Социальная и юридическая природа нотариата

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:08, диссертация

Краткое описание

В Российской Федерации в 1993 году были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, значение которых на данном историческом этапе трудно переоценить. Главными нововведениями указанного закона можно считать целесообразность функционирования наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариусов, занимающихся частной практикой, и признание в нашей стране системы Латинского нотариата, которая, как известно, принята в 73 государствах мира.

Оглавление

Введение. .2-

Глава I: Социальная и юридическая природа нотариата 10—

§ 1 Понятие нотариата и его функции в правовой системе Кыргызской Республики.10

§2 Правовое регулирование нотариата как предмет совместного ведения Кыргызской Республики и ее субъектов.49—

Глава II: Организационно - правовые формы осуществления нотариальной деятельности .76

§ 1 Субъекты нотариальной деятельности и их правовой статус.76

§2 Характеристика правоотношений в сфере нотариальной деятельности.125

§3 Взаимодействие нотариата с правоохранительными и иными государственными органами.145

Файлы: 1 файл

диссертация.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

 

5. Нотариальная  форма деятельности, основываясь  на публично-властных полномочиях,  направлена на осуществление  правоохранительной функции государства  и не требует в принципе  каких-либо материальных затрат  со стороны последнего. Общее  руководство указанной деятельностью  осуществляет система нотариального  самоуправления в лице Федеральной  нотариальной палаты и нотариальных  палат субъектов Российской Федерации,  в состав которых входят нотариусы,  занимающиеся частной практикой. 

 

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, способствуют дальнейшему укреплению законности и правопорядка в сфере  гражданских правоотношений, обоснованию  и развитию концепции нотариата. Материалы работы могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию нотариата, могут  содействовать правоприменению в нотариальной деятельности, а также укреплению правовых гарантий реализации субъективных прав гражданами и юридическими лицами.

 

Полученные  результаты вносят определенный вклад  в общую теорию права и государства, поскольку расширяют представления  о взаимоотношении государства  и гражданского общества, взаимосвязи  публичного и частного права в  рассматриваемой сфере общественных отношений.

 

В диссертационном  исследовании сделан ряд выводов  и предложений, которые, по мнению диссертанта, могли бы способствовать повышению  эффективности и совершенствованию  правовых и организационных основ  деятельности российского нотариата. Указанные выводы и обобщения  также могут быть использованы при  преподавании курса общей теории права и государства в вузах, а также в спецкурсах по нотариальному  праву. Глубокое понимание сущности и социальной ценности нотариата - важный фактор развития отечественной правовой культуры, правосознания граждан  и должностных лиц.

 

Апробация результатов  исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре теории государства и права Московского  университета МВД РФ. Основные теоретические  положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в  научных публикациях, указанных  в автореферате. Отдельные результаты исследования докладывались на научно -практической конференции: «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел» (май 2004 г., г. Москва), а также излагались на заседании кафедры теории государства и права Московского университета МВД РФ.

 

Апробация результатов  исследования выразилась в том, что  положения, выводы и ряд эмпирических данных диссертации внедрены в практику Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат Ставропольского, Краснодарского краев и Тульской области.

 

Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, две главы, разделенные  на параграфы, заключение и список использованной литературы.

 

Заключение 

 

Осуществляемые  в настоящее время в России правовые реформы имеют своей  целью коренное преобразование имеющихся  правовых институтов и установление качественно новых юридических  гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому перед государством стоит задача по совершенствованию в том числе организации и деятельности нотариата как органа, стоящего на защите прав и свобод граждан.

 

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате  дали толчок развитию нового российского  нотариата, придали ему статус публично — правового института, действующего в частно-правовой сфере.

 

В настоящее  время нотариат является институтом с уникальной правовой природой, сочетающей в себе частный и публичный  интересы: частный интерес конкретного  лица, права которого защищает нотариус, и публичный интерес государства и общества, направленный на соблюдение требований законности, прав и свобод граждан.

 

Нотариат  не только выполняет важнейшую функцию  защиты прав человека и гражданина, делегированную ему государством, но и обеспечивает контроль за соблюдением требований законности в таких важнейших сферах жизнедеятельности общества, как гражданский оборот, сделки с недвижимостью.

