Способы защиты гражданских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить способы защиты гражданских прав.
Задачи:
Рассмотреть формы защиты гражданских прав.
Изучить способы защиты гражданских прав.
Проанализировать меры защиты и меры ответственности.

Оглавление

Введение. 3 - 4 стр.
1. Формы защиты гражданских прав. 5 - 7 стр.
2. Способы защиты гражданских прав. 8 - 9 стр. 2.1. Выбор способа защиты. 9 – 11 стр.
2.2 Признания оспоримой сделки недействительной
и применение последствий её недействительности. 10 – 13 стр.
2.3. Компенсация морального труда. 13 – 24 стр.
2.4. Принуждение к исполнению обязанности в натуре. 24 стр.
2.5. Самозащита гражданских прав. 25 – 26 стр.
2.6. Признание право. 26 - 27 стр.
2.7. Возмещение убытков. 27 – 31 стр.
2.8. Прекращение или изменение правоотношений. 31 – 32 стр.
3. Меры защиты и меры ответственности. 33 стр.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Гражданское право общая часть..doc

— 199.50 Кб (Скачать)

       Иначе  подходит  судебная  практика  к  жалобам  (искам)  на  решения

общественных  объединений и организаций. Они  рассматриваются применительно  к порядку  рассмотрения  жалоб  (исков)  на  акты  государственных  органов  и органов местного самоуправления (см. коммент. к ст. 13 ГК).

      Установленная  законом  или   договором  неустойка,  а   также  нормы  о

возмещении  убытков предупреждают нарушения гражданских  прав  и  стимулируют исполнение обязательств. Поэтому неустойка рассматривается ГК не только  как способ защиты гражданских прав,  но  и  как  способ  обеспечения  исполнения обязательств  (см.  ст.  325  -  333  ГК),  а  убытки  –  как  основной  вид ответственности за неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  обязательств (см. ст. 15, 393, 394 ГК).

      Неустойка и убытки могут быть  возмещены добровольно либо  взысканы  по решению суда 

2.3. Компенсация морального вреда 

      К средствам  защиты  прав  гражданина  статья  относит   возмещение  не только имущественного, но и морального вреда, понимая  под ним  физические  и нравственные  страдания.  Возмещение  морального  вреда   -   это   денежная  компенсация  физических  и  нравственных  страданий,  поэтому  такой  способ применим только для защиты прав гражданина (см. ст. 151, 152 ГК  и  коммент. к ним, а также ст. 1099, 1100, 1101 ГК).

      В отношении защиты прав и  законных интересов юридических  лиц  нормы  ГК о компенсации  морального  вреда  не  применяются.  Юридическое  лицо  может воспользоваться таким способом защиты, как предъявление иска  в  арбитражный суд в защиту деловой репутации (ст. 22 АПК). П. 5 ст. 19, п. 5 ст.  152  ГК  предусматривают  способы  защиты  прав гражданина на случай,  если  затронуты  его  честь,  достоинство  и  деловая репутация. Согласно п. 7 ст. 152 ГК правила этой  статьи  о  защите  деловой репутации гражданина применяются к  защите  деловой  репутации  юридического лица. Так, юридическое лицо вправе в судебном порядке  требовать  у  средств массовой информации опровержения сведений, порочащих его деловую  репутацию, а также возмещения причиненных убытков. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

        Ненормативный  акт  государственного  органа  или   органа   местного  самоуправления, а в  случаях,  предусмотренных  законом,  также   нормативный акт,  не  соответствующие   закону  или  иным  правовым  актам  и  нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или  юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта  недействительным  нарушенное  право  подлежит восстановлению либо защите  иными  способами,  предусмотренными  статьей  12 настоящего Кодекса.

        Ст. 46 Конституции предоставляет  гражданину и юридическому лицу  право обжаловать  в   суд   решения   и   действия   (или   бездействие)   органов  государственной  власти,  органов   местного   самоуправления,   общественных объединений и должностных лиц. Судебный  контроль  за  законностью  актов  и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от  произвола государственных органов, органов местного самоуправления  и  их должностных лиц служит одной из гарантий осуществления и соблюдения гражданских прав.

      Статья 13 развивает конституционную  норму,  предоставляет  суду  право признавать не соответствующие  закону управленческие акты  недействительными.

      Возможность обжаловать в   суд  незаконные  акты  и  действия  в  сфере управления ст. 12 ГК трактует как способ защиты гражданских  прав.  Судебный контроль  за  законностью  актов  и  действий  в  сфере   управления   более эффективен  по  сравнению  с  административным,   т.к.   суд   независим   и подчиняется только закону, судебное разбирательство дает  возможность  более полно и гласно выявить действительные отношения  и  принять  обоснованное  и законное решение.

      Наряду со ст. 13 ГК действует  Закон  РФ  от  27  апреля  1993  г.  "Об

обжаловании  в  суд  действий  и  решений,  нарушающих   права   и   свободы граждан"1. Существенные поправки в этот Закон внесены Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд  действий  и  решений,  нарушающих  права  и свободы граждан"2. Закон от 27 апреля 1993  г.  конкретизирован  в  нормах гл. 24.1 ГПК.

       Основные  вопросы,  возникающие   в  судебной  практике,  отражены   в Постановлении Пленума ВС  РФ от 21 декабря 1993  г.  № 10,  действующем с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением от 25 октября 1996  г. № 10 "О рассмотрении судами  жалоб на  неправомерные действия,  нарушающие права и свободы граждан"[3], и Постановлении Пленума ВС  РФ  от  27  апреля 1993 г. N 5, действующем в  редакции  Постановления  Пленума  ВС  РФ  от  25 октября 1996 г. № 10 "О некоторых  вопросах,  возникающих  при  рассмотрении дел по заявлениям прокуроров  о  признании  правовых  актов  противоречащими закону". Основания  и  порядок  обжалования  актов  в   сфере   управления   в арбитражный суд  юридическими  лицами  и  индивидуальными  предпринимателями установлены в  АПК.  Важное  значение  для  судебной  и  судебно-арбитражной практики имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ3.

     Основания  и  порядок   обжалования  актов  в   сфере   управления   в

арбитражный суд  юридическими  лицами  и  индивидуальными  предпринимателями  установлены в  АПК.  Важное  значение  для  судебной  и  судебно-арбитражной практики имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8.

      Необходимо  отметить,  что  нормы,  определяющие  права  граждан   на обжалование  в  суд  общей  юрисдикции  актов  и  действий  государственных, муниципальных органов и иных организаций, порядок рассмотрения  таких  жалоб существенно отличаются от норм, касающихся обжалования  юридическими  лицами и индивидуальными  предпринимателями  соответствующих  актов  в  арбитражный суд.

     В  статье  13  в   качестве   предмета   обжалования   называет   актом

государственного  органа или органа местного  самоуправления.  Закон  РФ  "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права  и  свободы  граждан" более широко определяет предмет обжалования - не только акт, но и  действия. Ст.  16  ГК  предусматривает возмещение  убытков,  причиненных   действиями (бездействием), в том числе изданием акта государственным органом и  органом местного самоуправления, не  соответствующего  закону  или  иному  правовому

акту. Та же формулировка  содержится  в ст.  1069  ГК.  Следовательно,  под предметом обжалования возможно понимать как облеченные  в письменную  форму решения, распоряжения, приказы, предписания, так и действия  (бездействие) государственного органа и органа местного самоуправления  или  уклонение от принятия  решения,  нарушающие  гражданские права.  Для   акта   (действия, бездействия) как предмета обжалования по ст. 13 ГК в суд характерно то,  что он применим в отношениях  власти  и подчинения,  т.е.  в административных правоотношениях, хотя часто служит  основанием  возникновения,  изменения  и прекращения гражданских прав и обязанностей.

       Судебная  практика  судов   общей  юрисдикции  конкретизирует  понятие обжалуемых актов и  действий. Пленум ВС РФ, ориентируя  суды  общей  юрисдикции в Постановлении от 21 декабря 1993 г.  № 10,   указал,  что граждане  могут обжаловать в суд любые действия (решения)  и не  только  государственных и муниципальных органов,  но  и учреждений,  предприятий и их  объединений, общественных организаций или должностных лиц.  Тем самым ВС  РФ  расширил предмет обжалования также за   счет   актов   и   действий   общественных организаций, должностных лиц.

      В суд общей юрисдикции могут  быть обжалованы как  единоличные,  так  и коллегиальные действия (решения) государственных органов и органов  местного самоуправления,  а  также  действия  (бездействие)  иных  органов,  которыми нарушены права и свободы гражданина;  созданы  препятствия  к  осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена  какая-либо обязанность  или  он  незаконно  привлечен  к  какой-либо   ответственности. Подлежат обжалованию в суд акты  как  индивидуального,  так  и  нормативного характера.  Тем  самым  Пленум  ВС  РФ  не  только  широко  трактует  объект обжалования, но и устанавливает основания подачи жалобы, а также  указывает, чьи акты и действия обжалуются.

      В соответствии с п. 6 Постановления  Пленума ВС РФ от 21  декабря  1993 г. № 10 под понятие  обжалуемых  гражданами  действий  и  решений  подпадают также  решения  общих  собраний  общественных  организаций  и   объединений, жилищно-строительных кооперативов, профсоюзных организаций и т.п.,  а  также должностных лиц.  Например,  адвокат  может  обжаловать  решение  Президиума

коллегии  адвокатов об исключении  его  из  коллегии,  если  считает  решение неправомерным.

      Иное толкование дано понятию  акта  в  АПК  и  в   практике  арбитражных судов.  Согласно ст. 22 АПК  обжалованию   в  арбитражный  суд  подлежат  лишь индивидуальные (ненормативные)  акты, а также  отказ  в   принятии  акта  либо уклонение  от его принятия, например, от государственной регистрации.  Форма акта  соответствующего   государственного   органа   или   органа   местного самоуправления в ряде случаев определяется  законом или иным  нормативным

правовым  актом. При этом актам может быть придана разная  форма.  Они могут быть  единоличными  (в   форме   приказа)   или   коллегиальными   (решения, постановления) и др.

       Таким  образом,  судебно-арбитражная   практика  под  актом   понимает  документ,  содержащий  обязательные  предписания,   распоряжения,   влекущие юридические  последствия,  а  также   действия   (бездействие),   нарушающие гражданские  права  и  охраняемые  законом  интересы   юридических   лиц   и индивидуальных предпринимателей. Отказ в государственной регистрации хотя  и выделен в ст. 22 АПК  в  отдельный  подпункт,  по  существу  также  является актом, имеющим письменную форму. Вместе с тем  ст.  22  АПК  допускает  обжалование  не  только  отказа (действия),  но  и  бездействия,  например,  уклонения  от   государственной регистрации. Уклонение же от принятия иных актов по сложившейся арбитражной практике  может быть  обжаловано  лишь  в случаях,  прямо предусмотренных законом или иным нормативным актом. Например, Постановлением Пленума ВАС РФ от 2  декабря 1993  г. "О некоторых вопросах  практики  решения споров, связанных с применением законодательства о приватизации  государственных и муниципальных предприятий"  суды  ориентируются  на  рассмотрение  заявлений предприятий  о   признании   недействительными   ряда   актов,   принимаемых комитетами  по  управлению  имуществом,  в  том  числе  актов  об  отказе  приватизации.  Одновременно  Пленум  в п.  8  Постановления   указал,   что законодательством не предусмотрена возможность обжалования в арбитражный суд уклонения комитетов по управлению имуществом от рассмотрения  заявок  на приватизацию (Вестник ВАС РФ, 1994, N 2,  с.  51).  Однако  такое  уклонение препятствует  осуществлению  прав,  лишает  юридическое   лицо   возможности защитить  нарушенное  или  оспариваемое  право  в  отношениях   с   органами исполнительной  власти  или  муниципалитета.   Поэтому   более   правомерной представляется практика  судов общей юрисдикции,  допускающая обжалование любого действия (бездействия), нарушающего права.

       Для  установления  оснований   обжалования  и   лиц,   имеющих   право обжаловать  административные  акты  и   действия  государственных  органов  и органов местного самоуправления, важную роль играет указание Пленумов ВС  РФ и ВАС РФ в Постановлении № 6/8 о применении ст. 13 ГК.

      В соответствии с п. 6  Постановления   основанием  для  принятия  судом решения  о  признании  акта  государственного  органа  и   органа   местного самоуправления недействительным  являются  одновременно  как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта),  так и нарушение актом гражданских прав  и охраняемых  законом  интересов  гражданина  или юридического  лица.  Под  охраняемым  законом  интересом  обычно  понимается юридический интерес.

      Несоответствие акта закону  охватывает:  неправильное  толкование  или  применение закона при принятии  акта; издание акта соответствующим органом  с превышением  своих  полномочий  или  нарушением  процедуры   его   принятия; привлечение к ответственности, не  предусмотренной  нормативными  актами,  и др. нарушения.  При  этом  незаконный  акт  (действие,  бездействие)  должен нарушать  права  и  интересы  лица,  обратившегося  за  защитой  к  суду.  В приведенном пункте Постановления Пленумов подчеркнута необходимость  наличия одновременно двух этих условий.

      Под подающим жалобу  (иск)  можно  понимать  как  лицо,  которому  акт адресован, так и иных лиц, если акт  нарушает  их  права  и  интересы.  Так, общество с ограниченной ответственностью  обратилось  в  арбитражный  суд  с заявлением о признании частично недействительным плана приватизации  другого предприятия в связи с тем, что в него были

включены  принадлежащие  обществу складские  помещения. Суд признал, что план приватизации  не  является  актом  государственного органа, нарушающим интересы общества, и дело  производством

прекратил.  Президиум  ВАС  РФ  отменил  определение и направил  дело  для рассмотрения по существу, указав, что план приватизации одного  предприятия, включающий в состав  приватизируемого  имущества помещения,  принадлежащие другому юридическому лицу, затрагивает интересы этого лица,  следовательно, оно  вправе  обжаловать  план  приватизации.  При  этом  Президиум  ВАС   РФ подчеркнул, что  утвержденный  в  установленном  порядке  план  приватизации приобретает силу акта органа государственного управления.4 С  заявлением о признании недействительным акта  в  сфере  управления,  кроме  лиц,  права которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы  и органы  местного  самоуправления  в  случаях,  когда  соответствующим  актом нарушены государственные или общественные интересы (ст. 41,  42  ГПК  и  ст. 41,  42  АПК).  Например,  Закон   о   конкуренции   предусматривает   право Государственного  антимонопольного  комитета  РФ   и   его   территориальных управлений   предъявлять   иски   о   признании   недействительными    актов государственных органов и органов местного  самоуправления,   нарушающих антимонопольное законодательство. В  судебно-арбитражной  практике  возникал   вопрос   о   возможности обжаловать в суд акт, принятый государственным органом или органом  местного самоуправления, не являющимся юридическим лицом.

Информация о работе Способы защиты гражданских прав