Регистрация политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время российские политические партии действуют в социальной среде с разрушенными старыми и еще не сформировавшимися новыми связями, с низким уровнем гражданского самосознания, поэтому выполнение функции агрегирования интересов граждан можно приписать им с большой долей условности. У многих членов общества нет четко выраженных интересов, а политические партии представляют собой узкие элитарные группы, поэтому они отделены от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-4
Теоретические аспекты понимания политических партий
Основные подходы к пониманию политических партий……….…5-7
Вопросы организации политической партии………………………8-11
Механизм регистрации политических партий в современной России
Условия регистрации политических партий………………………12-18
Принцип регистрации региональных отделений политических партий…..……………………………………………………………19-20
Деятельность политических партий.......................................................21-22
Партийная система в период кризиса и перспективы её развития
Современное состояние многопартийности в России..….............…….…23-25
Перспективы развития партийной системы.…………..……..……27-30
Заключение…………………………………………………………….……31-32
Библиографический список ….……………………………………………33-34

Файлы: 1 файл

Условия регистрации и деятельности политических партий.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………3-4

  1. Теоретические аспекты понимания политических партий
    1. Основные подходы к пониманию политических партий……….…5-7
    2. Вопросы организации политической партии………………………8-11
  2. Механизм регистрации политических партий в современной России
    1. Условия регистрации политических партий………………………12-18
    2. Принцип регистрации региональных отделений политических партий…..……………………………………………………………19-20
  3. Деятельность политических партий.......................................................21-22
  4. Партийная система в период кризиса и перспективы её развития

Современное состояние многопартийности в России..….............…….…23-25

    1. Перспективы развития партийной системы.…………..……..……27-30

Заключение…………………………………………………………….……31-32

Библиографический список  ….……………………………………………33-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

    • Введение

         В настоящее время российские политические партии действуют в социальной среде  с разрушенными старыми и еще  не сформировавшимися новыми связями, с низким уровнем гражданского самосознания, поэтому выполнение функции агрегирования интересов граждан можно приписать им с большой долей условности. У многих членов общества нет четко выраженных интересов, а политические партии представляют собой узкие элитарные группы, поэтому они отделены от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.

         В результате политические интересы массовых категорий граждан не находят  политического выражения. Если граждане и общественные группы не интегрированы  в процесс принятия решений, если политика не имеет поддержки, то нельзя говорить, что данная система является по своей природе открытой и устойчивой к кризисам. В переходный период именно политические партии выдвигаются на ведущие роли, а проведение выборов «высвечивает» их способность синтезировать предпочтения тех или иных политических авторов в различных территориальных округах. Но, к сожалению, в России партии пока выполняют эту функцию не слишком эффективно.

         

  • На сегодняшний  день существует довольно большое количество литературы, посвященной политическим партиям современной России. Однако целостного сравнительного анализа пока нет. Поэтому целью моей работы является, на сколько это возможно, проведение такого анализа.
  •       Объектом  моего исследования является политическая система Российской Федерации. Предметом  – регистрация и деятельность политических партий.

          Целью данной работы является изучение условий  регистрации и деятельности политических партий РФ. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд  задач:

    • рассмотреть основные подходы к пониманию политических партий;
    • изучить основные вопросы организации политических партий;
    • проанализировать механизм регистрации политических партий в России;
    • рассмотреть партийную систему современной России;
    • изучить перспективы развития партийной системы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Теоретические аспекты понимания  политических партий
      1. Основные подходы к пониманию политических партий

       Формирование  партий было довольно длительным и  сложным процессом. Первоначально  партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

    В истории  партий Макс Вебер выделил тир  этапа: партии как аристократические  группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии.

         Считается, что двумя основными причинами  появления массовых партий были: а) распространение избирательных  прав, которое вынуждало к расширению объема влияния; б) организационное  развитие рабочего класса. Последнее вело к тому, что: организующийся вне парламента пролетариат, создавал массовые партийные организации; в свою очередь этот процесс вынуждал к конкуренции традиционные группировки, которые массовости пролетарских партий должны были противопоставлять преобразования своих структур в том самом направлении1.

         Политические  партии с оформлением партийных  билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в  Европе с возникновением массового  организованного рабочего движения. Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права. Каждая партия создавалась для защиты определенных интересов населения (как правило, экономических или национальных). Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.     Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в России2.          

         Термин "партия" означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. Черты политических групп типа партий были присущи враждующим коалициям придворных в средневековой Европе. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонники папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (ХVIII-Х1Х вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Эти партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникают партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти.

         Партии  имеют сложную внутреннюю структуру. Испанским политологом Л. С. Санистебаном выделяются следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую  роль; б) стабильный бюрократический  аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать3.

         Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной  рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией.* Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Правда, эти разногласия трудно скрыть от общественности и средств массовой информации в демократическом обществе. Редко кого могут обмануть фразы о том, что "партия никогда не была так едина, как сейчас", предлагаемые высшими партийными функционерами для печати в наиболее тяжелое время для единства рядов партии.

         Различные течения в партиях возглавляются  лидерами, пользующимися авторитетом  у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев. 
     

      1. Вопросы организации политических партий в России.

         Вопрос  о месте «Единой России» в  классификации партий является, пожалуй, самым интересным. «Единая Россия»  – это устойчивая структура, созданная несколькими аморфными движениями, такими как «Единство», «Отчество – Вся Россия» и более мелкими. Важным составным элементом партии являются губернаторы, а также те политические деятели, которые начинали свою карьеру в составе движения «Наш Дом – Россия» (НДР).

         Состав  «Единой России» неоднороден, но вряд ли там есть действительно случайные  люди, как об этом пишут. В целом, верхушка «Единой России» – своеобразный второй эшелон проельцинских сил  октября 1993г.

         Социальная  база “Единства”, то есть те слои, интересы которых оно выражает, - несомненно, основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели, часть крупного криминала, в  частности, ОПС “Уралмаш”, и связанный с “Уралмашем” Исламский культурный центр (часть движения “Рефах”). Так как «Единую Россию» на выборах 2003 года поддержвло более четверти всех проголосовавших, то можно сказать, что электорат партии весьма разнороден – от части интеллигенции и связанных с государством предпринимателей и до квалифицированных рабочих и служащих4.

         Программа ЛДПР (Либерально-демократической партии России) принята в 1998 году 25 апреля. Сама партия возникла еще в 1989 году. ЛДПР первой из новых политических сил вышла на политическую арену  после десятилетий монополизма  КПСС.

         Изучение  результатов выборов по регионам обнаружило интересную корреляцию между  «Единой Россией» и ЛДПР. В тех  регионах, где «Единая Россия»  набирала больше среднероссийского  показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто – на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можно предположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за “сильную руку”, за национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).

         В целом можно сделать вывод, что  электорат ЛДПР - это потенциальный  левый и  радикально-националистический электорат (не случайно из ЛДПР вышла  Национал-большевистская партия), который  не “охвачен” соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогда как это характерно для многих партий. Но с ЛДПР проще работать криминалу средней руки, тогда как в «Единую Россию» могут попасть только крупные рыбы - там место или возможность влиять стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются в денежном эквиваленте5.

         В августе 1996 г. секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин  направил Зюганову открытое письмо, в  котором писал: “Зная программу  КПРФ, учитывая последние действия вашей партии, признавая право  вашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова “коммунистический” из названия вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить в заблуждение людей труда”... Обращение  риторическое, но некоторые формулировки удачны. КПРФ действительно не имеет сейчас ничего общего с коммунистической идеологии и занимает свое особое место в сегодняшней политической системе - на левом фланге партии власти.

         Надо  сказать, что это место досталось  КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором она существует ныне, появилась сравнительно поздно, - в начале 1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР. В октябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила, более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимая участия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результате КПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, с которыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо, став мелкими спутниками партии власти (“Женщины России”, ряд депутатских групп), от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных социалистов Иван Рыбкин. В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобы не дать повод к срыву6.

         Провал  на выборах 2003 года показал, что партии необходимо срочно менять предвыборную платформу и программу, так как  старые лозунги, даже несколько демократизированные, уже не находят отклика в российском обществе. Всё меньше людей, которые голосуют не за лидера или программу, а слово «коммунистическая».

         Популярных  лидеров регионального масштаба у КПРФ нет. Часть хозяйственников  от КПРФ сдвинулась вправо внутри партии власти, например, правая рука Лужкова В. Шанцев7.

         Электорат КПРФ, скорей всего, продолжит уменьшаться, но в числе сторонников из числа  чиновников и  управленцев, а также  в аппарате самой партии, скорей всего, будут углубляться расслоение: основная масса останется в лоне КПРФ, самые влиятельные (около одной десятой) “уйдут” вправо (не очень далеко), а радикальные левые (тоже около одной десятой) перейдут к крайне левым (партия Тюлькина и т.д.). Таким образом, на выборах 2007 года руководству следует ожидать ещё более низкий результат.

    Вызванный Законом "О политических партиях" процесс укрупнения различных объединений  может наконец-то исполнить давнишнюю  мечту лидеров КПРФ и покончить  с многопартийностью среди российских коммунистов. С самого момента утверждения  этого закона было очевидно, что ныне существующие коммунистические объединения ВКП(б), РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать нужное количество членов и региональных отделений. Однако последнюю точку в истории существования маленьких компартий поставят поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", разработанные в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом в августе8.

         Основной  электорат КПРФ - жители небольших  городов и сельской местности, в  основном, пенсионеры и молодежь, которые  голосуют не за программу, а за название. Как говорят социологи, “электорат КПРФ наименее подвержен пиаровским манипуляциям, поскольку они голосуют не за  Зюганова или против Путина, а за коммунизм, за название “коммунистическая партия”. Среди рабочих КПРФ большого влияния не имеет  и сама это признает, в мегаполисах работать не умеет, а именно их голоса определили результаты, например, второго тура президентских выборов 1996г. На региональных выборах 1996 г. прошло 14 губернаторов, выдвинутых НПСР, однако эта победа была достигнута за счет регионов, традиционно голосующих за “левых”.  
     
     
     
     
     
     

    1. Механизм  регистрации политических партий в современной  России
      1. Условия регистрации политических партий

         Согласно  Главе 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ 
    "О политических партиях".

           Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

         Решение о государственной  регистрации политической партии и  ее региональных отделений принимается  соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.

         Документы, необходимые  для государственной регистрации  политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган  не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. 

          Государственная регистрация региональных отделений  политической партии осуществляется после  государственной регистрации политической партии, при этом более чем в  половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

          Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

          На  основании указанного решения, принятого  федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

          Федеральный уполномоченный орган или его  территориальный орган не позднее  чем через три рабочих дня  со дня получения от регистрирующего  органа информации о внесенной в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

          В случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ 
    "О политических партиях" главой 3
    пунктом 4 , не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц. 

          Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, в федеральный уполномоченный орган представляются следующие документы:

          а) заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц;

          б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде;

          в) программа политической партии, заверенная уполномоченными  лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного  движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде;

          г) заверенные уполномоченными  лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного  движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения об их преобразовании в политическую партию, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

          д) документ об уплате государственной пошлины;

          е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией; партии;

          ж) экземпляр общероссийского  периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию;

          з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии;

          и) передаточный акт  общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения, составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 

          Политической  партии может быть отказано в государственной  регистрации в случае, если:

          а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;

          б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют  требованиям статей 6 и настоящего Федерального закона;

          в) не представлены документы, необходимые в соответствии с  настоящим Федеральным законом  для государственной регистрации  политической партии;

          г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

          д) нарушены установленные  настоящим Федеральным законом  сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

          Региональному отделению  политической партии может быть отказано в государственной регистрации  в случае, если:

          а) не представлены документы, необходимые  в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

          б) территориальным  органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной  регистрации регионального отделения  политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

          Программа политической партии представляется исключительно  для сведения федерального уполномоченного  органа. Любые ошибки, неточности в  программе политической партии не могут  служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

          В случае принятия уполномоченными  органами решения об отказе в государственной  регистрации политической партии или  ее регионального отделения заявителю  сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

          Отказ в государственной  регистрации либо уклонение от государственной  регистрации политической партии или  ее регионального отделения могут  быть обжалованы в суд. Заявление  политической партии или ее регионального  отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

          Образцы документов, необходимых для государственной  регистрации политической партии и ее регионального отделения, также размещаются федеральным уполномоченным органом на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения. 
     
     
     
     
     
     

      1. Принцип регистрации региональных отделений политических партий

         Согласно  статье 15 Федерального закона от 11.07.2001  № 95 – ФЗ  "О политических партиях" (далее – Закон), политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Региональные отделения политической  партии осуществляют свою деятельность в полном объеме с момента государственной регистрации.

         Решение о государственной регистрации  региональных отделений политических партий принимается территориальными органами Минюста России  (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации региональных отделений политических партий, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений, осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" территориальным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным  территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.

         Государственная регистрация региональных отделений  политической партии осуществляется после  государственной регистрации политической партии, при этом более чем в  половине субъектов Российской Федерации  государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

         Уполномоченный  территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых  для государственной регистрации регионального отделения политической партии, требованиям Федерального закона  «О политических партиях» принимает решение о государственной регистрации регионального отделения политической партии и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

         На  основании указанного решения, принятого  уполномоченным территориальным органом, и представленных ими необходимых  сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о региональном отделении политической партии и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации регионального отделения политической партии.

         Уполномоченный  территориальный орган не позднее  чем через три рабочих дня  со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

         При этом в случае, если не принято решение  об отказе в государственной регистрации  регионального отделения политической партии, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации.

    1. Деятельность политических партий.

                 Согласно статьям 5, 8 и 9 Федерального закона от 11.07.2001  № 95 –ФЗ "О политических партиях" (далее ФЗ) . Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим ФЗ. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

                     Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. 
    Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении.

           
     
     
     
     
     

    1. Партийная система в период кризиса и перспективы  её развития
      1. Современное состояние многопартийности в России

         Отечественный опыт показал, что длительная монополизация  властных функций одной партией  крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.

         Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических  традиций, не может быть простым  и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых9.

      Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко  условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание  этого этапа характеризуется  становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек)10.

         Скачок  в развитии оформившегося самодеятельного  политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ11

         Волна "народофронтовского" движения в  России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые  удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

         Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек. 
    К этому периоду относится появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии. 1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля12.

         В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились  первые партии: Социал-демократическая  партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.

         Принятие  в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года. Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.

         После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов.

         Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества.  
     

      1. Перспективы развития партийной  системы

         Россия  переживает переходный период, главное  содержание которого состоит в преобразовании тоталитарной политической системы со всеми институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему - демократическую, квазидемократическую, авторитарную, президентскую, парламентскую и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая формируется на наших глазах, носит также переходный характер. В рассматриваемом здесь контексте проблема осложняется тем, что речь идет не просто о трансформации существовавшей многие десятилетия монопартийной системы в многопартийную. Дело в том, что в условиях советского строя коммунистическая партия ни в коем случае не была нормальной политической партией в общепринятом смысле слова. Она, в сущности, не просто слилась с государственными структурами, она полностью поглотила и государство, и общество; государственные структуры оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате образовался своеобразный гибрид партия - государство. С крахом тоталитарной системы перед страной встала проблема создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы13.

         Политические  партии в истинном смысле этого слова  возникают лишь тогда, когда общество достигает соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более  или менее четко осознают свои интересы. Для этого необходимы кристаллизация и институционализация интересов, заинтересованных групп, объединений, блоков и т.д. Однако наше общество, переживающее переходный период, лишено некоего скрепляющего его воедино стержня или организационного начала, оно находится в аморфном, предельно атомизированном состоянии. Сейчас преждевременно говорить о сколько-нибудь обозначившемся структурировании интересов различных общественных сил. О реальном представительстве социальных сил и интересов в политической системе можно говорить лишь тогда, когда, по крайней мере, вчерне оформятся и утвердятся более или менее прочные основания их жизнеустройства. Гарантом стабильности общества и политической системы является существование широкой институционализованной прослойки средних слоев или среднего класса, который в свою очередь служит социальной опорой умеренного центристского политического курса. Центризм в политике обеспечивает возможный в данных Конкретных условиях оптимальный баланс общественных интересов и проведение такого курса, который в идеале призван реализовать некую среднюю линию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, экономической свободой и социальным равенством14.

         Что касается ситуации в нашей стране, то было бы напрасным трудом заниматься разграничением политических сил на правых, левых и центр-либералов, консерваторов и умеренных. Такое деление возможно лишь при сформировавшейся демократии и высокой культуре гражданственности в обществе. В настоящее время в стране по сути дела отсутствует единая система политической коммуникации, сам политический процесс протекает как бы при отсутствии интеграции и взаимопонимания между его участниками. Нет необходимого консенсуса относительно общих целей и средств их достижения, общепринятых правил политической игры и т.д. Ожесточенные политические дискуссии соответствующим образом не связаны с процессом принятия политических решений.

         Таким образом, в России только начинает создаваться  инфраструктура гражданского общества, которое одно и способно обеспечить условия для формирования и институционализации, реально заинтересованных групп и соответственно организаций, клубов, объединений, партий, способных представлять их интересы в структурах власти.

         Весь  мировой опыт показывает, что уровень развития демократии самым непосредственным образом зависит от того, насколько институционализировался политический плюрализм, который проявляется и выражается, прежде всего, в политических партиях. Но зрелость и жизнеспособность политического плюрализма, включая партийную систему, определяется тем, в какой степени в обществе сформировались, институционализировались и заявили о себе разнообразные центры и источники власти и влияния. С этой точки зрения огромное значение имеет соответствующая инфраструктура, призванная обеспечить условия для кристаллизации групповых интересов и оформления соответствующих негосударственных организаций, объединений, союзо15в.

         Переход от тоталитаризма к демократии, развитие рыночных отношений, трансформируя  социальную структуру общества, усиливая процессы социальной дифференциации, создают основу для воплощения в жизнь ценностей и принципов политического плюрализма. Это находит отражение в возникновении широкого спектра самых разнообразных новых общественно-политических движений, организаций и объединений. К настоящему времени многие из них уже исчезли с политической арены, на смену им пришло множество новых партий, объединений, союзов. Им еще предстоит доказать свою легитимность, получив поддержку у избирателей, подтвердить, что они действительно являются реальными политическими партиями, за которыми стоят реальные социальные силы. Сейчас по сути деда невозможно определить, кого именно, какие слои, группы, категории населения эти партии представляют. Для них характерны малочисленность, слабость организационной структуры, неопределенность и аморфность социальной базы, отсутствие сколько-нибудь внятно сформулированных позитивных программ и идейно-политических платформ. По этим показателям почти все они являются лишь прототипами партий, а не партиями в собственном смысле данного понятия.

