Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:47, курсовая работа

Краткое описание

Целями исследования являются теоретическое обоснование подхода в понимании юридической природы учреждений; выделение общих признаков, характеризующих учреждения;
Достижение указанных целей реализовалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия учреждения и его значения; - определение, признаков, характеризующих учреждение;
- определение видов учреждений в гражданском праве России; установление основных критериев, отграничивающих формы учреждений друг от друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое положение учреждения
Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)…………………………..5
Правоспособность учреждения…………………………………………7
Порядок создания государственных и муниципальных учреждений..10

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового положения отдельных видов учреждений
2.1. Правовой режим имущества частных, государственных и муниципальных учреждений……………………………………………………..17
2.2. Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход…………………………………………….. 23
2.3. Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения……………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Гр право.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Гражданское право»

тема: «Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации» 
 

Студент %username%   шифр *******

Специальность ******** «Юриспруденция»

Группа ** - ю 

Работа допущена к защите «__»________20__г. 

(ученая степень,  должность, Ф.И.О. преподавателя, проверившего работу) 

Работа защищена «__»________20__г. с оценкой _____________________ 

(ученая степень,  должность, Ф.И.О. преподавателя,  проверившего работу) 
 

                                                      Орел 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Правовое положение  учреждения

    1. Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)…………………………..5
    2. Правоспособность учреждения…………………………………………7
    3. Порядок создания государственных и муниципальных учреждений..10
 

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ правового  положения отдельных  видов учреждений

          2.1. Правовой режим имущества частных,  государственных и муниципальных  учреждений……………………………………………………..17

      2.2. Финансирование деятельности учреждений и распределение доходов от деятельности, приносящей доход…………………………………………….. 23

      2.3. Ответственность по обязательствам учреждения и обращение взыскания на имущество учреждения……………………………………………32 

Заключение……………………………………………………………………….. 36

Список  использованных источников……………………………………………. 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность темы исследования достаточно высока, так как по некоторым вопросам рассматриваемой темы достаточно часто возникают вопросы, связанные с судебной практикой; тема имеет достаточно высокий уровень научной разработанности и практического применения, она отражена в Гражданском кодексе РФ, нескольких Федеральных законах, Постановлениях Правительства РФ, Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и других нормативно-правовых актах.

Объект  исследования определяется, исходя из существующих пробелов в теоретическом осмыслении избранной темы. Согласно этому, в качестве объекта исследования выступает гражданско-правовая регламентация понятия учреждение и его основных качественных характеристик в действующем российском законодательстве.

Предмет исследования образует совокупность гражданско-правовых норм действующего российского законодательства, посвященных регулированию деятельности некоммерческих организационно-правовых форм, в частности учреждений (ст. 120, 296 298 ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об автономных учреждениях» и др.)

Целями  исследования являются теоретическое обоснование подхода в понимании юридической природы учреждений; выделение общих признаков, характеризующих учреждения;                                        

Достижение  указанных целей реализовалось  посредством решения следующих задач:

- изучение понятия учреждения и его значения;                                                                 -          определение, признаков, характеризующих учреждение;

-   определение видов учреждений в гражданском праве России; установление основных критериев, отграничивающих формы учреждений друг от друга. 

Положения, выносимые на защиту: 

1. Одной из значимых собенностей учреждений является то, что они не имеют имущества на праве собственности, (оно принадлежит собственнику-учредителю) а только используют его на основе права оперативного управления.

2. Учреждения подразделяются на виды и типы: виды учреждений

1) государственные 

2) муниципальное

3) частное 

В свою очередь государственное или  муниципальное учреждения могут  быть следующих типов: автономное, бюджетное либо казенное.

3. Собственник частного или казенного учреждения не несет ответственности по его обязательствам за исключением некоторых случаев, указанных в ГК, например, при нехватке средств учреждения, применяется субсидиарная ответственность.

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательством всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением, указанным в законе

5.  Учредитель осуществляет финансовое обеспечение учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений. 
 
 
 
 

Глава 1. Правовое положение  учреждения 

1.1  Виды и типы учреждений: частные, государственные и муниципальные (автономные, бюджетные, казенные)

Учреждением признается организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). [1.2],[1.5] Собственник определяет задачи и цели деятельности учреждения и закрепляет их в уставе. Учреждение имеет право оперативного управления в отношении переданного ему имущества и отвечает перед кредиторами только денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность собственника-учредителя. Согласно п. 2 ст.120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может  быть бюджетным казенным или автономным.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное  учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Примерами учреждений могут выступать: муниципальная больница - муниципальное учреждение здравоохранения; муниципальный детский сад - муниципальное учреждение дошкольного образования; государственный университет - учреждение высшего профессионального образования; музеи; учреждения социальной защиты населения и др. Сегодня невозможно представить, чтобы не существовало такого юридического лица, как учреждения, поскольку тогда не на кого было бы возложить функции, выполняемые учреждением, а это жизненно важные функции для всего общества.

Особенности правового положения отдельных  видов государственных и иных учреждений определяются законом и  иными правовыми актами. К числу таких актов можно отнести Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" и другие. 

1.2 Правоспособность  учреждения

Особенность учреждений, выделяющая их из всей массы некоммерческих организаций, заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Учреждения наделяются имуществом учредителями, которые являются собственниками этого имущества, что обеспечивает участие учреждений в гражданско-правовых отношениях. 
    Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, т. е. обладатель этого права не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). 
    Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. 
    Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таких денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ). 
    Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ). 
    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). 
    Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ). 
    Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение. 
    Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке. 
    Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя. 
    Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). 
    Что же касается имущества, приобретенного учреждением любого вида на доходы от предпринимательской деятельности, то здесь порядок обращения иной. Как и любая другая некоммерческая организация, учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ее создания (ст. 50 ГК РФ). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом надо отметить, что доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенное за его счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. 
    Эти доходы и имущество, приобретенное на них, находятся у учреждения не на праве оперативного управления, а, как склонно считать большинство юристов, на праве хозяйственного ведения. Подобные выводы построены на анализе того режима, который установлен законодательством для имущества, приобретенного учреждением на доходы от предпринимательской деятельности. Это имущество не может быть изъято учредителем, даже если учреждение использует его не для уставных целей.[1.5],[3.16]
 
 
 

Информация о работе Учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации