Социалистическое право как особый исторический тип права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

В работе речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.

Оглавление

Введение
1. Возникновение и особенности социалистического права
2. Советская правовая система
3. Европейские социалистические правовые системы
4. Правовые системы социалистических государств Азии
5. Правовая система Кубы
6. Перспективы развития социалистического права
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.91 Кб (Скачать)

на тему "Социалистическое право как особый исторический тип  права"

 

по дисциплине "Сравнительное  правоведение"

Содержание

Введение

 

1. Возникновение и особенности  социалистического права

 

2. Советская правовая система

 

3. Европейские социалистические  правовые системы

 

4. Правовые системы социалистических  государств Азии

 

5. Правовая система Кубы

 

6. Перспективы развития  социалистического права

 

Выводы

 

Литература

 

 

Введение

 

 

 

В течение почти всего XX столетия наряду с другими правовыми  семьями развивалась еще одна правовая семья. Речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.

 

Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада Союза  ССР и других социалистических государств произошла поспешная перемена в  оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему  не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили  вести речь о распространении  на территорию бывшего Союза ССР  принципов, институтов и норм зарубежного  права, прежде всего романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность  в прошлом и настоящем и  призывают к формированию новой  правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического  права были признаны в России и  сохраняют силу до сей поры при  соответствии их Конституции. В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея  – действуют социалистические конституции  и законы.

 

Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем  экономического и общественного  развития, резко различающихся между  собой по укладам, историческим и  национальным традициям. Социалистические государства существенно различались  территорией, численностью населения, историей правового развития. Различны были история народов, населяющих эти  государства, их религиозные верования  и национальные традиции.

 

1. Возникновение и особенности  социалистического права

 

Между отдельными социалистическими  странами существовали большие различия в экономике, культуре, праве, в путях  и методах решения задач социалистического  строительства. Эти различия свидетельствовали  о разновидностях социалистических правовых систем. Различия между социалистическими  правовыми системами в основном были обусловлены: способом их возникновения  и развития; тем обстоятельством, что они относились к разным этапам строительства социализма; особенностями  социалистического пути развития.

 

В советской юридической  науке социалистический тип права  рассматривался как исторически  наивысшая и последняя ступень  в развитии права. Он как бы представлял  собой логическое отрицание и  антипод эксплуататорских типов  права. В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы  для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное  руководство экономикой, плановое ведение  народного хозяйства.

 

В социалистических правовых системах находили отражение их социальные цели и классовый характер, при  этом особо подчеркивалось, что они  суть средство выражения и закрепления  интересов рабочего класса и всего  трудового народа. Цели, на достижение которых направлена правовая система, а также средства их достижения формулировались  в принимаемых правовых актах.

 

Идейную основу социалистических правовых систем составлял марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин  сформулировали основные характеристики социалистического права: его обусловленность  социально-экономическим строем общества; классовость права как возведенной  в закон воли экономически господствующего  класса, орудия его политической власти; способность права оказывать  значительное обратное воздействие  на развитие социально-экономических  и политических отношений. Они обосновали экономические, политические и идеологические предпосылки необходимости права  в социалистическом обществе. Остро  критикуя буржуазное право и доказывая  необходимость его революционной  отмены, они не выступали за ликвидацию в ходе пролетарской революции всякого  права вообще. В.И. Ленин писал  по этому поводу: "...не впадая в  утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются  работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок  такой перемены отмена капитализма  не дает сразу".

 

Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая  независимо от того, к мирной или  немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися  во главе с рабочим классом.

 

Социалистическая революция  изменила экономическое основы жизни  общества, посягая на частную собственность  как таковую, а не только на отдельные  ее формы. Такому глубокому перевороту в экономических отношениях неизбежно  соответствовал столь же глубокий правовой переворот. Речь идет об отмене и признании  недействительными всех законов, охранявших и закреплявших существование старых органов государственной власти и старый правопорядок. Этот переворот  в правовой жизни выступал не как  простое отрицание старого права, а как переход к высшему  историческому типу права, включающий в себя некоторые старые правовые формы, которые использовались в  интересах социалистического строительства.

 

Слом старого права  являлся составной частью, результатом  и следствием слома эксплуататорской государственной машины. Слом политических учреждений предшествовал и в  значительной мере предопределял слом правовых учреждений.

 

Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а  при воздействии революционной  партии. Руководящая и направляющая роль марксистско-ленинской партии являлась главным условием становления  социалистической правовой системы.

 

Формы (пути) возникновения  социалистической правовой системы  были самыми разнообразными, в зависимости  от конкретного соотношения классовых  сил, степени сопротивления эксплуататоров, демократических юридических традиций и других специфических национальных особенностей той или иной страны.

 

При возникновении и развитии новых, социалистических правовых систем выявились и способы их возникновения, имеющие общее значение: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством  использования старых юридических  источников, в которые вкладывалось новое содержание, чем придавалось  им новое социальное значение.

 

На становление зарубежных социалистических правовых систем существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская.

 

Советская правовая система  предложила конкретные образцы юридических  норм и институтов, которые были восприняты полностью или послужили  образцом для создания сходных норм и институтов в других социалистических странах. Такое влияние советского правового опыта нашло свое выражение  уже при разработке и создании первых конституционных законов  во всех социалистических государствах.