         Как показывает опыт перехода целой группы стран от тоталитаризма и авторитаризма  сначала в ФРГ и Италии, а  затем во второй половине 70-х - начале 80-х годов в Греции, Испании  и Португалии, для формирования и институционализации полноценных и дееспособных политических партий требуется достаточно много времени. Так, в ФРГ в первые послевоенные годы, на местном, земельном и общенациональном уровнях возникли десятки политических партий, хотя оккупационные войска США, Великобритании и Франции препятствовали появлению мелких партий, оказывая содействие концентрации политических сил Западной Германии в немногих крупных партиях. Процесс формирования устойчивых, жизнеспособных крупных партий занял несколько лет. Мелкие партии в качестве самостоятельных, сколько-нибудь значимых политических сил отошли на задний план, а главными составляющими партийной системы ФРГ стали блок ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП16.

         Аналогичная ситуация наблюдалась и в Италии. Что касается Греции и особенно Испании, Португалии, то первоначально в этих странах на политической авансцене также появилось множество партий (в одной Португалии их насчитывалось около ^00), и сохранившимся в настоящее время партиям, чтобы доказать свою жизнеспособность, пришлось множество раз выдержать Испытание выборами. Именно такой путь предстоит и России. Об вычленении и институционализации политических партий, представляющих реальные политические силы страны, можно, по-видимому, говорить после проведения всеобщих выборов как минимум два-три раза.  
     

    Заключение.

         В России в постсоветское время, начиная  с 1991 появляются партии, служащие альтернативой  коммунистической партии. С этого  этапа можно говорить о начале построения новой партийной системы  в России. На начальном этапе становления существовало множество партий и политических движений с различными идеологиями и идеями. Впоследствии из них выделяются наиболее мощные, которые входят в первый парламент 1993 года. В 1995 году осуществляется попытка создания первой «партии власти», а точнее даже двух: «НДР»  Черномырдина и партии возглавляемой Рыбкиным. Эта попытка оказалась неудачной. Выборы выиграла КПРФ, получившая контроль в Государственной Думе и по сути являвшаяся оппозиционной по отношению к власти.

         В 1999 году, со второй попытки, удалось  создать партию власти, которая действительно  получила большинство в Государственной  Думе. Это удалось сделать путем  слияния двух проправительственных партий – «Единство» и «ОВР». Новая  партия получила название «Единая Россия». В дальнейшем именно эта партия изменила партийную систему России, преобразовав ее своими успехами в систему с одной доминирующей партией (по Сартори).

         На  последних выборах «ЕР» получила конституционное большинство в  Государственной Думе и если исходить из рассмотренных нами тенденций, то в ближайшем будущем именно она будет играть роль единственной реальной силы в парламенте. Но тем не менее успех этой партии основан на личности одного человека, поэтому в долгосрочной перспективе в России могут возникнуть политические партии, сплоченные вокруг других популярных политических лидеров, способные оспорить позиции «ЕР»

         Как замечает В. Гальченко, «сегодня в обширном российском политическом "меню", пестрящем названиями множества  партий, есть лишь два завершенных "блюда" — "правые" и "левые". И у правых и у левых есть отличающая их идеология, лозунги, ценности. И у тех и у других есть реальная социальная (электоральная) база». От себя хотелось бы добавить, что на самом современном этапе в России, и "правые" и "левые" не имеют столь весомого политического значения, как, пожалуй, еще несколько лет назад. На лидирующие позиции вышла пропрезидентская партия "Единая Россия".

