Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:57, курсовая работа
Рассматриваемая тема является актуальной для современного Конституционного права Российской Федерации, т. к. порядок формирования Совета Федерации, его компетенция и отдельные полномочия сопутствуют различные проблемы и противоречия, которые требуют своего разрешения. Разрешение проблем возникающих при формировании Совета Федерации имеете важное значение для Конституционного права РФ.
Более глубокое рассмотрение правовой природы Совета Федерации и аспектов его деятельности способствует разрешению проблем и противоречий в рассматриваемой области.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Правовая природа Совета Федерации…………………………………5
1.1 Совет Федерации в структуре российского парламента…………….5
1.2 Порядок формирования Совета Федерации………………………...10
Глава 2. Компетенция Совета Федерации……………………………………..13
2.1 Представительные полномочия Совета Федерации………………..13
2.2 Законодательные полномочия Совета Федерации…………………18
2.3 Контрольные полномочия Совета Федерации………………….…..21
Заключение………………………………………………………………………25
Библиографический список использованной литературы…………...……….27
В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.
Представителем от законодательного(
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.
Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.
Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).
Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.
Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Представительные полномочия Совета Федерации
Потенциал представительства верхней
палаты парламента выражается: во-первых, в его характере. Совет Федерации
выступает органом территориального представительства
субъектов Федерации. Однако представительство
Совета Федерации - явление самодостаточное,
существующее объективно, само по себе.
Этой цели служит и особым образом спроектированный
механизм его формирования: по два представителя
от органов государственной власти российских
регионов. Во-вторых, в разнородных по своему содержанию
полномочиях Совета Федерации, закрепленных,
главным образом, в ст. 102 Конституции России
(кадровые, организационно-
Рассмотрим подробнее полномочия Совета Федерации, выражающие его представительский характер. Большинство из них содержится в ст. 102 Конституции России, однако, есть и такие, которые находятся за ее пределами, в других законодательных актах. Особенностью полномочий этой группы является то, что они только названы Конституцией. Их детальное регулирование осуществляется регламентными нормами или положениями различных федеральных законодательных актов.
1. Порядок решения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации определяется главой 18 Регламента Совета Федерации. Соответствующая процедура может быть запущена в действие при условии поступления в Совет Федерации трех основных документов: соглашения об изменении границ, утвержденного законодательными органами государственной власти каждого из субъектов, границы которых изменятся; обоснования указанного соглашения, также согласованного субъектами; карты местности.
2. В ведении Совета Федерации согласно
ст. 102 Конституции находится утверждение
указов Президента Российской Федерации
о введении военного и чрезвычайного положения.
Различия между ними порой не имеют существенного
значения. Их наступление сопряжено с
необходимостью обеспечения общественного
и государственного порядка, влечет временное
ограничение прав и свобод граждан, вызывает
возложение на них дополнительных обязанностей.
Даже в лексическом значении термином
«чрезвычайное положение» охватываются
режимы собственно чрезвычайного, военного,
осадного положения, состояния войны,
угрозы или обороны7.
3. С точки зрения осуществления парламентского контроля за исполнительной властью и повышения престижа Совета Федерации в международных делах решение им вопроса об использовании Вооруженных Сил России за ее пределами имеет весомое значение. Он может возникнуть в связи с отражением агрессии против Российской Федерации. Более того, он уже возникал в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности, в связи с выполнением миротворческих задач. Правовое регулирование этой проблемы содержится в Федеральном законе от 23 июня 1995 года «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»8. В ст. 7 данного закона указывается, что решение о направлении за пределы территории России воинских формирований Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности принимается главой государства на основании постановления Совета Федерации.
4. В арсенале представительских полномочий Совета Федерации находится назначение выборов Президента России. Основанием рассмотрения этого вопроса являются истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение им своих полномочий по требованиям, изложенным в ч. 2 ст. 92 Конституции: в случае отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему обязанности; отрешения от должности.
5. На Совет Федерации, обремененный статусом «палаты регионов», Конституцией возложена задача отрешения Президента России от должности. Это полномочие отражает природу Совета Федерации как органа регионального представительства, палаты, объединяющей федеральные и региональные интересы. Возможность появления такого решения допустима только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда. Это положение ч. 1 ст. 93 Конституции воспроизводится также в ч. 2 ст. 167 Регламента Совета.
6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов - прерогатива Совета Федерации, получившая отражение в п. “ж” ч. 1. ст. 102 Конституции. Благодаря этому “в руках” верхней палаты оказалось формирование высшего звена всей судебной системы страны. Регламент Совета Федерации отнес к его ведению также назначение судей Экономического Суда СНГ в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.
7. Полномочие Совета Федерации, получившее наибольшую известность, связано с назначением на должность и освобождением от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также его заместителей. Процедура их назначения очень сходна с порядком назначения судей вышеуказанных судов. Тем не менее, она регулируется отдельной группой регламентных норм (ст. 179-183).
8. Замыкает группу
За рамками Конституции находится еще одна проблема, решаемая с участием Совета Федерации. Речь идет о назначении на должность и об освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 сентября 1997 года в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»9.Совет Федерации назначает на должность пять членов ЦИК России. Кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые направляют в Совет Федерации свои решения.
Во-вторых, без учета представительской функции трудно найти объяснение утяжеленной, многоэтапной модели законодательного процесса, цель которой заключается в реализации следующих задач: выявление основных социальных позиций по обсуждаемым законопроектам и объективно существующих в обществе противоречий; «притирка» несовпадающих воззрений, идеологических установок; выбрасывание «социального пара» в парламентских стенах, что снимает социальное напряжение в обществе; легитимация государственного аппарата.
Информация о работе Совет Федерации - верхняя палата российского парламента