредителя,
утверждается устав этого федерального
учреждения в соответствии с разделом
VI Постановления Правительства.[1.8]
Автономные учреждения
1. Автономной
некоммерческой организацией
Бюджетные учреждения
1. Бюджетным
учреждением признается некоммерческая
организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий соответственно
органов государственной власти (государственных
органов) или органов местного самоуправления
в сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах.
2. Бюджетное учреждение осуществляет
свою деятельность в соответствии с предметом
и целями деятельности, определенными
в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами,
муниципальными правовыми актами и уставом.
Казенные учреждения
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ).
Учредительным
документом казенного учреждения является
устав либо в случаях, установленных
законом, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации,
положение, утвержденные соответствующим
органом, осуществляющим функции и полномочия
учредителя.
В пункте 2 статьи 120 ГК РФ установлено,
что порядок финансового обеспечения
деятельности государственных учреждений
определяется законом.
Казенное учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При недостаточности
указанных денежных средств субсидиарную
ответственность по обязательствам такого
учреждения несет собственник его имущества.
Особенности правового положения казенных
учреждений установлены обновленной редакцией
статьи 161 БК РФ.
По сути своей, статус казенного
учреждения аналогичен статусу бюджетного
учреждения, определенному действовавшим
до последнего времени законодательством
(с более сжатыми полномочиями, чем у бюджетного
учреждения в новой редакции). Так, финансовое
обеспечение деятельности казенного учреждения
осуществляется за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении
органа государственной власти (государственного
органа), органа управления государственным
внебюджетным фондом, органа местного
самоуправления, осуществляющего бюджетные
полномочия главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств, если иное не установлено
законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения
при осуществлении им бюджетных полномочий
получателя бюджетных средств с главным
распорядителем (распорядителем) бюджетных
средств, в ведении которого оно находится,
осуществляется в соответствии с БК РФ.
Казенное учреждение может осуществлять
приносящую доходы деятельность, только
если такое право предусмотрено в его
учредительном документе. Доходы, полученные
от указанной деятельности, поступают
в соответствующий бюджет бюджетной системы
Российской Федерации.
Казенное учреждение осуществляет
операции с бюджетными средствами через
лицевые счета, открытые ему в соответствии
с БК РФ.
Заключение и оплата казенным учреждением
государственных (муниципальных) контрактов,
иных договоров, подлежащих исполнению
за счет бюджетных средств, производятся
от имени Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования в пределах доведенных казенному
учреждению лимитов бюджетных обязательств,
если иное не установлено БК РФ,
и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением
таких требований при заключении государственных
(муниципальных) контрактов, иных договоров
является основанием для признания их
судом недействительными по иску органа
государственной власти (государственного
органа), органа управления государственным
внебюджетным фондом, органа местного
самоуправления, осуществляющего бюджетные
полномочия главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств, в ведении которого
находится это казенное учреждение.[1.11],[3.6],[3.8]
Глава
2. Сравнительно-правовой
анализ правового
положения отдельных
видов учреждений
2.1. Правовой режим имущества частных, государственных и муниципальных учреждений
В процессе
осуществления реформы
2.2 Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход.
В настоящее
время в связи с оптимизацией
сети учреждений, практический интерес
вызывает законодательное регулирование
финансирования деятельности создаваемых
юридических лиц из соответствующих бюджетов
и поиск иных источников их финансирования.
Статья 4 Федерального закона от 03.11.2006
N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
(далее - Закон) является основной нормой,
регламентирующей финансирование деятельности
автономных учреждений. В соответствии
с ней учредитель осуществляет финансовое
обеспечение выполнения задания с учетом
расходов на содержание недвижимого имущества
и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за автономным учреждением
учредителем или приобретенных автономным
учреждением за счет средств, выделенных
ему учредителем на приобретение такого
имущества, расходов на уплату налогов,
в качестве объекта налогообложения по
которым признается соответствующее имущество,
в том числе земельные участки, а также
финансовое обеспечение развития автономных
учреждений в рамках программ, утвержденных
в установленном порядке.[1.7]
Постановление Правительства РФ от 31.05.2007
N 337 "О порядке определения видов особо
ценного движимого имущества автономного
учреждения" закрепило, что особо ценным
движимым имуществом, закрепленным за
автономным учреждением, должно признаваться
движимое имущество, балансовая стоимость
которого превышает 500000 руб. Также им может
быть признано иное движимое имущество,
балансовая стоимость которого не превышает
500000 руб., без которого осуществление автономным
учреждением своей основной деятельности
существенно затруднено.[1.10] Таким образом,
учредитель при расчете объема финансового
обеспечения деятельности учреждения
должен включать в эту сумму средства
на уплату налогов на недвижимое имущество,
закрепленное им самим за автономным учреждением.
Что касается налогообложения движимого
имущества, при финансировании деятельности
учреждения должны учитываться расходы
на уплату налогов на такое имущество,
если его стоимость свыше 500000 руб., поскольку
таким имуществом автономное учреждение
также не может распоряжаться без согласия
учредителя, или если оно стоит меньше
500000 руб., но признано особо ценным. Расходы
по уплате налогов на остальное имущество
несет само учреждение за счет полученных
доходов.
В случае
сдачи в аренду с согласия учредителя
недвижимого имущества или
При этом ст. 20 Закона устанавливает гарантию,
которая закрепляет, что объем финансового
обеспечения выполнения государственного
или муниципального задания, установленного
учредителем государственному или муниципальному
учреждению (бюджетному или автономному),
не может зависеть от типа такого учреждения.
