Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:46, реферат
В работе речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.
Введение
1. Возникновение и особенности социалистического права
2. Советская правовая система
3. Европейские социалистические правовые системы
4. Правовые системы социалистических государств Азии
5. Правовая система Кубы
6. Перспективы развития социалистического права
Выводы
Литература
3. Европейские социалистические правовые системы
Назначение права как регулятора общественных отношений в силу по-разному сложившихся традиционно-ценностных ориентации воспринималось не всегда и не везде одинаково, а в определенных условиях – даже противоположно. Если в европейских социалистических странах право получило довольно быстрое развитие, то в социалистических странах Азии праву уделялось значительно меньше внимания, что в свою очередь накладывало отпечаток на весь ход дальнейшего развития правовой жизни этих стран.
Следует учитывать также и то обстоятельство, что наряду с официальной правовой идеологией у широких слоев населения существует специфическая система чувств и взглядов на право, законность и правосудие. Это отношение передается из поколения в поколение, в течение веков, пускает глубокие корни в сознании масс, содействуя формированию у них навыков, традиций правового общения, почтения к закону.
В европейских социалистических
странах до социалистической революции
в массах существовали сильные юридические
традиции, основанные на длительном господстве
в общественном мнении взглядов на
право как на первооснову человеческого
общежития. Эти традиции, с одной
стороны, служили каналом
В реальной истории юридическая
традиция всегда выступает в двояком
виде: в первом она наследует и
передает будущему общекультурные ценности
в праве, доносит до новых времен
идеалы, усвоенные правом или правосудием
прошлых эпох; во втором – препятствует
становлению новых
Ученые-юристы утверждают, что
правовые системы европейских
Вне этой основной характеристики, с точки зрения их юридической истории, европейские страны могут быть разделены на две группы. Если одна группа этих стран, связанных с Римом, постоянно находилась под воздействием Западной Европы, с которой они всегда были в тесных отношениях, то вторая группа, напротив, была отрезана па протяжении многих веков от остальных западных стран, попав на длительное время под турецкое господство.
Право в первой группе стран – Венгрии, Польше, Чехословакии, Хорватии, Словении – развивалось почти так же, как в Германии, Австрии к во Франции. В этих странах существовала сильно укоренившаяся юридическая традиция: право рассматривалось как одно из фундаментальных устоев общества, лица с юридической профессией были наиболее уважаемыми его членами.
Во второй группе стран
– в Албании, Болгарии, Румынии, Сербии
– право исторически
После социалистической революции
сложившиеся демократические
В Болгарии действие прежнего законодательства сразу полностью было отменено. В законе Болгарского Народного Собрания от 9 ноября 1951 г. "Об отмене всех законов, изданных до 9 сентября 1944 г." говорилось, что отменяются как противоречащие Конституции и установленному в Болгарии после 9 сентября 1944 г. социалистическому законодательству и считаются недействительными все изданные до этого времени законы и другие нормативные акты.
В других странах старое законодательство использовалось, но лишь в той мере, в какой оно соответствовало новым задачам. Так, в Румынии продолжало действовать большинство нормативных актов довоенного времени, важнейшими из которых являлся Гражданский кодекс 1864 г., Торговый кодекс 1887 г., Кооперативный закон 1924 г., Водный закон 1924 г., Патентный закон 1906 г. Было отменено фашистское законодательство.
В ГДР по тем вопросам, по которым не были изданы новые законы, до 1975 г. применялись нормы Германского гражданского уложения (1896 г.) и Германского торгового уложения (1897 г.) при условии, что они не противоречили интересам социалистического правопорядка республики. В некоторых странах временно применялись не только отдельные нормы прежнего частного права, связанные с товарным производством, но и другие старые нормы, например нормы уголовного и административного права.
Необходимо подчеркнуть
и то, что отмена норм старого
права чаще всего проводилась
не законодательным путем, а в
процессе правоохранительной деятельности
органов государства (с помощью
решений по конкретным делам, например
решений Верховного суда в Венгрии,
которые имели принципиальное значение).
На начальной стадии становления
социалистического права в
В отличие от СССР в европейских социалистических странах сохранилась преемственность и в области судебной практики. Польская судебная практика вплоть до 90-х годов продолжала ссылаться на довоенную судебную практику.
Таким образом, в европейских социалистических странах на начальном этапе становления правовой системы весьма длительное время существовало своеобразное "двоевластие" в области права. Такое положение было необходимо по двум причинам: во-первых, чтобы во время зарождения новой правовой системы не образовался большой юридический вакуум; во-вторых, чтобы социалистическое право могло использовать демократические элементы имевшихся богатых юридических традиций.
Развитие социалистических правовых систем во многом зависело оттого, как произошел революционный переворот. В европейских социалистических странах переход от капитализма к социализму произошел в относительно мирных условиях, без гражданской войны, что в значительной мере повлияло на формирование социалистических правовых систем.
Во время относительно
мирного перехода пересмотр старых
законов не представлялся настоятельной
необходимостью и фактически осуществлялся
достаточно медленно. Более медленными
темпами проходил и процесс кодификации.
Одни европейские страны вначале
создавали Общую часть какого-
Европейские социалистические правовые системы характеризовались единством их составных. Единство правовой системы, ее построение и внутреннее подразделение определялись многими факторами. Существенную роль играли развитие правотворчества, источников права и, естественно, правовые воззрения и идеи, в том числе и научные представления о системе права.
В ходе исторического развития в социалистических правовых системах возникали новые отрасли, причем некоторые из них в одних странах появились на первом этапе правового развития, а в других – значительно позднее.
При делении права на отрасли образцом для всех зарубежных социалистических правовых систем служило советское право. Тем не менее существовали некоторые различия в построении системы права в разных социалистических государствах, особенно в делении права на отрасли.
Гражданские кодексы существовали не во всех социалистических странах. В Румынии положения ГК 1864 г. применялись не полностью – за исключением частей, касающихся семейных и личных отношений, которые были урегулированы новыми законами.
В ряде стран (Болгария, Албания)
кодификация гражданского права
проходила в виде принятия нескольких
законов. Гражданско-правовые отношения
в Болгарии регулировались рядом
законов. Среди них наиболее важными
были закон о наследстве 1949 г., закон
об обязательствах и соглашениях 1950
г., закон о правах граждан на собственность
1973 г. Последний определял
Гражданско-правовые отношения в Албании также регулировались лишь отдельными законами, такими, как закон о собственности 1955 г., закон о государственных предприятиях 1954 г. Единственным албанским кодексом был Кодекс законов о семье 1965 г.
Для социалистического гражданского
права было характерно, во-первых, единообразное
регулирование имущественных
В Польше вопреки принципу единства гражданского права действовала значительная часть Торгового кодекса 1934 г., а именно та, которая касалась торговых обществ. Этот Кодекс применялся довольно долго.
В Чехословакии было принято
три кодекса: Гражданский кодекс
1964 г., регулирующий отношения социалистических
организаций с гражданами в сфере
услуг и имущественные
ЧССР – одно из первых
в мире государств, принявших закон
о международном частном праве,
регулирующий отношение национального
права к правопорядкам
Государственная социалистическая
собственность была принята во всех
социалистических странах, за исключением
Югославии, где общественная собственность
в соответствии с Конституцией 1974
г. была передана в непосредственное
ведение ассоциированных
Все социалистические страны
Европы осуществляли социалистические
преобразования в сельском хозяйстве
через кооперативное
Для федеративной системы
ЧССР было характерно преобладание общегосударственных
актов. Это обусловливалось
На основании конституционного
закона о Чехословацкой федерации
вся правовая система была приведена
в соответствие с федеративной формой
государственного устройства, введено
федеративное устройство в системе
органов суда и прокуратуры. С
этой целью проводилась
В ЧССР и СФРЮ вопрос о
соотношении законов федерации
и ее субъектов решался неодинаково.
В ЧССР, как и в СССР, применялось
"классическое" правило, т.е. признавался
абсолютный приоритет общесоюзного
закона. В Югославии в случае коллизии
законов до решения Конституционного
суда применялся закон социалистической
республики или края. Вместе с тем
это правило не являлось типичным
для всей республики. Например, в
Сербии в случае коллизии закона республики
и автономного края применялся общесоюзный
закон. Часто встречавшиеся на практике
противоречия между положениями
законодательств различных
Информация о работе Социалистическое право как особый исторический тип права