 

Зарубежные правовые системы  являлись разновидностями социалистического  типа права, отражающими различные  формы реализации общих принципов  социалистического права. Они наряду с общими чертами обладали конкретными, своеобразными, национальными свойствами, отличающими их друг от друга.

 

Победа социалистических революций в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки привела  к созданию мировой системы социализма. Его развитие сопровождалось совершенствованием правового регулирования отношений  между социалистическими государствами. Социалистическое право регулировало отношения не только внутри одного социалистического общества, но и  между социалистическими странами. Оно превращалось в международное  явление.

 

Становление советской правовой системы начинается после победы вооруженного восстания в Петрограде в феврале 1917 г. и завершается  во второй половине 30-х годов, когда  государственная собственность  безраздельно возобладала в экономике, а большевистская идеология столь  же неоспоримо стала господствовать в духовной жизни общества, включая  его правосознание. Такие молниеносные темпы в оформлении принципиально  новой правовой системы сопоставимы  лишь со скоростью, с какой грандиозные  потрясения Beликой французской революции  и наполеоновских войн утвердили  на Европейском континенте новые  правовые институты.

 

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье  социалистического права, являясь  ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили  с ней внешнее сходство. Так, в  обеих правовых семьях – и в  романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя  юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права  на отрасли. И, тем не менее особенности  социалистической правовой системы  оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную  правовую семью – сначала в  РСФСР – СССР, затем в странах  Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).

 

После Второй мировой войны  возникла восточноазиатская группа социалистической правовой семьи –  право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение  по отношению к европейско-американской группе социалистического права.

 

2. Советская правовая система

 

В советской юридической  науке утверждалось, что в СССР реализуется принцип верховенства закона в системе источников права. На самом деле иерархия юридических  актов выглядела иначе.

 

1. В пирамиде системы  правовых норм находились правила,  исходившие от Центрального Комитета  ВКП(б) – КПСС либо от их  подразделений – Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата, отделов.  В силу сложившегося политического  обычая эти нормы имели приоритет  перед любыми другими правовыми  актами.

 

В то время как страны англосаксонской  и романо-германской правовых семей  переходили к демократическим формам законодательства на протяжении полутора, а то и двух-трех веков, СССР обрел  всеобщее (в том числе для женщин) избирательное право почти мгновенно  – в ходе революции 1917 г. Однако правосознание  основной массы населения оказалось  абсолютно неподготовленным к реальному  народовластию. Идеи о революционном  скачке в народоправство разбились  сразу, как только столкнулись с  подлинными правоотношениями. Не желая  отказываться от прежних лозунгов и  программных установок, КПСС, однако, силой обстоятельств стала выполнять  функцию дореволюционной аристократии (конечно, без ее культуры, традиций, образования и на совершенно иной идеологической базе).

 

Хотя правотворческая  задача "пролетарской аристократии" была предопределена историей, реализация этой миссии проводилась с прямолинейной  напористостью, свойственной, впрочем, всякой новой политической элите. Партийные  комитеты, начиная с Центрального, издавали постановления, адресованные "непосредственно государственным" (советской ветви) учреждениям, тогда  как с точки зрения формальной юриспруденции они могли обращаться только к членам своей партии в  этих учреждениях.

 

Выпячивание командной роли парткомов противоречило пропаганде преимуществ социалистического  строя. Поэтому с середины 30-х  годов получила широкое распространение  практика издания совместных постановлений  ЦК ВКП(б) – КПСС и Совета Министров (СНК) СССР. Она стала формой легализации  государственного нормотворчества  партийных комитетов. С партийной  точки зрения любое такое совместное постановление играло роль директивы  для парткомов и для рядовых  коммунистов. А участие правительства  в его утверждении придавало  акту общеобязательный юридический  характер. На практике совместные партийно-государственные  решения нередко рассматривались  правоприменительными органами как  надзаконные, что приводило к  подрыву принципа верховенства законов.

 

2. Значительную конкуренцию  законам составляло ведомственное  правотворчество. Чтобы замаскировать  вопиющие факты попрания авторитета  закона, "верхи" стали расширительно  толковать понятие "законодательство".

 

Огромная масса циркуляров, правил, регламентов, инструкций сопровождала каждый шаг руководителя предприятия, цеха, директора школы, вообще любого специалиста. К концу 70-х – началу 80-х годов только в сфере управления народным хозяйством накопилось до 200 000 различных приказов, инструкций и  иных подзаконных актов. Многочисленные предписания подавляли количеством, противоречили друг другу и законам. Руководители ведомств явочным порядком присвоили себе своеобразное право  вето на законодательные акты: установился  порядок, когда даже законы СССР действовали  в системе данного ведомства  только после издания министром  соответствующего приказа.

 

3.      Таким образом,  собственно законы в реальных  правоотношениях оказались вытесненными  с верхнего яруса в пирамиде  источников права. Этому способствовало  то, что самих актов законодательствования  было принято очень мало: за  полвека, прошедшие от опубликования  Конституции 1936 г. до преобразования  советского парламента в 1988 г., Верховный Совет СССР принял  всего 81 закон. Цифра возрастет  вдвое, если присовокупить к  ней законодательные акты об  утверждении народнохозяйственных  планов, о бюджете страны и  об утверждении указов Президиума  Верховного Совета СССР.

Информация о работе Социалистическое право как особый исторический тип права