 

Обладая публичным  характером деятельности, нотариат, тем  не менее, не входит в систему государственных  органов, и именно поэтому защита нотариатом субъективных прав позволяет  соблюсти важнейший принцип существования  гражданского общества - автономность его от государства, функционирование без необоснованного вмешательства  государственных органов и их должностных лиц.

 

Выполнение  нотариатом государственной функции  обеспечения защиты прав и свобод граждан соответственно определяет его социальную роль в обществе. Нотариус - это посредник, который справедливо разрешает споры, способен предвидеть спорные ситуации, которые в дальнейшем могут возникнуть; наконец, это арбитр, который в момент разработки соглашения, положения которого еще не до конца согласованы, пытается сблизить точки зрения сторон и подсказать наиболее подходящее решение, соответствующее их интересам. Одной из основных функций нотариуса является удостоверение подлинности актов и соглашений, которые ему представляются, чем придается акту особая доказательственная сила.

 

С момента  принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правовая основа нотариата России не претерпевала серьезных изменений. Кроме того, сами Основы не предусмотрели и в  принципе не могли предусмотреть  все организационные и функциональные моменты деятельности нотариуса.

 

Сегодня становится понятным, что для динамичного  развития нотариата в России положений  существующего законодательства недостаточно. Правовая основа деятельности нотариата  требует своего самого активного  изменения и дополнения.

 

В основу реформирования и дальнейшего совершенствования  института нотариата может быть положен опыт работы как российского нотариата, так и аналогичных институтов других стран.

 

Основываясь на проделанном анализе, можно сделать  следующие выводы и предложения, направленные на совершенствование  организации и деятельности нотариата  в России:

 

- необходимо  закрепить за нотариатом статус  института предупредительного правосудия, то есть института, осуществляющего  предварительный контроль за законностью действий участников гражданских правоотношений, снижающего количество возникающих судебных споров и тем самым снимающего значительную нагрузку с судов;

 

- отнесение  нотариата к сфере совместной  деятельности Российской Федерации и ее субъектов означает, что принимаемые нормативно - правовые акты субъектов по вопросам регулирования нотариальной деятельности не могут противоречить федеральным законам и иным нормативно — правовым актам Российской Федерации;

 

- в систему  Российского нотариата следует  включать Федеральную нотариальную  палату и нотариальные палаты  субъектов РФ, нотариусов, занимающихся  частной практикой (в совокупности  представляют три основные элемента  системы небюджетного нотариата), государственные нотариальные конторы, должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений, других должностных лиц, которые, в соответствии с законодательством, наделены правом совершать в определенных случаях нотариальные действия;

 

- формулировку  «нотариус, занимающийся частной  практикой» признать ошибочной  и противоречащей существу правовой  природы нотариата. Правовой статус  нотариуса нельзя отождествлять  с правовым статусом индивидуального  предпринимателя в силу прямого  указания на это Основ законодательства  РФ о нотариате, а также в  виду того, что нотариальная деятельность  не является реализацией товара, а результаты деятельности нотариус  не реализует и не потребляет  в процессе осуществления им  профессиональной деятельности. результат деятельности нотариуса, выступающего от имени государства, направлен на клиента, на лицо, которое к нему обратилось, а не самому этому лицу;

 

- целесообразным, основанным на организационно-правовой  природе института нотариата,  а также ввиду наличия у  нотариата публично - правовых начал,  представляется употребление термина  «небюджетный», а не «частнопрактикующий» нотариат;

 

- нотариальную  деятельность следует признать  как публично-правовую профессиональную  квалифицированную юридическую  деятельность по совершению от  имени государства нотариусом  нотариальных действий в сфере  гражданско-правовых и иных правоотношений  в пределах несостязательной сферы, которая не является предпринимательской и не допускает возможность ее совмещения с предпринимательской или другой деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности;

 

