Совет Федерации - верхняя палата российского парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая тема является актуальной для современного Конституционного права Российской Федерации, т. к. порядок формирования Совета Федерации, его компетенция и отдельные полномочия сопутствуют различные проблемы и противоречия, которые требуют своего разрешения. Разрешение проблем возникающих при формировании Совета Федерации имеете важное значение для Конституционного права РФ.
Более глубокое рассмотрение правовой природы Совета Федерации и аспектов его деятельности способствует разрешению проблем и противоречий в рассматриваемой области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Правовая природа Совета Федерации…………………………………5
1.1 Совет Федерации в структуре российского парламента…………….5
1.2 Порядок формирования Совета Федерации………………………...10
Глава 2. Компетенция Совета Федерации……………………………………..13
2.1 Представительные полномочия Совета Федерации………………..13
2.2 Законодательные полномочия Совета Федерации…………………18
2.3 Контрольные полномочия Совета Федерации………………….…..21
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список использованной литературы…………...……….27

Файлы: 1 файл

курсовая по кп.docx

— 56.96 Кб (Скачать)

В-третьих, представительство как центральная функция должна быть обеспечена в повседневной парламентской деятельности. Акты Федерального Собрания призваны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства13. Итак, представительство - это функция, которая проявляет себя в той или иной мере через все направления парламентской деятельности, включая законотворчество.

По нашему мнению, такое соотношение представительских начал и иных направлений работы парламента полностью соответствует предназначению и природе Совета Федерации.

Законодательная деятельность - процесс, сориентированный на тесное сотрудничество всех его участников. Вот почему провал в работе одного из них неминуемо вызовет сбой во всей системе. При ведущей роли палат Федерального Собрания в законодательном процессе, глава государства, тем не менее, оказывает серьезное воздействие на его ход. 

Конституция России отводит Совету Федерации в законодательном процессе самостоятельное место. Верхняя палата парламента выступает субъектом права законодательной инициативы в порядке ст. 104, 134 Основного закона. Совет Федерации рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон с целью принятия решения о его одобрении или отклонении (ч. 3, 4 ст. 105). Верхняя палата Федерального Собрания участвует в процедуре преодоления возникших разногласий между палатами парламента в связи с отклонением ею принятого Государственной Думой федерального закона (ч. 4 ст. 105 Конституции). Совет Федерации также: в обязательном порядке рассматривает федеральные законы в порядке ст. 106 Конституции; участвует в процедуре повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного главой государства и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции согласно ч. 3 ст. 107 Основного закона; участвует в принятии федеральных конституционных законов (ч. 2. ст. 108); является участником рассмотрения и принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции России (ст. 108, 136).

 

2.3. Контрольные полномочия  Совета Федерации

 

Конституция фиксирует полномочия Совета Федерации по: вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83); отрешению Президента Российской Федерации от должности (ч. 1 ст. 93, п. «е» ч. 1 ст. 102); образованию Счетной палаты (ч. 5 ст. 101); утверждению указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения (п.п. «б», «в» ч. 1 ст. 102, ч. 2 ст. 87, 88); утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 102); решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации  
(п. «г» ч. 1 ст. 102); решению кадровых вопросов, связанных с назначением и освобождением должностных лиц, определенных п.п. «ж», «з», «и» ч. 1  
ст. 102. Даже функцию назначения выборов Президента (п. «д» ч. 1 ст. 102) в определенной мере можно считать контрольной, ибо она тоже служит цели обеспечения баланса интересов президентской и парламентской ветвей власти. Глава государства, в свою очередь, наделен правом назначения выборов депутатов Государственной Думы, руководствуясь при этом той же целью.

Виды контрольных полномочий Совета Федерации распадаются на несколько направлений: бюджетно-финансовый контроль; контроль за деятельностью исполнительной власти; контроль за сферой государственного управления; контроль, связанный с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений; контроль в сфере обороны и безопасности; контроль в области внешней политики. Возможность Совета Федерации влиять на бюджетно-финансовую политику путем принятия законов о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ст. 106). Косвенно контрольные полномочия реализуются Советом Федерации через Счетную палату, образуемую обеими палатами парламента (ч. 5 ст. 101). Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 года в ред. от 30 декабря 2001 года «О Счетной палате Российской Федерации»14 контрольные полномочия осуществляется за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета. Счетная палата ежеквартально проверяет ход исполнения бюджета и представляет Совету Федерации и Государственной Думе отчет об этом. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета; анализ и исследование нарушений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в палаты Федерального Собрания предложений по их устранению.

Контроль за государственными финансами - важный аспект общих контрольных полномочий Совета Федерации как представительного органа.

Контроль за деятельностью исполнительной власти, к которому можно отнести нормы, содержащиеся в пп. «б», «в», «д» п. 1 ст. 102 Конституции.

Контроль за сферой государственного управления выражается в полномочиях Совета Федерации по отрешению Президента от должности, назначению на должности, которые не относятся к системе исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов); согласованию кандидатур дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Очевидно, что этот вид контроля Совет Федерации осуществляет как непосредственно (например, в случае с назначением Генерального прокурора), так и косвенным образом (когда Совет Федерации выносит рекомендации Президенту о назначении и отзыве дипломатических представителей России).

В сфере обороны и безопасности Совет Федерации наделен полномочиями рассматривать в обязательном активном режиме федеральные законы, касающиеся статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и миры (п.п. «д», «е» ст. 106). Очевидно, что контроль в этой сфере реализуется посредством процедуры рассмотрения и одобрения Советом Федерации соответствующих федеральных законов. Верхняя палата решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; об утверждении указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения. Федеральный закон от 31 мая 1996 года в редакции от 30 декабря 1999 года “Об обороне»15 расширяет конституционные полномочия Совета Федерации. В соответствии с этим законом верхняя палата: рассматривает расходы на оборону, установленные федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые нижней палатой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил страны, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации.

Полномочия в области внешней политики принадлежат в основном Президенту Российской Федерации (ст. 86 Конституции), однако, значительными полномочиями в данной сфере располагает также Федеральное Собрание.

Уже отмечалось участие Совета Федерации, как и Государственной Думы, в согласовании кандидатур дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Возможность оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы России - существенный элемент контрольной деятельности верхней палаты. В соответствии с п. «г» ст. 106 Конституции Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение рассматриваемой темы следует сказать, что при написании настоящей работы была достигнута цель исследования - выявлена сущность Совета Федерации.

Говоря о сущности Совета Федерации можно сказать следующее, что он представляет собой конституционный орган России, выражающий ее федеративно-государственный характер, предстающий в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания России, осуществляющего установленные Конституцией представительские, законодательные, контрольные и иные функции.

Выполнены поставленные в работе задачи - рассмотрены правовая природа Совета Федерации, проанализирован порядок формирования, исследованы компетенция и полномочия Совета Федерации, которые заключаются в законодательной и представительной, а также отчасти его контрольной деятельности.

При рассмотрении темы мной были выявлены следующие проблемы, связанные с правовой природой и формированием Совета Федерации.

Так, некоторые авторы, несмотря на закрепленные в нормах конституции положения о Совете Федерации, ставят под сомнение целесообразность его существования, т. к. он как будто не нашел своего политического и правового решения.

Следующее противоречие связано с созданием в РФ Государственного совета, так как вслед за его созданием последовали радикальные предложения, связанные с изъятием полномочий, принадлежащих верхней палате. Многими Государственный совет рассматривается как некий конкурент, способный вытеснить Совет Федерации не только из политической жизни, но и с конституционного поля.

Среди наиболее противоречивых проблем остается вопрос о порядке формирования Совета Федерации, т. к. продолжается поиск оптимальной модели формирования этого органа. Направленность подобных перемен заключается в стремлении изменить политический облик верхней палаты российского парламента.

С момента принятия основного закона РФ порядок формирования Совета Федерации пересматривался не раз, причем самым кардинальным образом. С порядком комплектования верхней палаты связан один любопытный конституционный феномен. Речь идет о том, что в рамках Конституции произошла замена представительства субъектов Федерации как региональных сообществ граждан на представительство органов государственной власти этих же регионов.

Ставится под сомнение легитимность верхней палаты парламента нового состава.

Введение нового порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он все-таки должен формироваться.

Говоря о компетенции верхней палаты Парламента следует сказать, что основными его полномочиями являются представительные функции, далее следует выделить также законодательную функция, однако, зачастую роль верхней палаты в осуществлении законодательных полномочий сводят к формуле «Государственная Дума законы принимает, а Совет Федерации их одобряет». На деле, однако, участие этой палаты достаточно весомое. Особенностью участия Совета Федерации в законодательном процессе является принадлежащее ему право самостоятельно регулировать значительную часть данного процесса с помощью регламентных норм.

Выделяют также контрольную функцию Совета Федерации, которая хотя прямо и не предусмотрена Конституцией РФ, тем не менее, вытекает из полномочий верхней палаты осуществлять запросы в бюджетные, налоговые и иные финансовые органы, а также иным образом осуществлять контроль за их деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Нормативно правовые акты

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993(от 30.12.2008 №7-ФЗ)//Российская газета от 21. 01.2009 №7. Конституция Российской Федерации:[ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.]:с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ//Российская газета.-1993.-25 декабря.-№237; Российская газета.-2009.-21 января.-№7.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012  №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

 

  1. Федеральный закон от 08.05.1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

 

Научная и методическая литература

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. 560 с.

2.  Вишневский Б.Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками. // Независимая газета. 2000. 1 февр.

3.  Катин В., Ширяева Н. Полное собрание субъектов // Профиль. 2002. №5, 55c.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.:Норма ,1996.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ, 2006, 400 с.

6. Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. №1, 98 с.

7. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ. Высшее образование, М., 2008, 365 с.

8. Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998, 314 с.

9. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 23 (179). - 90 с.

10.  Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж Мэдисона и Дж. Джея. М., 1994, 510 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 449.

 

2 Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж Мэдисона и Дж. Джея. М., 1994. 510 с.

3 Вишневский Б.Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками. // Независимая газета. 2000. 1 февр.

 

4 Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998. С. 165.

 

5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 449.

 

6 Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001. № 1. С. 54-56.

 

7 Конституционное (государственное) право. Справочник... С. 173-174.

8  СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2401.

9 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.

10  Предложение об этом высказывал А. Безруков. См. подробнее: Безруков А. В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 2001. С. 9.

11 СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.

12 Масленникова С. В. выделяет и подробно анализирует конституционное право граждан на народное представительство. См.: Масленникова С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации: Учеб. пос. М., 2001.

Информация о работе Совет Федерации - верхняя палата российского парламента