Данное положение часто трактуют как запрет
снижения объемов финансирования в связи
с изменением типа учреждения, что позволяет
автономным учреждениям сохранять гарантию
бюджетного финансирования в объемах
не меньших, чем финансирование бюджетных
учреждений. Учредитель не может лишить
автономное учреждение государственного
или муниципального задания на оказание
государственных или муниципальных услуг
и, таким образом, ликвидировать бюджетное
финансирование данного юридического
лица. Бюджетный кодекс РФ также устанавливает
одинаковые требования к финансированию
государственных и муниципальных учреждений,
предоставляющих государственные или
муниципальные услуги, независимо от их
формы. Следовательно, снижение размеров
финансирования заданий автономным учреждениям
по сравнению с бюджетными учреждениями
должно считаться незаконным.
Финансовое обеспечение деятельности
автономных учреждений по Закону (ст. 4)
осуществляется в виде субвенций и субсидий
из соответствующего бюджета бюджетной
системы Российской Федерации и иных не
запрещенных федеральными законами источников.
Однако Бюджетный кодекс РФ устанавливает
возможность выделения автономным учреждениям
только такого вида бюджетных ассигнований,
как субсидии, но не субвенции, поскольку
под субвенциями в бюджетном законодательстве
понимается лишь вид межбюджетных трансфертов.
Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает
виды бюджетных ассигнований на оказание
государственных (муниципальных) услуг
(выполнение работ), в число которых входят
ассигнования на предоставление субсидий
автономным учреждениям, включая субсидии
на возмещение нормативных затрат по оказанию
ими государственных (муниципальных) услуг
физическим и (или) юридическим лицам.
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса
РФ порядок определения объема и предоставления
указанных субсидий устанавливается высшим
органом исполнительной власти соответствующего
уровня.[1.3]
Приказом Министерства экономического
развития РФ от 03.12.2008 N 423 "Об утверждении
Типовой формы соглашения между учредителем
и федеральным автономным учреждением
о порядке и условиях предоставления субсидии
на возмещение нормативных затрат на оказание
услуг физическим и (или) юридическим лицам"
утверждена Типовая форма соглашения
между учредителем и федеральным автономным
учреждением о порядке и условиях предоставления
субсидии на возмещение нормативных затрат
на оказание услуг физическим и (или) юридическим
лицам, которую регионы и муниципальные
образования могут использовать в качестве
образца для составления подобных соглашений
на региональном и муниципальном уровне.
Предметом такого соглашения на любом
уровне является предоставление учредителем
(органом исполнительной власти и местного
самоуправления) субсидии из соответствующего
бюджета на возмещение нормативных затрат
на оказание услуг физическим и (или) юридическим
лицам, связанных с выполнением установленного
учредителем задания. Такое соглашение
определяет перечень и объемы предоставляемых
автономным учреждением услуг; обязательства
структурного подразделения администрации
(правительства и т.п.), ответственного
за предоставление соответствующих услуг,
и автономного учреждения; нормативы финансовых
затрат на оказание услуг и порядок финансирования
автономного учреждения; требования к
качеству предоставляемых услуг и отчетности;
порядок контроля за выполнением соглашения
и предоставлением услуг; ответственность
сторон за предоставление услуг и автономного
учреждения за выполнение соглашения;
а также сроки предоставления и сумма
субсидии. Соглашение составляется, дополняется
и изменяется с учетом отраслевых особенностей
для различных категорий автономных учреждений.
[3.12] После подписания соглашения автономному
учреждению предоставляются на праве
оперативного управления имущество и
земельный участок на праве постоянного
(бессрочного) пользования, необходимые
для предоставления услуг и выполнения
учреждением своих уставных задач. Обязанностью
учредителя является предоставление в
течение финансового года и планового
периода субсидии автономному учреждению:
а) собственно на возмещение нормативных
затрат на оказание услуг физическим и
(или) юридическим лицам;
б) на возмещение нормативных затрат на
содержание недвижимого имущества и особо
ценного движимого имущества, закрепленного
за учреждением, или приобретенного им
за счет средств, выделенных учредителем
на приобретение такого имущества (за
исключением имущества, сданного в аренду
с согласия учредителя), а также на уплату
налогов, в качестве объекта налогообложения
по которым признается соответствующее
имущество, в том числе земельные участки;
в) на выравнивание финансового обеспечения
выполнения задания, сформированного
учредителем в отношении учреждения, созданного
путем изменения типа существующего учреждения
(предоставляется в течение трех лет с
даты создания за счет средств бюджета).
Размер такой субсидии определяется как
разность между размером бюджетных ассигнований,
предоставленных учреждению на текущий
год и плановый период, и размером субсидии
на возмещение нормативных затрат на оказание
учреждением услуг физическим и (или) юридическим
лицам и на содержание соответствующего
недвижимого имущества и особо ценного
движимого имущества. Фактически данный
вид субсидии призван поддержать учреждение
в первые годы после его перевода с тем,
чтобы его финансовое положение не ухудшилось,
пока учреждение выстраивает свою финансово-хозяйственную
деятельность с учетом изменившегося
организационно-правового положения.
При этом учредитель обязан не сокращать
размер субсидии при выполнении автономным
учреждением задания, но имеет право изменять
размер предоставляемой по соглашению
субсидии в случае:
- изменения в задании учредителя показателей,
характеризующих качество и (или) объем
оказываемых физическим и (или) юридическим
лицам услуг;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Информация о работе Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации