Создание и регистрация политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:39, лекция

Краткое описание

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОЗДАЮТСЯ свободно: их создание не требует санкционирования либо разрешения со стороны государственных органов. Будучи общественным объединением, партия создается только гражданами, имеющими право состоять в политических партиях. Однако процесс создания партии, ее «рождения» регламентирован федеральным законом и осуществляется по строго определенной формальной процедуре.

Файлы: 1 файл

Создание и регистрация политеческих партий.docx

— 98.85 Кб (Скачать)

– порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности и  не противоречащие законодательству Российской Федерации.Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. За государственную регистрацию изменений, вносимых в устав политической партии, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

По Федеральному закону о  политических партиях обязательным условием государственной регистрации  является наличие программы партии, принятой съездом, – делегирование полномочий по принятию программы иным руководящим органам при любых обстоятельствах недопустимо. Представление программы партии при ее регистрации вызвано необходимостью подтвердить заявленный политический характер ее деятельности.

В целях обеспечения доступности  тексты уставов и программ политических партий размешаются уполномоченным органом (Росрегистрацией) на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какова процедура регистрации  политических партий и их региональных отделений

КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ легитимации  политических партий, в ходе которой  их правовой статус получает официальное  подтверждение, а партии приобретают  права юридического лица, является их государственная регистрация. В зависимости от национального законодательства регистрация политических партий осуществляется в различных органах: министерствах внутренних дел (Австрия, Испания, Италия, Франция), министерствах юстиции (Бельгия, Нидерланды), органе, ответственном за обеспечение проведения выборов (Бразилия, Перу), в министерстве по делам территорий (Конго), в судах общей юрисдикции (Ангола, Болгария, Португалия, Польша) либо в специально созданных для регистрации партий органах (Эфиопия).

Режим регистрации политических партий может быть определен как  специальный, имеющий отличительные  особенности от общего порядка регистрации  юридических лиц. Специфика регистрации  проявляется в том, что Росрегистрация осуществляет не только формальный (с точки зрения полноты и правильности оформления представленных документов), но и содержательный контроль за соответствием учредительных документов партий требованиям действующего законодательства. Соответственно и возможность для отказа в регистрации не исчерпывается непредставлением необходимых документов либо представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а предусматривает и иные основания.

Регистрация осуществляется после проведения учредительного съезда партии.Определенный законом предельный срок представления документов, необходимых для государственной регистрации партии, составляет шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо общероссийского общественного объединения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. Несоблюдение этого срока является основанием для отказа в приеме документов, что может привести к необходимости проводить процедуру создания партии «по новой».

В 2001—2003 гг. в отведенный законом 6-месячный срок не сумели уложиться партии «Гражданский союз», Православная партия России, Партия зеленых Российской Федерации и Союзная партия возрождения России, Партия экономической свободы, Партия справедливости и развития России, Партия акционеров и вкладчиков.

Федеральный уполномоченный орган (Росрегистрация) ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размешает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения (п. 4 ст. 19 ФЗ «О политических партиях»).

Какие документы представляются при регистрации партии и ее регионального отделения

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации  политическая партия представляет в  Росрегистрацию – орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий:

1. Заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии с указанием их Ф. И. О., адресов и контактных телефонов. В случае если партия создается путем реорганизации общероссийского общественного объединения (организации, движения), заявление должно быть подписано уполномоченными лицами, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием Ф. И. О., адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц. Формы заявлений утверждены приказом Минюста России от 12 июля 2002 г. № 199.

2. Два экземпляра устава политической партии в сброшюрованном виде с пронумерованными страницами, заверенные уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде.

3. Программу политической партии, заверенную уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде.

4. Заверенные уполномоченными лицами партии копии решений ее учредительного съезда о создании политической партии, о принятии ее устава и программы, о создании ее региональных отделений, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов (с указанием данных о представительстве делегатов на учредительном съезде и результатах голосования). Если партии создаются путем реорганизации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, то представляются копии решений съезда об их преобразовании в политическую партию, о принятии ее устава и программы, о преобразовании региональных отделений соответствующей организации или движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

6. Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда партии.

7. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией.

8. Копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений партии. В протоколах конференций и собраний региональных отделений партии должны содержаться указания о численности состоящих в них членов партии. Данные сведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к численности региональных отделений (не менее 500 членов, в большинстве субъектов Российской Федерации). Необходимые для регистрации решения съезда партии и протоколы конференций ее региональных отделений должны быть заверены их уполномоченными.

Формы документов, применяемых при государственной  регистрации общественного объединения (в т. ч. партии), утверждены приказом Минюста России от 5 декабря 2003 г. № 310, в котором содержится ряд дополнительных требований к форме заявления (в частности, предусмотрено, что оно подается в нотариально заверенной, а не в простой письменной форме посредством заполнения форменного бланка)[13].

В случае преобразования общественной организации либо общественного  движения в политическую партию перечень документов, представляемых для государственной  регистрации, несколько отличается. Во-первых, поскольку в данном случае партия официально будет считаться  созданной с момента ее регистрации, все необходимые документы принимаются  от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями. Во-вторых, к перечню документов необходимо дополнительно приобщить передаточный акт общественной организации или общественного движения.

Для государственной регистрации  регионального отделения политической партии в территориальный орган  представляются следующие документы:

– копия решения учредительного съезда политической партии, либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, либо уполномоченного органа партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;

– заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;

– заверенная уполномоченными лицами регионального отделения партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности регионального отделения, а также места нахождения его руководящих органов;

– документ об уплате государственной пошлины;

– сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением;

– список членов регионального отделения политической партии.

Определенный в статьях 16 и 17 Федерального закона «О политических партиях» перечень требуемых для  регистрации документов имеет исчерпывающий  характер – орган юстиции не вправе требовать представления иных документов для регистрации.

Образцы документов, необходимых  для государственной регистрации  политической партии и ее регионального отделения федеральным уполномоченным органом (Росрегистрацией), размешены на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

На каком основании  можно отказать партии в регистрацииМожно ли обжаловать отказ в регистрации

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 20 Федерального закона «О политических партиях» политической партии может  быть отказано в государственной  регистрации по ряду оснований:

1. Положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам (противоречия устава законам субъектов Российской Федерации и подзаконным актам основанием для отказа не являются). Как показывает практика, такие противоречия чаше всего выражаются в наличии в уставе положений, несовместных со статусом партии, в нарушении принципов создания и деятельности политических партий, в наличии правовых пробелов по вопросам, которые в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» должны быть урегулированы уставом партии, а также в неразрешимых внутренних противоречиях устава.

2. Наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях». Несоответствие может выражаться в нарушении запрета на использование в наименовании политической партии названий органов государственной власти и местного самоуправления, указаний на признаки национальной или религиозной принадлежности, а также имени и фамилии гражданина. Наименование партии может свидетельствовать о наличии в ее деятельности признаков экстремизма.

3. Не представлены документы, необходимые по закону для государственной регистрации политической партии. Непредставление требуемых законом документов, на наш взгляд, следует толковать лишь как непредставление полного перечня документов. Однако следует отличать представленные документы, имеющие технические погрешности в оформлении, от документов, принятых с нарушением законодательно установленного порядка (в данном случае такой документ не может быть признан действительным).

4. Федеральным уполномоченным органом установлено, что информация, содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах, не соответствует положениям Федерального закона «О политических партиях».

5. Имеет место нарушение установленных Федеральным законом «О политических партиях» сроков представления документов, необходимых для ее государственной регистрации.

Региональному отделению  политической партии может быть отказано в государственной регистрации  в случае, если:

1. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2. Территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

В случае принятия уполномоченными органами решения  об отказе в государственной регистрации  политической партии или ее регионального  отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее  чем через месяц со дня получения  представленных документов с указанием  конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых  повлекло за собой отказ в государственной  регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

Отказ в государственной  регистрации либо уклонение от государственной  регистрации политической партии или  ее регионального отделения могут  быть обжалованы в суде. Заявление  политической партии или ее регионального  отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации  рассматривается судом в течение  месяца со дня подачи заявления. Отказ  в государственной регистрации  политической партии или ее регионального  отделения не является препятствием для повторных представлений  документов в уполномоченные органы для государственной регистрации  политической партии или ее регионального  отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторно представленных документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Информация о работе Создание и регистрация политических партий