Трудовая пенсия по старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Проблема пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин. Во-первых, доля нетрудоспособного населения, а также численность лиц, впервые признанных инвалидами в России значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться. Во-вторых, социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, учитывая, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе

Оглавление

Глава 1 Трудовые пенсии по инвалидности
1.1 Понятие инвалидности, ее группы, степень ограничения способности к трудовой деятельности
1.1.1 Понятие инвалидности
1.1.2 Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности
1.1.3 Критерии определении групп инвалидности
1.2 Медико-социальная экспертиза, социальная защита и реабилитация инвалидов
1.2.1 Медико-социальная экспертиза
1.2.2 Порядок направления на медико-социальную экспертизу
1.2.3 Порядок проведения медико-социальной экспертизы
1.3 Условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности. Структура трудовой пенсии по инвалидности. Размер трудовой пенсии по инвалидности
1.3.1 Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
1.3.2 Размеры трудовой пенсии по инвалидности
Глава 2 Решение ситуационных задач
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

трудовая пенсия по инвалидности.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

Для гражданина, признанного  инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается  индивидуальная программа реабилитации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2004 №287 «Об утверждении формы Индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Бюллетень нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №2 , которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

Выписка из акта Постановление  Минтруда РФ от 30.03.2004 №41 «Об утверждении  форм Справки, подтверждающей факт установления инвалидности, Выписки из акта освидетельствования  гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями государственной  службы медико-социальной экспертизы, и Рекомендаций по порядку их заполнения» // Бюллетень нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти.2004. №48. медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующем бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня  принятия решения о признании  гражданина инвалидом.

Сведения обо  всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан  призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.

Гражданину, признанному  инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с  указанием группы инвалидности без  ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному  инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Основаниями для  признания гражданина инвалидом  являются:

- нарушение здоровья  со стойким расстройством функций  организма, обусловленное заболеваниями,  последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности  (полная или частичная утрата  лицом способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно  передвигаться, ориентироваться,  общаться, контролировать свое поведение,  обучаться или заниматься трудовой  деятельностью);

- необходимость  осуществления мер социальной  защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания  лица инвалидом.

Датой установления инвалидности считается день поступления  в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом  с прилагаемых к нему документами.

Заключение учреждения, производившего медико-социальную экспертизу, может быть обжаловано самим гражданином  или его законным представителем в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Решения органа Государственной  службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности.

1.2.4 Социальная защита и реабилитация  инвалидов

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных  государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества Статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов В  Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. ст. 4563..

Обеспечение жизнедеятельности  инвалидов осуществляется по следующим  направлениям:

- реабилитация  инвалидов;

- медицинская помощь  инвалидам;

- обеспечение беспрепятственного  доступа инвалидов к информации;

- обеспечение беспрепятственного  доступа инвалидов к объектам  социальной инфраструктуры;

- обеспечение инвалидов  жилой площадью;

- воспитание и  обучение детей-инвалидов;

- образование инвалидов;

- обеспечение занятости  инвалидов, в том числе установление  квоты для приема на работу  инвалидов; создание специальных  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов, создание необходимых  условий труда;

- материальное  обеспечение инвалидов;

- социально-бытовое  обслуживание инвалидов.

В целях представительства  и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать  общественные объединения, движения и  фонды в порядке, установленном  законодательством РФ. Федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны оказывать содействие и помощь организациям инвалидов, в том числе - материальную, техническую и финансовую.

Одним из направлений  социальной защиты инвалидов является реабилитация инвалидов, под которой  в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимают систему и процесс  полного или частичного восстановление способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов  направлена на устранение или возможно более полную информацию ограничений  жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством  функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими  материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления  реабилитации инвалидов включают в  себя:

- восстановительные  медицинские мероприятия, реконструированную  хирургию, протезирование и ортезирование,  санаторно-курортное лечение;

- профессиональную  ориентацию, обучение и образование,  содействие в трудоустройстве,  производительную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую  и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные  мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений инвалидов предусматривает  использование инвалидами технических  средств реабилитации, создание необходимых  условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объемам  инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование  средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов  и членов их семей информацией  по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует  инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получения технических  средств и услуг, предусмотренных  федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств  реабилитации и услуг, предоставляемых  инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических  средств реабилитации и услуг, предоставляемых  инвалиду, утверждается правительством Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р  «О Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств  реабилитации и услуг, предоставляемых  инвалиду» // Собрание законодательства РФ.2006.№4. ст. 453..

Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная программа  реабилитации, которая представляет собой разработанный на основе решения  уполномоченного органа, осуществляющего  руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные  виды, формы, объемы, сроки и порядок  реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной службы, органами местного самоуправления, а также  организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением  от оплаты в соответствии с федеральным  перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие  сам инвалид либо другие лица или  организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным  перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная  программа реабилитации имеет для  инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного  вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программ в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении  себя конкретным техническим средством  реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным  шрифтом, звукозаписывающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное  индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены  инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил  услугу за собственный счет, то ему  выплачивается компенсация в  размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые  должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или  лица, предоставляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных  ее частей освобождает соответствующие  органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также  организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности  за ее исполнение и не дает инвалиду получения права на получение  компенсации в размере стоимости  реабилитационных мероприятий, предоставляемых  бесплатно.

1.3 Условия, определяющие право на  трудовую пенсию по инвалидности. Структура трудовой пенсии по  инвалидности. Размер трудовой пенсии  по инвалидности

1.3.1 Условия назначения трудовой  пенсии по инвалидности

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением  случаев, предусмотренных п. 4 ст.8 Федеральный  закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), продолжительности страхового стажа  застрахованного лица, продолжения  инвалидом трудовой деятельности, а  также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления  на работу или после прекращения  работы. Согласно п. 4 ст.8 «О трудовых пенсиях» при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного  нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Умышленное причинение вреда собственному здоровью происходит в жизни, но не с целью получения  пенсии, а, как правило, в результате тяжелых психических заболеваний  и расстройств, чаще всего вследствие попыток самоубийств (суицида), число  которых в России с каждым годом, к сожалению, возрастает. Они вызваны  иными причинами, среди которых  доминируют социально-экономические.

В прошлом, до 1 января 2002 г., все трудовые пенсии по инвалидности в зависимости от условий, которые  определяли право на пенсию, подразделялись на две группы: пенсии, которые назначались  независимо от продолжительности общего трудового стажа, и пенсии, для  назначения которых требовался определенный общий трудовой стаж. К первой группе относились пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального  заболевания, а также пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, если инвалидность наступила до 20 лет. Ко второй группе, когда для назначения пенсии необходим  был определенный общий трудовой стаж, относились лишь пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания, за исключением  пенсии граждан, инвалидность которых  наступила до 20 лет. Если стаж оказывался меньше, то назначалась пенсия по инвалидности при неполном трудовом стаже.

Теперь причина  инвалидности юридически безразлична. Следовательно, ее не следует, как правило, даже определять при установлении инвалидности. Однако это касается тех случаев, когда не требуется оценивать  пенсионные права застрахованных граждан  на основании ст. 30. При оценке пенсионных прав граждан значение трудового  стажа, в том числе для пенсии по инвалидности, сохраняется, однако его содержание и правила исчисления существенно отличаются от предусматриваемых  ранее Законом 1990 г. Поскольку содержание стажа теперь существенно ограничено, сократилась и его общая продолжительность. Трудовой стаж, как один из юридических  фактов, с которым ранее было связано  само право на пенсию по инвалидности, наступившей вследствие общего заболевания, также потерял свое прежнее юридическое  значение. Теперь для установления трудовой пенсии по инвалидности необходим  лишь факт работы, т.е. работа в течение  хотя бы одного дня, одного часа и т.д. Важно то, что работник приступил  к трудовой деятельности, приобрел статус застрахованного.

Возможны случаи, когда право на трудовую пенсию может  возникнуть у лица, даже не приступившего  к трудовой деятельности. Так, ст. 61 ТК, введенного в действие с 1 февраля 2002 г., предусматривает, что трудовой договор вступает в силу, т.е. работник включается в число застрахованных, со дня подписания его сторонами. По общим правилам работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного в трудовом договоре. Если в трудовом договоре день начала работы не определен, то работник должен приступить к работе на следующий  день после вступления трудового  договора в силу. Из этого следует, что при наступлении инвалидности вследствие несчастного случая, произошедшего  с гражданином в пути на работу в тот день, в который он должен был впервые приступить к выполнению своих трудовых обязанностей, имеются  все основания для установления ему трудовой пенсии.

Информация о работе Трудовая пенсия по старости