         Сравнительный анализ, проведенный в данной работе позволяет, сопоставив политические партии по разным характеристикам, таким как численный состав, организационная структура, социальная база, программа, проповедуемая идеология, а также расклад партийно-политических сил, возможность выделить типологию политических партий, а также их классифицировать. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Список  литературы:

    1. Абрамов, Ю.К. Политические партии и движения России [Текст]/ Ю. К. Абрамов, Т. Ю. Головина// Спб.: Пресс Лтд. – 2008. – 540 с.
    2. Автономов, А.С. Партии и партийные системы в России и в мире: история  и современность  [Текст]/ А. С. Автономов// Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист. - 2007. - № 8. – С. 31-39.
    3. Авинери Ш. Партии, социально-культурная медиация и роль гражданского общества [Текст]/ Ш. Авинери// Полис. – 2007. - № 5. – с. 21-32
    4. Анохина, Н.В. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. [Текст]/ Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина// Полис. – 2008. - № 2. – С. 105-122.
    5. Динес В.А. Партийный дизайн в России: теория и практика [Текст]/ В. А. Динес, А. Н. Николаев// Власть. -2003. - № 5. – с. 12-27
    6. Джус, И.В. Политические партии в России [Текст]/ И. В. Джус// Вестник Московского университета. Сер. 12 Политические науки. – 2008. - № 3. – с.23-38
    7. Зеленко, Б. Специфика исследований партстроительства в РФ [Текст]/ Б. Зеленко//  Вестник Российского Философского общества. – 2009. – № 1. – с. 10-26
    8. Зевелева, А.И. История политических партий России [Текст] / А, И. Зевелева// М.: 2008. – 437 с.
    9. Коргунюк, Ю.Г. Прибыли и убыли псевдопартийного хозяйства: российские политические партии летом 2008 г. [Текст]/ Ю. Г. Коргунюк// Полития. – 2008. - № 2. – с. 12-21
    10. Кочетков А.П. Итоги думских выборов 2007 года.  [Текст]/ А. П. Кочетков// Власть. – 2008. - № 2. – с. 12-37
    11. Кочетков, А.П. Политические партии и гражданское общество [Текст]/ А. П.Кочетков// М.: Посткриптум. – 2008. – 480 с.
    12. Кулиниченко, А. В. Политические партии и развитие демократии: опыт России и Германии [Текст]/ А. В. Кулиниченко// Полис. – 2008. - № 3. – с. 15-31
    13. Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы [Текст]/ А. В. Кынев// Полис. – 2006. - № 6. – с.10-23
    14. Пак Санг Нам Партийная система современной России [Текст]/ Санг Нам Пак// Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. – 2004. - № 2. – с. 13-24
    15. Пляйс, Я.А. Партийное строительство в России: анализ диссертационных исследований российских политологов [Текст]/ Я. А. Пляйс// Полис. - 2007. - № 5. – С. 149-167
    16. Прозоров, Ю.Б. Партии в переходных обществах (латиноамериканский опыт) [Текст]/ Ю. Б. Прозоров// Полис. – 2007. - № 5. С. 12-23
    17. Радзишевский, А.В. Некоторые особенности политических партий, связанные с формированием новой общественной системы в России. [Текст]/ А. В. Радзишевский// Вестник Московского университета. Сер. 1, Политические науки. – 2008. – с. 13-32
    18. Ситдыкова, К.Р. О многопартийной системе в современной России  [Текст]/ К. Р. Ситдыкова// Вестник Московского университета. Серия 12. – 2008. - №3. – с. 13-24
    19. Степанов, И. М. Парламентское право России [Текст]/ И.М. Степанова, Т.Я. Хабриева// М.: Юристъ. – 2008. – 620 с.
    20. Устименко, С.В. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе [Текст]/  С. В. Устименко, А. Ф. Иванов// Власть. – 2008. - № 4. С. 10-23
    21. Любин, В. П. Многопартийность в России: состояние и перспективы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://alestep.narod.ru/lubin/lubin_multipart2.htm
    22. Макаркин, А. Единая Россия и кризис [Электронный ресурс]/ 27.01.2009. Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11293.html?no_cache=1&cHash=73c09f1126
    23. Рябов, А. В рядах «Единой России» начались интриги и чистки [Электронный ресурс]/ Новая газета. - № 11. – 04.02.2009 // Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2009/011/16.html;
    24. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ 
      "О политических партиях"(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)
    25. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями)

Информация о работе Регистрация политических партий