- для нормального  развития и функционирования  нотариата требуется переход  его на единую организационную  основу в форме небюджетного нотариата, имеющего неоспоримые преимущества, основанные на гарантиях обеспечения ответственности в случае причинения вреда (в том числе и за счет личного имущества нотариуса), самофинансируемости деятельности и беззатратности со стороны государства;

 

- уточнить  формулировку диспозиции ст. 202 УК  РФ, убрав из нее неуместный  термин «частный», что, тем  самым, будет направлено на  распространение нормы о привлечении  к уголовной ответственности  за злоупотребление полномочиями  на всех практикующих нотариусов;

 

- рассматривать  нотариальную палату как профессиональное  объединение, обладающее дуалистической  природой, основанной, с одной стороны,  на том, что это некоммерческая  организация, а с другой, на  наличии у нее государственно-властных  полномочий;

 

- спецификой  правоотношений, возникающих при  осуществлении нотариальной деятельности, основанной на властных полномочиях,  является то, что они складываются  между неравными субъектами, когда  одна сторона удостоверяет, устанавливает  новые субъективные права другой  стороны; всегда являются отношениями  между конкретными лицами, которые  выступают в качестве носителей  прав и обязанностей; по функциональной  роли являются охранительными  правоотношениями. Возникают они  при наличии право-дееспособных  субъектов, специальной правоспособности  нотариуса и общей правоспособности  лиц, участвующих при совершении  нотариального действия, а также  при наличии юридического факта:  действий (обращение, заявления сторон, составление завещания) и событий  (открытие наследства в связи  со смертью гражданина). Прекращаются  они с изданием индивидуального  нотариального акта;

 

- взаимодействие  нотариата осуществляется со  всеми ветвями государственной  власти: законодательной власти  соответствуют учредительные функции  и определения правового статуса  нотариата; исполнительной власти- практическая организация и функционирование нотариата; судебной власти - контроль за деятельностью нотариата. Нотариат является звеном системы государственного управления и занимает свое равнозначное место среди органов правоохранительной системы государства;

 

- необходимо  принятие нового закона, регламентирующего  организацию и деятельность нотариата,  отражающего существующие реалии  современного нотариата и его  потенциал.

 

 

 

 

Список  литературы диссертационного исследования

1. Конституция  Российской Федерации. Комментарий.  — М., Юридическая литература, 1998;

 

2. Гражданский  Кодекс Российской Федерации.  М.: «Книга сервис», 2003;

 

3. Трудовой  кодекс Российской Федерации.  М.: Юрайт - Издат, 2004;

 

4. Основы  законодательства Российской Федерации  о нотариате: Закон РФ от 11 февраля  1993 года №4462-1 (с изменениями от 30.12.2001 №194 ФЗ, от 24.12.2002 №176 - ФЗ) // Ведомости  СНД РФ и ВС РФ. -1993.-№10.-Ст. 357;

 

5. Об исполнительном  производстве: Федеральный Закон  от 21 июля 1997 года // Собр. Законодательства РФ. 1997. - №30. - Ст.3591;

 

6. О нотариате:  Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 года.// Якутские ведомости. 1993. -№11.- С.З -5;

 

7. О нотариате:  Закон Республики Башкоркостан от 13 июля 1993 года с изменениями от 6 июля 1999 года и 11 марта 2001 года // Ведомости

 

8. Консульский  устав СССР от 25.06.1976 г.// Ведомости  Верховного Совета РСФСР. 1976. - №  41. - Ст. 499;210 федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»: Постановление

 

9. Государственной  Думы РФ от 10 ноября 1995 года // Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995. - №47. - Ст.4497;

 

10. Постановление  Конституционного суда РФ от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке  конституционности отдельных положений  статей 2, 12, 17. 24 и 34 Основ законодательства  Российской Федерации о нотариате»// Собр. Законодательства РФ. 1998. - №22. - Ст.2491;

 

 

11. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  «О некоторых вопросах судебной  практики по гражданским делам»// БВС РФ. 2002. - № 5;

 

12. Обзор  судебной практики Верховным  Судом Российской Федерации за  второй квартал 2002 года // БВС РФ. 2002. - № 12;

Информация о работе Социальная и юридическая природа нотариата